С давних времен люди разных стран в своих приветствиях и поздравлениях желают друг другу здоровья, понимая, как это важно в жизни. Однако практика показывает, что у большинства из нас либо отсутствуют необходимые знания о правилах сохранения здоровья, либо не воспитана потребность их выполнять. Какие составляющие входят в понятие - здоровье? Это три взаимосвязанных компонента: физическое, психическое и душевное здоровье. Как учитель физкультуры вижу свою задачу в сохранении физического здоровья воспитанников. Считаю, что в решении этой задачи важную роль играет внеурочная деятельность.
Актуальность видится в том, что внеурочная деятельность является одной из форм организации свободного времени учащихся, составной частью учебно-воспитательного процесса и понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, в общении со сверстниками, участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности и в сохранении здоровья. Федеральные государственные стандарты нового поколения нацеливают нас на развитие и совершенствование внеурочной деятельности.
Реализация программ по внеурочной деятельности создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка. Внеурочная деятельность способствует более разностороннему удовлетворению индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеурочной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
Целью своего педагогического труда считаю содействие развитию личности школьника посредством спортивной внеурочной деятельности.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- влиять посредством физических упражнений на основные системы организма ребенка;
- воспитывать привычку к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными видами спорта в свободное от уроков время;
- формировать адекватную оценку собственных физических возможностей;
- содействовать гармоничному физическому развитию;
- формировать навыки позитивного коммуникативного общения.
При реализации задач по достижению цели использую здоровьесберегающую технологию (учитываю группу здоровья, половозрастные особенности, психологическое состояние учащихся, а также погодные условия, если занятия проходят на свежем воздухе) и игровую технологию. Использую в полном объёме спортивную базу лицея.
Игра – ведущая деятельность детей. В процессе внеурочной деятельности включаю детей как в традиционные спортивные игры, такие как баскетбол или волейбол, так и в народные игры, тем самым пытаюсь реализовать задачи духовно-нравственного развития учеников. На что нацеливает нас Федеральный государственный стандарт нового поколения.
Подвижные игры - это естественный источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, стремлением к победе.
Правильно организованная внеурочная деятельность представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или формировать познавательные, физические потребности и способности каждого учащегося.
В ходе моей работы были достигнуты следующие результаты: улучшились физические качества учащихся: выносливость, сила, гибкость, координация движений и быстрота.
Выработалось у детей представление о важности физических упражнений для сохранения здоровья, о приёмах самоконтроля в процессе игры. Учащиеся получили дополнительные знания не только об основных видах спорта, соревнованиях, о технике безопасности во время занятий, оказании первой помощи при травмах, но и о традициях народа. У учащихся повысилась успеваемость по предмету, появился интерес к занятиям, изменилось отношение к своему здоровью как к ценности. У большинства детей выработалась привычка к самостоятельным занятиям физическими упражнениями в свободное время и появилась адекватная оценка собственных физических возможностей, увеличился % детей которые начали заниматься в спортивных секциях. Повысилась активность учащихся в работе на уроках по физической культуре.
В процессе формирования личности, воспитание как целостное воздействие на человека играет определённую роль, так как именно посредством его в сознании и поведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей деятельности. Поэтому от эффективной организации внеурочной деятельности зависит, в конечном счёте, состояние общественного сознания и общественной жизни.