Урок окружающего мира в 1-м классе «Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит»

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи урока:

Личностные УУД.

  • Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новых поставленных задач;
  • Cформировать умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы;
  • Развивать способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД.

  • Развивать самостоятельность при выполнении поставленных задач, умение оценивать правильность выполнения действий;
  • Получение конкретного результата при решении задачи (очищение воды)

Познавательные УУД.

  • Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • Развивать способность понимать знаки, символы, модели, приведённые в учебных пособиях; с помощью опыта показать процесс очистки воды.

Коммуникативные УУД .

  • Оказывать взаимопомощь;
  • Узнать, каково значение воды в жизни человека;
  • Обмениваться мнениями, слушать друг друга;
  • Воспитывать культуру речи, доброжелательное отношение к мнению других.

Тип урока:

  • Урок открытия новых знаний.

Оборудование:

  • учебник "Мир вокруг нас" А.А. Плешаков / 1 класс;
  • рабочая тетрадь "Мир вокруг нас" А.А. Плешаков / 1 класс;
  • глобус;
  • шаблоны из бумаги "капельки";,
  • рисунок Муравьишки - Вопросика и Мудрой Черепахи, рисунки для составления
  • схемы-модели, рисунок Злючки-Грязючки;
  • для опыта - мерный стакан, тушь, кисточка, воронка, фильтр;
  • м /проектор, интерактивная доска, компьютер.

Ход урока

1. Организационно-мотивационный момент.

Подготовка обучающихся к изучению изучаемого результата (прозвенел звонок, ребята проверяют рабочие места)

Прозвенел звонок весёлый
Все готовы? Всё готово?
Мы, сейчас, не отдыхаем,
Мы, работать начинаем.
На уроке будь старательным
Будь спокойным и внимательным.
Говорите четко, внятно,
Чтобы было все понятно.
Если друг стал отвечать,
Не спеши перебивать.

- Здравствуйте, ребята. Начинаем урок окружающего мира. Сегодня нам предстоит большая кропотливая работа. Вы должны быть очень внимательными, помогать друг другу.

- А когда работа получается лучше? (когда мы приходим в школу с хорошим настроением)

- С каким настроением вы сегодня пришли в школу? (дети показывают цветовые сигналы).

- Я вижу, что пришли вы сегодня с хорошим настроением. Значит, работать вы будете сегодня активно, всё у вас получится.

2. Разминка для рук, пальцев рук:

Руки вытянем вперёд,
А потом свои ладошки
Развернём наоборот
И похлопаем немножко.
- А теперь одну ладошку
Развернём наоборот
И похлопаем немножко-
Пусть другая отдохнёт.
- Мы приходим в огород,
Это что у нас растёт?
Ухватив за хвостик ловко
Тянем спелую морковку.
- Ну а с яблоньки в саду
Яблоко большое рву.

3. Подготовка к восприятию. (слайд 2)

Смотрите наш Муравьишка Вопросик принес нам загадку о воде:

Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу! (Вода)

4. Актуализация знаний.

– Значит, какая тема нашего урока?

- Ребята, а кто ответит : много ли воды на земле?

- Как проверить? (Показать на глобусе)

- Как догадались?

- Почему так много воды на земле? Кому нужна вода? (Выходят несколько учеников)

Зачем нужна вода растениям? (к доске выходит ученик (ромашка) и рассказывает, зачем ему нужна вода)

Ромашка. Мне нужна вода. Чтобы пить, чтобы жить, чтобы не погибнуть.

Нужна ли вода животным? (к доске выходит ученик (собака) и рассказывает зачем ему нужна вода)

И мне нужна вода. Я хочу пить 20 раз в день.

Нужна ли вода человеку? (к доске выходит ученик и рассказывает, зачем ему нужна вода)

А – я человек. Я очень люблю пить, хотя мне мама сказала, что человек может прожить без воды несколько дней. Но я не хочу жить без воды.

Ребятки значит, вода - добрый друг и помощник человека. Вода - это жизнь!

5. Постановка проблемы урока.

Ребята, сегодня утром умывались. Значит, все открывали кран и видели, как из него течет

(вода). А вы никогда не задумывались, откуда в наш дом приходит вода, и куда она потом уходит? (Предположение детей)

Проблема урока:

- Ребята, а кто догадался какая тема сегодняшнего урока? А Муравьишка – вопросник поможет нам проследить путь воды, которую мы используем дома. Будем учиться проводить опыты.

- Вы готовы?

6. Поиск решение проблемы.( слайд 3)

Ребята для вас Муравьишка подготовил небольшой рассказ.

- Текла речка. С незапамятных времён течёт. Бывало, кончится в доме вода, хозяйки скорее бегут к реке с вёдрами и низко кланяются ей: "Здравствуй, речка-матушка, водицы нам набрать!" И идут домой с полными вёдрами. Тяжело нести. Вот и решили люди "Хватит к речке на поклон ходить!" Проложили от берега трубы, поставили насосы. Повернёшь дома кран - льётся холодная прозрачная вод.

- Так пришёл в дом водопровод. Но в деревнях ещё сохранились колодцы, да вёдра с коромыслами. ( слайд 4)

К сегодняшнему уроку Муравьишка для нас набрал немного речной воды.

(беру стакан)

- Ребята, а кто это?

- Пока мы с вами общались к нам еще пришла еще одна гостья, которую зовут Злючка - Колючка.

- Как вы думаете, в какой воде она живет?

А что будет, если она попадет сразу в речку?

- Ребята, к нам еще один гость пришел? Кто это?

Посмотрите на нее она вся расстроенная, а как вы думаете почему?

Вот Муравьишка - вопросник нам подсказывает почему же капелька грустит?

А все потому что ее загрязнила Злючка –Грязнючка.

Наш помощник муравьишка посмотрел нашу капельку под увеличительным стеклом. И оказалось (слайд 5) что в одной маленькой капельки находится очень много опасных для здоровья микробов.

Первичное закрепление.

И поэтому чтобы мы с вами пили чистую воду вода проходит очищение на специальных станциях.( слайд 6)

7. Физкультминутка (раз подняться потянуться...)

8. Сказка о “больной” речке. ( доска)

Вернулся Муравьишка к речке.

Плачет малая речонка,
Одолел речонку страх.
Стала речка тонкой – тонкой,
Обмелела на глазах.

Собрались вместе обитатели реки, а узнать друг друга не могут. - Соседка, почему ты такая красная? - На берегу нашей речки построили завод и провели к воде две трубы. Одна берёт на завод чистую воду, а другая сливает в неё грязную. Вот я и стала от сточных вод красной...

- А ты почему жёлтая, как лимон? - Жила я на мелководье: плескалась, играла с подружками. Но вот прошёл сильный дождь. Ручей с берега принёс мутный поток. Чего только в нём не было: и удобрения, и ядохимикаты, и отходы.

- А ты, подружка, чего такая фиолетовая? Видела бы ты, какой на мне лежал груз? Банки, брёвна, даже колёса. Можно ли это выдержать? От такой натуги я и краснела, и синела, и зеленела... Вот и стала фиолетовой, еле-еле выбралась из под мусора.

- Не пугайтесь, подружки. Я такая же рыбка, как и вы, только почернела от нефти, которую возили по нашей речке. Нефть тонкой плёнкой покрыла воду, стало нечем дышать, нечем питаться, а на берегу лежат утки и умирают. Их крылья слиплись от нефти.

- Как же мы можем помочь обитателям этой реки? (ответы детей)

9. Физминутка. (слайд)

Отправляемся в путь!

10. Практическая работа: “Выполняем опыты с водой”

А вы бы хотели сами очистить грязную воду и победить Злючку-Грязнючку?

Тогда мы с вами будем работать в лаборатории, на очистных сооружениях.

В лаборатории все работают дружно, сообща. А вы сегодня будите работать в парах, помогая друг другу.

Опыт. Очищаем загрязнённую воду.

- Что мы делаем?

- Пока вода очищается, мы поможем капелькам воды подружиться.

- Что наблюдаем?

- Какая вода была в стакане? Какой она стала? Удалось ли поймать Злючку-Грязючку? Где она осталась? Значит, грязную воду можно очистить. Это и происходит на очистных сооружениях.

- Делаем вывод.

Прочистилась ли у нас вода.

-Через чего мы прочищали? ( а еще прочищают через толстый слой песка, если вы дома, то можно через ваточку и другие очищающие устройства.).

(стук в дверь) Ну ,наконец то вы дошли до нас Мудрая черепаха.

- Откуда в наш дом приходит вода?

- Куда загрязнённая вода уходит?

- Как люди защищают реки от Злючки - Грязючки? (ответы детей)

Ребята, я для вас кое-что принесла. А вот что вы узнаете в конце урока.

Общий вывод: (слайд) (1 ученик к доске) (раздать капельки)

1. Вода из реки или подземная вода приходит в станцию очистки воды.

2. Очищенная вода приходит в наш дом.

3. Из нашего дома загрязнённая вода попадает в очистные сооружения.

4. Очищенная вода возвращается в реку.

Посмотрите на нашу капельку, что с ней произошло?

11. Рефлексия.

Ребята посмотрите на нашу капельку, она улыбнулась. Значит, мы с вами сделали все верно.

Сейчас мы с вами оценим урок. У вас на столе лежит капелька воды если:

  • вам урок понравился, и вы все поняли, значит, рисуем капельке улыбочку.
  • если вам что-то было не понятно, то вы рисуете грустное личико у капель.