Цели и задачи урока:
Личностные УУД.
- Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новых поставленных задач;
- Cформировать умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы;
- Развивать способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД.
- Развивать самостоятельность при выполнении поставленных задач, умение оценивать правильность выполнения действий;
- Получение конкретного результата при решении задачи (очищение воды)
Познавательные УУД.
- Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- Развивать способность понимать знаки, символы, модели, приведённые в учебных пособиях; с помощью опыта показать процесс очистки воды.
Коммуникативные УУД .
- Оказывать взаимопомощь;
- Узнать, каково значение воды в жизни человека;
- Обмениваться мнениями, слушать друг друга;
- Воспитывать культуру речи, доброжелательное отношение к мнению других.
Тип урока:
- Урок открытия новых знаний.
Оборудование:
- учебник "Мир вокруг нас" А.А. Плешаков / 1 класс;
- рабочая тетрадь "Мир вокруг нас" А.А. Плешаков / 1 класс;
- глобус;
- шаблоны из бумаги "капельки";,
- рисунок Муравьишки - Вопросика и Мудрой Черепахи, рисунки для составления
- схемы-модели, рисунок Злючки-Грязючки;
- для опыта - мерный стакан, тушь, кисточка, воронка, фильтр;
- м /проектор, интерактивная доска, компьютер.
Ход урока
1. Организационно-мотивационный момент.
Подготовка обучающихся к изучению изучаемого результата (прозвенел звонок, ребята проверяют рабочие места)
Прозвенел звонок весёлый
Все готовы? Всё готово?
Мы, сейчас, не отдыхаем,
Мы, работать начинаем.
На уроке будь старательным
Будь спокойным и внимательным.
Говорите четко, внятно,
Чтобы было все понятно.
Если друг стал отвечать,
Не спеши перебивать.
- Здравствуйте, ребята. Начинаем урок окружающего мира. Сегодня нам предстоит большая кропотливая работа. Вы должны быть очень внимательными, помогать друг другу.
- А когда работа получается лучше? (когда мы приходим в школу с хорошим настроением)
- С каким настроением вы сегодня пришли в школу? (дети показывают цветовые сигналы).
- Я вижу, что пришли вы сегодня с хорошим настроением. Значит, работать вы будете сегодня активно, всё у вас получится.
2. Разминка для рук, пальцев рук:
Руки вытянем вперёд, А потом свои ладошки Развернём наоборот И похлопаем немножко. |
- А теперь одну ладошку Развернём наоборот И похлопаем немножко- Пусть другая отдохнёт. - Мы приходим в огород, Это что у нас растёт? |
Ухватив за хвостик ловко Тянем спелую морковку. - Ну а с яблоньки в саду Яблоко большое рву. |
3. Подготовка к восприятию. (слайд 2)
Смотрите наш Муравьишка Вопросик принес нам загадку о воде:
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу! (Вода)
4. Актуализация знаний.
– Значит, какая тема нашего урока?
- Ребята, а кто ответит : много ли воды на земле?
- Как проверить? (Показать на глобусе)
- Как догадались?
- Почему так много воды на земле? Кому нужна вода? (Выходят несколько учеников)
Зачем нужна вода растениям? (к доске выходит ученик (ромашка) и рассказывает, зачем ему нужна вода)
Ромашка. Мне нужна вода. Чтобы пить, чтобы жить, чтобы не погибнуть.
Нужна ли вода животным? (к доске выходит ученик (собака) и рассказывает зачем ему нужна вода)
И мне нужна вода. Я хочу пить 20 раз в день.
Нужна ли вода человеку? (к доске выходит ученик и рассказывает, зачем ему нужна вода)
А – я человек. Я очень люблю пить, хотя мне мама сказала, что человек может прожить без воды несколько дней. Но я не хочу жить без воды.
Ребятки значит, вода - добрый друг и помощник человека. Вода - это жизнь!
5. Постановка проблемы урока.
Ребята, сегодня утром умывались. Значит, все открывали кран и видели, как из него течет
(вода). А вы никогда не задумывались, откуда в наш дом приходит вода, и куда она потом уходит? (Предположение детей)
Проблема урока:
- Ребята, а кто догадался какая тема сегодняшнего урока? А Муравьишка – вопросник поможет нам проследить путь воды, которую мы используем дома. Будем учиться проводить опыты.
- Вы готовы?
6. Поиск решение проблемы.( слайд 3)
Ребята для вас Муравьишка подготовил небольшой рассказ.
- Текла речка. С незапамятных времён течёт. Бывало, кончится в доме вода, хозяйки скорее бегут к реке с вёдрами и низко кланяются ей: "Здравствуй, речка-матушка, водицы нам набрать!" И идут домой с полными вёдрами. Тяжело нести. Вот и решили люди "Хватит к речке на поклон ходить!" Проложили от берега трубы, поставили насосы. Повернёшь дома кран - льётся холодная прозрачная вод.
- Так пришёл в дом водопровод. Но в деревнях ещё сохранились колодцы, да вёдра с коромыслами. ( слайд 4)
К сегодняшнему уроку Муравьишка для нас набрал немного речной воды.
(беру стакан)
- Ребята, а кто это?
- Пока мы с вами общались к нам еще пришла еще одна гостья, которую зовут Злючка - Колючка.
- Как вы думаете, в какой воде она живет?
А что будет, если она попадет сразу в речку?
- Ребята, к нам еще один гость пришел? Кто это?
Посмотрите на нее она вся расстроенная, а как вы думаете почему?
Вот Муравьишка - вопросник нам подсказывает почему же капелька грустит?
А все потому что ее загрязнила Злючка –Грязнючка.
Наш помощник муравьишка посмотрел нашу капельку под увеличительным стеклом. И оказалось (слайд 5) что в одной маленькой капельки находится очень много опасных для здоровья микробов.
Первичное закрепление.
И поэтому чтобы мы с вами пили чистую воду вода проходит очищение на специальных станциях.( слайд 6)
7. Физкультминутка (раз подняться потянуться...)
8. Сказка о “больной” речке. ( доска)
Вернулся Муравьишка к речке.
Плачет малая речонка,
Одолел речонку страх.
Стала речка тонкой – тонкой,
Обмелела на глазах.
Собрались вместе обитатели реки, а узнать друг друга не могут. - Соседка, почему ты такая красная? - На берегу нашей речки построили завод и провели к воде две трубы. Одна берёт на завод чистую воду, а другая сливает в неё грязную. Вот я и стала от сточных вод красной...
- А ты почему жёлтая, как лимон? - Жила я на мелководье: плескалась, играла с подружками. Но вот прошёл сильный дождь. Ручей с берега принёс мутный поток. Чего только в нём не было: и удобрения, и ядохимикаты, и отходы.
- А ты, подружка, чего такая фиолетовая? Видела бы ты, какой на мне лежал груз? Банки, брёвна, даже колёса. Можно ли это выдержать? От такой натуги я и краснела, и синела, и зеленела... Вот и стала фиолетовой, еле-еле выбралась из под мусора.
- Не пугайтесь, подружки. Я такая же рыбка, как и вы, только почернела от нефти, которую возили по нашей речке. Нефть тонкой плёнкой покрыла воду, стало нечем дышать, нечем питаться, а на берегу лежат утки и умирают. Их крылья слиплись от нефти.
- Как же мы можем помочь обитателям этой реки? (ответы детей)
9. Физминутка. (слайд)
Отправляемся в путь!
10. Практическая работа: “Выполняем опыты с водой”
А вы бы хотели сами очистить грязную воду и победить Злючку-Грязнючку?
Тогда мы с вами будем работать в лаборатории, на очистных сооружениях.
В лаборатории все работают дружно, сообща. А вы сегодня будите работать в парах, помогая друг другу.
Опыт. Очищаем загрязнённую воду.
- Что мы делаем?
- Пока вода очищается, мы поможем капелькам воды подружиться.
- Что наблюдаем?
- Какая вода была в стакане? Какой она стала? Удалось ли поймать Злючку-Грязючку? Где она осталась? Значит, грязную воду можно очистить. Это и происходит на очистных сооружениях.
- Делаем вывод.
Прочистилась ли у нас вода.
-Через чего мы прочищали? ( а еще прочищают через толстый слой песка, если вы дома, то можно через ваточку и другие очищающие устройства.).
(стук в дверь) Ну ,наконец то вы дошли до нас Мудрая черепаха.
- Откуда в наш дом приходит вода?
- Куда загрязнённая вода уходит?
- Как люди защищают реки от Злючки - Грязючки? (ответы детей)
Ребята, я для вас кое-что принесла. А вот что вы узнаете в конце урока.
Общий вывод: (слайд) (1 ученик к доске) (раздать капельки)
1. Вода из реки или подземная вода приходит в станцию очистки воды.
2. Очищенная вода приходит в наш дом.
3. Из нашего дома загрязнённая вода попадает в очистные сооружения.
4. Очищенная вода возвращается в реку.
Посмотрите на нашу капельку, что с ней произошло?
11. Рефлексия.
Ребята посмотрите на нашу капельку, она улыбнулась. Значит, мы с вами сделали все верно.
Сейчас мы с вами оценим урок. У вас на столе лежит капелька воды если:
- вам урок понравился, и вы все поняли, значит, рисуем капельке улыбочку.
- если вам что-то было не понятно, то вы рисуете грустное личико у капель.