В рамках системы общего образования существует большое количество видов образовательных учреждений. Среди них, помимо традиционной средней общеобразовательной школы, выделяют гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением предметов. Однако и общеобразовательные школы имеют особенности. Так, школа № 81 г.Краснодара территориально отдалена от центра города, вузов, учреждений культуры, и является единственным культурно-образовательным центром микрорайона. При исследовании социального паспорта школы, отмечено, что уровень безработицы среди родителей учащихся школы составляет 9 %. В классах учатся дети из семей со средним достатком, а также из малообеспеченных семей. Многие ученики не видят для себя личностной перспективы развития после окончания школы и поэтому не заинтересованы в изучении учебных предметов. Ряд учащихся, определившихся профессионально, считают, что некоторые предметы, в частности – физика, не нужны для освоения ими будущей профессии.
Исследования уровня мотивации учеников 7,8,9 классов к школе и обучению, показали следующие результаты: 5% учеников имеют высокий уровень мотивации, 41% показали хорошую мотивация, у 19% учащихся низкая мотивация, 35% проявили положительное отношение к школе, но школа привлекает их как место пребывания (мало сформированы познавательные мотивы). Однако, 40% учеников, при этом, считают, что физика пригодится им для поступления в колледж, вуз, а также необходима в будущей профессии.
Следует также отметить, что, несмотря на положительное отношение к предмету физике, при ее изучении ученики сталкиваются со значительными трудностями. А, поскольку многие учащиеся все-таки собираются сдавать экзамены по физике, в дальнейшем использовать знания и умения, возникает необходимость поиска такой технологии или методики, которая бы позволила заинтересовать учащихся предметом и включить их в его изучение на посильном для каждого уровне. Применяемая технология, кроме того, должна помочь сформировать умения, заложенные как результаты обучения согласно новому образовательному стандарту [4].
Исследуя особенности учащихся, их потребности, познавательные возможности было сделано предположение, которое после первых проб подтвердилось, что наиболее эффективной технологией обучения школьников, которым нужна, в основном, практическая физика, является технология проектного обучения.
Метод проектов широко известен и издавна используется в мировой педагогической практике. Впервые он был описан в книге «Метод проектов» в 1918 г. американским психологом и педагогом Вильямом Килпатриком, хотя его и начали использовать значительно раньше. Метод проектов, наряду с некоторыми другими методами, отражает основные принципы личностно ориентированного подхода, гуманистической педагогики [1]. Это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, разрешение проблемной ситуации. Проектное обучение позволяет рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем, сформировать у учащегося опыт творческой деятельности, позволяет ученику самостоятельно либо, работая в группе, ставить проблему и решать её. Многими педагогами доказано, что при использовании метода проектов в обучении возникает высокая мотивация, заинтересованность учеников в самостоятельном получении новых знаний. Однако применение метода проектов в классическом виде требует больших временных затрат и в большей степени применяется во внеурочной деятельности. В этом случае, в проектную деятельность вовлекается недостаточное число учащихся, а сформировать необходимые в современном мире знания, умения, необходимо у большинства учащихся.
На современном этапе развития школьного
образования возникает интерес педагогов к
использованию метода проектов в преподавании
учебных дисциплин в рамках одного урока. Такие
проекты, которые укладываются в один урок, часть
урока или несколько занятий наиболее
востребованы в школе и интересны с методической
точки зрения. Основной формой работы на уроке
при выполнении мини проектов является групповая
работа, которая способствует взаимообучаемости
школьников, взаиморазвитию, формированию
востребованных в настоящее время проблемных,
информационных, коммуникативных умений.
Содержание курса физики дает возможность
формировать все указанные результаты обучения
при организации мини проектов.
Опыт применения мини проектов показал их
наибольшую эффективность в основной школе.
При выборе тем проектов необходимо учитывать
возрастные и индивидуальные особенности
обучающихся, предметное содержание курса физики,
результативность проектной деятельности. В
таблице 1 отражена тематика и типология мини
проектов, разработанная нами в процессе пробного
эксперимента по внедрению проектной технологии
в процесс обучения физике на уроке.
Таблица 1.
Класс |
Тип проектов |
Предметное содержание, темы уроков мини проектов |
Результат |
7 класс | Информационно-практические | .Физика в природе 1. Экскурсия в зимний лес. 2.Давление твердых тел. 3. Плавание тел 4. Выяснение условия равновесия рычага. 5.Определение плотности твердого тела |
Повышение мотивации, развитие познавательного интереса, практических умений, первичных коммуникативных. |
8 класс | Практико-исследовательские | Физика в
быту
1. Исследование видов теплопередачи. 2. Работа и мощность электрического тока. 3. Изучение последовательного и параллельного соединения проводников. 4. Дефекты зрения |
Углубление знаний, развитие практических и экспериментальных умений, коммуникативных. |
9 класс | Исследовательские | Техническое применение физики 1. Физика и музыка. 2. Виды механического движения. 3. Изучение явления электромагнитной индукции |
Выбор профиля или направления дальнейшего обучения, углубление и расширение знаний, формирование исследовательских, информационных умений. |
Период начала изучения физики совпадает со средним школьным возрастом – это 10 -15 лет. Неумение связывать восприятие окружающей жизни с учебным материалом – характерная особенность учеников среднего школьного возраста. Ведущая деятельность учеников данного возраста – общение, характерная черта внимания – его специфическая избирательность: интересные уроки или интересные дела очень увлекают подростков, и тогда они могут долго сосредотачиваться на одном явлении или материале. Именно в этом возрасте доминирует познавательная потребность и при ее удовлетворении, у ученика формируются устойчивые познавательные интересы, которые определяют его положительное отношение к учебным предметам. В 7 классе важно сформировать устойчивую мотивацию к изучению физики, познавательный интерес. Учащимся предлагаются информационно-практические проекты (проекты, ориентированные на изучение явлений природы). Такой тип проектов требует следующей организации, предложенной Е.А.Румбешта [3]:
Этапы урока-проекта |
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
1. Оформление замысла (идеи)проекта. Постановка цели. |
Обсуждают идею проекта, формулируют цель. |
Направляет обсуждение идеи. Участвует в формулировке цели. |
2. Планирование способа реализации идеи проекта для достижения цели. |
Планируют способ выполнения проекта. Распределяют между собой виды деятельности ( поиск недостающей информации, анализ и обобщение информации, планирование эксперимента и пр.) |
Консультирует учеников, оказывает помощь в распределении совместной работы в группе. |
3. Выполнение проекта |
Выполняют проект |
Корректирует деятельность учеников |
4. Проверка и оценка результатов проектной деятельности. |
Сопоставляют полученный результат с поставленной целью. Оценивают вклад каждого члена группы в общую работу по созданию проекта. |
Разрабатывает вместе с учениками критерии оценки совместной деятельности в проекте. Предлагает способ оценки по критериям. |
5. Рефлексия |
Осуществляют рефлексию по карте рефлексии. |
Предлагает ученикам карту рефлексии. |
6. Представление результатов проекта (защита проекта), отметка за проект. |
Выделяют представителя от группы для защиты проекта, оформителя проекта, учеников, отвечающих на вопросы по содержанию проекта, экспертов. Эксперты вместе с учителем разрабатывают экспертную карту. |
Выставляет оценку участникам проектной деятельности вместе с экспертами. Участвует в разработке экспертной карты или разрабатывает сам. |
Урок «Экскурсия в зимний лес» проводится в форме виртуальной экскурсии в зимний лес, в ходе которой ученикам предстоит выполнить два мини проекта, направленных на изучение физических явлений, встречающихся зимой в природе. В процессе выполнения первого мини проекта «Найди эффективное средство передвижения» ученикам предлагается рассчитать давление, производимое стоя на снегу на лыжах, в сапогах и на санках.
Этапы урока-проекта |
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
1. Оформление замысла (идеи)проекта. Постановка цели. |
Обсуждают как удобнее пробираться через сугробы, на лыжах, например, формулируют цель: Найти эффективное средство передвижения. |
Предлагает совершить виртуальный поход в лес по дороге, затем по сугробам по рыхлому снегу и затем скатиться с горы. |
2. Планирование способа реализации идеи проекта для достижения цели. |
Планируют способ выполнения проекта. Сначала обсуждают, чтобы добраться до леса необходимо сначала пройти по дороге в сапогах, значит необходимо рассчитать, какое давление оказывает человек, стоя в сапогах. Далее предлагают пройти по рыхлому снегу на лыжах, а значит нужно рассчитать, какое давление производим, стоя в лыжах. И потом, скатываясь с горы на санках или санках ледянках. Распределяют между собой виды деятельности, некоторые рассчитывают давление, другие проводят необходимые измерения (длину и ширину лыжи, обрисовывают след сапога, чтобы найти площадь опоры). |
Консультирует учеников, оказывает помощь в распределении совместной работы в группе. |
3. Выполнение проекта |
Распределившись на группы, выполняют проект. Каждая группа рассчитывает какое давление производит человек, стоя в сапогах, на лыжах, сидя в санках или на санках-ледянках. Для этого в группах распределены роли: одни проводят измерения, другие расчеты, трети оформляют результаты. |
Корректирует деятельность учеников, засекает время в течение которого каждая группа доберется до леса. |
4. Проверка и оценка результатов проектной деятельности. |
Сравнивают давление, оказываемое человеком, стоя в сапогах, лыжах и на санках. Оценивают вклад каждого члена группы в общую работу по созданию проекта. |
Объявляет, какая группа первая добралась до леса. Предлагает способ оценки по критериям: очередность выполнения, правильность расчета, оригинальность решения задачи. |
5. Рефлексия |
Осуществляют рефлексию по карте рефлексии. |
Предлагает ученикам карту рефлексии. |
6. Представление результатов проекта (защита проекта), отметка за проект. |
Выделяют представителя от группы для защиты проекта, оформителя проекта, учеников, отвечающих на вопросы по содержанию проекта, экспертов. |
Выбираем одного члена группы в
качестве эксперта, таким образом, формируется
экспертная группа, которая вместе с учителем
выставляет оценку участникам проектной
деятельности. |
Карта рефлексии для учеников:
1. Своей работой на уроке я (доволен / не доволен)
2. Материал урока мне был (полезен / бесполезен
интересен / скучен)
3. Мое
настроение (стало
лучше / стало хуже)
4. Какой стиль общения преобладал в работе вашей
группы (ориентированный на
человека; ориентированный на выполнение
задания)
5. Где вам в жизни пригодятся полученные
сегодня знания и умения?
6. Какие новые умения приобретены Вами?
При выполнении данного мини проекта у учеников формируется умение обосновать ход эксперимента, измерительные, практические навыки, т.к. для того чтобы рассчитать давление, обучающиеся должны провести измерения, рассчитать площадь опоры, вес и давление. Проведя необходимые расчеты, сравнить полученные результаты и сделать вывод, в каком случае производится наименьшее давление, а следовательно это средство передвижения наиболее эффективно. Работая в группе у обучающихся формируются коммуникативные навыки, умение отвечать на вопросы. Ученики приобретают знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений, как например, какую пользу приносит увеличение площади опоры при передвижении по рыхлому снегу.
Второй мини проект, состоит в том, чтобы найти безопасный и быстрый способ скатывания с горы, в ходе которого ученики дают ответ на вопрос: в чем заключаются различия в способах скатывания детей с горки? К выполнению этого мини проекта ребята готовятся заранее, исследуя на практике, катясь с горки на разных материалах, измеряют скорость и время движения.
В процессе выполнения этого проекта у учеников формируются экспериментальные умения, навыки работы с измерительными приборами, умение проводить наблюдения (наблюдали за снежинками в лесу и готовили сообщения о форме снежинок), умения связывать полученные знания с повседневной жизнью, а также формируются навыки работы в группе с выполнением различных ролей.
На уроке ученики докладывают о результатах своей деятельности. Задача учителя – проконтролировать соблюдение временных рамок выполнения проекта, обсудить процесс работы, по возможности, сохранить самостоятельность в работе своих учеников, тем самым формируя побудительный мотив учебной деятельности. Выполняя такие информационные, практические мини проекты у учеников формируется устойчивый познавательный интерес к предмету, потому что физические знания тесно переплетаются с повседневной жизнью.
Исследуя уровень мотивации учеников 7 класса к предмету на начало учебного года и на конец года, можно сделать вывод, что уровень мотивации повышается, а также повышается качество знаний и интерес к предмету.
Таблица 2.
Нравятся уроки | Предпочли бы не пойти на урок | Хотят получать домашнее задание | Родители заставляют учить физику | Хотят больше знать по предмету | |
начало | 60% | 25% | 25% | 65% | 40% |
конец | 70% | 12% | 36% | 30% | 60% |
Педагогический эксперимент по включению метода проектов в классно-урочную систему продолжается третий год и дает положительные результаты. Уроки мини проекты позволяют формировать практические и экспериментальные умения, позволяют ученикам углубить свои знания, а также у учащихся формируются коммуникативные навыки, устойчивый познавательный интерес к физике. Основным показателем повышения интереса к предмету можно считать выбор учеников предмета физика для сдачи экзамена по выбору. ( 54% учеников 9 класса).
Литература:
- Полат Е.С. Новые педагогические технологии : Пособие для учителей. М., 1997
- Современная гимназия: взгляд теоретика и практика/ Под ред. Е.С.Полат – М.,2000. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С.Полат – М., 2000
- Румбешта Е.А., Альникова Т.В. Теория и методика обучения физике. Современные технологии в обучении физике.: Учебно-методическое пособие. – Томск: Изд-во Томского государственного педагогического университета, 2008. – 175с.
- Примерные программы основного общего образования. Физика. Естествознание. – М.: Просвещение, 2009. – 80с.(стандарты второго поколения).