Цель урока: познакомить учащихся с особенностями строения мукора и дрожжей.
Задачи:
- выяснить особенности строения, размножения и условия жизни плесневых грибов и дрожжей;
- развивать умение готовить микропрепараты и наблюдать их под микроскопом;
- воспитывать трудолюбие, умение работать в группах
УУД
- Познавательные. Устанавливают причинно-следственные связи строения грибов и их среды обитания
- Регулятивные. Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения
- Коммуникативные. Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений
- Личностные. Формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы
Решаемые учебные проблемы: развитие у учащихся навыков самостоятельности и саморазвития
Оборудование: образовательные интернет-ресурсы drofa.ru school-collection.edu.ru, микроскопы, лупы, препаровальные наборы, стекла, плесневые грибы, медиапроектор, ноутбук, ЦОР: презентация «Плесневые грибы и дрожжи»
Технологии: групповая, критического мышления (мозговой штурм), игровая, проблемная, ИКТ
Тип урока: изучения нового материала
УМК: В.В.Пасечник «Вертикаль» « Биология. Бактерии. Грибы. Растения.» 5 класс М.: «Дрофа», 2014.– 141с. , (п.15 с 78)
СТРУКТУРА УРОКА
1. Актуализация знаний
Цель: актуализация имеющихся знаний; развитие познавательных интересов и инициативы учащихся; формирование коммуникативных умений.
1 ученик.
а) Оставь в корзинке только съедобные грибы.
б) Найди грибы-двойники (лисички). Как отличить?
Как оказать первую помощь при отравлении
грибами?
Фронтальный опрос. Игра «Вопрос – ответ»
– Как называется вегетативное тело грибов?
Из чего оно состоит?
– Какое строение имеет плодовое тело шляпочных
грибов?
– Что находится в трубочках или на
пластинках? .Для чего они ?
– Какими организмами являются грибы по способу
питания? , по способу поглощения ?
– Чего нет в клетках грибов в отличие от
растений?
– Как называется симбиоз мицелия гриба с
корнями растений?
– Какие грибы называются сапрофитами?
– Зачем разводят плодовые тела в овощных
хозяйствах?
2. Целеполагание
Цель: формирование познавательных мотивов учебной деятельности
– А сегодня мы будем говорить о грибах, которые
сами вырастают на хлебе, овощах.
– А еще об одноклеточных грибах. (на доске
иллюстрации).
– Какова тема нашего урока?
– На столе стоят микроскопы, поставьте цели
урока.
3. Создание проблемной ситуации
Цель: вызвать у учащихся эмоциональную реакцию затруднения.
– Какие изменения произошли с гранатом на
правом рисунке?
– Можно ли считать эти изменения результатом
деятельности грибов?
– Докажите. Какие опыты вы ставили дома?
Формулируют учебную задачу: как
сохранить продукты свежими? Чем отличаются от
шляпочных грибов?
– По способу питания все изучаемые грибы
являются?
– Каких условий нужно избегать для роста
плесневых грибов? Где нужно хранить продукты?
4. Планирование
Цель: формирование способности анализировать, сравнивать
Самостоятельная работа. Познакомимся со строением плесневых грибов п.15. Ваша задача разобраться в строении:
1 ряд – изучает с.78 – гриб мукор
2 ряд – с.79 – гриб пеницилл
3 ряд – с.79, 80 – одноклеточные грибы дрожжи
По презентации одна группа рассказывает другой. Проводится словарная работа.
1. Как отличить мукор от других. плесневых грибов? (Белый пушистый налет, темнеет, нити мицелия тонкие, бесцветные, грибница – клетка одна с множеством ядер в цитоплазме, размножается вегет – обрывками грибницы, или спорами, которые находятся в спорангиях в виде шариков. Их можно рассмотреть только в мощный микроскоп) Фрукты, овощи, конский навоз. Размножается мицелием и спорами. Участвует в разложении растительных остатков.
Спорангий – орган, производящий споры у водорослей, растений, грибов.
2. Пеницилл поселяется на пищевых продуктах и почве. Грибница –много клеток, с 1 ядром, спорангии в виде кисточек, называют кистевик. В клетках образуется вещество убивающее бактерии. Гриб специально разводят для его получения пенициллина. Размножается мицелием и спорами. Изготавливают антибиотики – вещества, угнетающе действующие на бактерии
3. Дрожжи. Для приготовления хлеба,
пива, вина.
Из одной клетки, форм шара или овальная. Внутри
вакуоли, жировые капли Мицелий из овальных кл,
одноядерный ; обладает всеми основными
свойствами грибов
Живут в среде, богатой сахаром.+ чуть соль – рост
(быстро, выс. обмен в-в) Разлагают сахар на спирт и
углекислый газ (тесто легкое). Выделяется Е
расходуется на обеспечение
жизнедеятельности. Участвуют в разложении орган.
Соединений, вызывая брожение. Являются объектом
изучения биохимиков и генетиков
Размножаются почкованием и спорами, часть ядра
остается в матер.кл, а часть в почке; похожи на
цепи.
Пачки в магазинах – это спрессованные в виде
брикета, замороженные живые организмы.
5. Открытие нового знания
Лабораторная работа. Инструктивные карточки. [Приложение]
Групповая работа. Распределение обязанностей в группе.
Цель: формирование основ
практической работы, развитие умений находить
общее, высказывать свою точку зрения.
– Чем дрожжи отличаются от плесневых грибов? (нет
мицелия в виде нитей)
6. Применение нового знания
Цель: применить знания в новой ситуации
– Какие продукты поражает гриб мукор?
– Почему гриб поселяется на продуктах
питания? Откуда берутся споры на продуктах
питания?
– Как защитить продукты от поражения плесневыми
грибами?
– Как человек использует плесневые грибы?
– Как человек использует дрожжи?
– Почему дрожжевое тесто в теплом месте начинает
«подниматься»?
– Чем отличаются от шляпочных грибов?
Биологические задачи (дополнительно)
– Собрали плоды малины и земляники и оставили
их в стеклянной банке. Вскоре плоды дали сок, а
через несколько дней он забродил. Что могло
вызвать брожение сока?
– В тесто для выпечки добавляют пекарские
дрожжи. Каким получится хлеб без дрожжей? Почему?.
7. Рефлексия
Цель: формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока.
– Ребята призадумайтесь и ответьте что важного и значимого для вас вы уносите с сегодняшнего урока.
8. Домашнее задание
1. П. 15, с.80 – «подумайте»
Творческое задание:
– в таблице оформить сравнительную
характеристику гриба пеницилл и мукор (грибница)
– где в природе встречаются дрожжи? (показано,
что дрожжи постоянно обитают на поверхности ягод
винограда и других сладких плодов, в цветочном
нектаре, в кишечнике многих ксилофагов,
проложенных ими галереях и личиночных камерах, в
измельченной древесине, в кишечниках самых
разных беспозвоночных, на наземных частях
растений, в почве, листьях, пораженных тлей и т.д.;
произошли от плесневых гр? ) Круговорот?
– история открытия пеницилла
Приложение
Инструктивная карточка 1
Лабораторная работа (5 кл. ФГОС, Пасечник)
Тема. «Плесневый гриб мукор» (п.15 с.78 рис. 49 + раб тетр. на печ. основе с.34)
Цель:
Оборудование и материалы: натуральные объекты, готовый микропрепарат мукор
Ход работы:
1. Прочитай текст п.15 с. 78
2.Ознакомься со строением плесневого гриба
мукор рис.49
3. Вспомни правила ТБ и правила работы с
микроскопом.
4. Рассмотри внешнее строение гриба мукора с
помощью лупы. (опыт, поставленный дома)
5. Рассмотрите готовый микропрепарат. Найди
основные части гриба (грибницу, головки со
спорами). Какое строение имеет мицелий мукора.
Вывод:
– Каково строение мукора?
– Сходство и различия плесневых грибов
пеницилла и мукора.
Инструктивная карточка 2
Тема. «Приготовление культуры дрожжей и наблюдение за дрожжевыми клетками» (п.15 с.79, 80 рис. 50 + раб тетр. на печ. основе с.34)
Цель:
Оборудование и материалы: натуральные объекты
Ход работы:
Предварительная подготовка: (выращивание культуры дрожжей).
Для получения культуры дрожжей в теплое молоко + сахар + 10г дрожжей. На 15 мин. В теплое место. Развести 1:10 с водой.
1. Прочитай текст п.15 с. 79,80
2. Ознакомься со строением дрожжей рис.50
3. Вспомни правила ТБ и правила работы с
микроскопом.
3. Приготовь микропрепарат: каплю раствора
помести на предметное стекло, накрыть покровным
стеклом и удалить излишки жидкости
фильтровальной бумагой.
4. Рассмотри микропрепарат под микроскопом,
найти дрожжевую клетку, зарисовать в тетради.(при
малом и большом увеличении). Найди на клетках
выросты.
Вывод:
– Как размножаются дрожжи?
– На что похожи почкующиеся клетки дрожжей?
– Сравни строение плесневых грибов с дрожжами.