Урок-практикум по биологии на тему "Плесневые грибы и дрожжи". 5-й класс
Цель урока: познакомить учащихся с особенностями строения мукора и дрожжей.
Задачи:
- выяснить особенности строения, размножения и условия жизни плесневых грибов и дрожжей;
- развивать умение готовить микропрепараты и наблюдать их под микроскопом;
- воспитывать трудолюбие, умение работать в группах
УУД
- Познавательные. Устанавливают причинно-следственные связи строения грибов и их среды обитания
- Регулятивные. Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения
- Коммуникативные. Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений
- Личностные. Формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы
Решаемые учебные проблемы: развитие у учащихся навыков самостоятельности и саморазвития
Оборудование: образовательные интернет-ресурсы drofa.ru school-collection.edu.ru, микроскопы, лупы, препаровальные наборы, стекла, плесневые грибы, медиапроектор, ноутбук, ЦОР: презентация «Плесневые грибы и дрожжи»
Технологии: групповая, критического мышления (мозговой штурм), игровая, проблемная, ИКТ
Тип урока: изучения нового материала
УМК: В.В.Пасечник «Вертикаль» « Биология. Бактерии. Грибы. Растения.» 5 класс М.: «Дрофа», 2014.– 141с. , (п.15 с 78)
СТРУКТУРА УРОКА
1. Актуализация знаний
Цель: актуализация имеющихся знаний; развитие познавательных интересов и инициативы учащихся; формирование коммуникативных умений.
1 ученик.
а) Оставь в корзинке только съедобные грибы.
б) Найди грибы-двойники (лисички). Как отличить? Как оказать первую
помощь при отравлении грибами?
Фронтальный опрос. Игра «Вопрос – ответ»
– Как называется вегетативное тело грибов? Из чего оно
состоит?
– Какое строение имеет плодовое тело шляпочных грибов?
– Что находится в трубочках или на пластинках? .Для чего они
?
– Какими организмами являются грибы по способу питания? , по
способу поглощения ?
– Чего нет в клетках грибов в отличие от растений?
– Как называется симбиоз мицелия гриба с корнями
растений?
– Какие грибы называются сапрофитами?
– Зачем разводят плодовые тела в овощных хозяйствах?
2. Целеполагание
Цель: формирование познавательных мотивов учебной деятельности
– А сегодня мы будем говорить о грибах, которые сами вырастают
на хлебе, овощах.
– А еще об одноклеточных грибах. (на доске иллюстрации).
– Какова тема нашего урока?
– На столе стоят микроскопы, поставьте цели урока.
3. Создание проблемной ситуации
Цель: вызвать у учащихся эмоциональную реакцию затруднения.
– Какие изменения произошли с гранатом на правом
рисунке?
– Можно ли считать эти изменения результатом деятельности
грибов?
– Докажите. Какие опыты вы ставили дома?
Формулируют учебную задачу: как сохранить
продукты свежими? Чем отличаются от шляпочных грибов?
– По способу питания все изучаемые грибы являются?
– Каких условий нужно избегать для роста плесневых грибов?
Где нужно хранить продукты?
4. Планирование
Цель: формирование способности анализировать, сравнивать
Самостоятельная работа. Познакомимся со строением плесневых грибов п.15. Ваша задача разобраться в строении:
1 ряд – изучает с.78 – гриб мукор
2 ряд – с.79 – гриб пеницилл
3 ряд – с.79, 80 – одноклеточные грибы дрожжи
По презентации одна группа рассказывает другой. Проводится словарная работа.
1. Как отличить мукор от других. плесневых грибов? (Белый пушистый налет, темнеет, нити мицелия тонкие, бесцветные, грибница – клетка одна с множеством ядер в цитоплазме, размножается вегет – обрывками грибницы, или спорами, которые находятся в спорангиях в виде шариков. Их можно рассмотреть только в мощный микроскоп) Фрукты, овощи, конский навоз. Размножается мицелием и спорами. Участвует в разложении растительных остатков.
Спорангий – орган, производящий споры у водорослей, растений, грибов.
2. Пеницилл поселяется на пищевых продуктах и почве. Грибница –много клеток, с 1 ядром, спорангии в виде кисточек, называют кистевик. В клетках образуется вещество убивающее бактерии. Гриб специально разводят для его получения пенициллина. Размножается мицелием и спорами. Изготавливают антибиотики – вещества, угнетающе действующие на бактерии
3. Дрожжи. Для приготовления хлеба, пива,
вина.
Из одной клетки, форм шара или овальная. Внутри вакуоли, жировые
капли Мицелий из овальных кл, одноядерный ; обладает
всеми основными свойствами грибов
Живут в среде, богатой сахаром.+ чуть соль – рост (быстро, выс.
обмен в-в) Разлагают сахар на спирт и углекислый газ (тесто
легкое). Выделяется Е расходуется на обеспечение
жизнедеятельности. Участвуют в разложении орган. Соединений,
вызывая брожение. Являются объектом изучения биохимиков и
генетиков
Размножаются почкованием и спорами, часть ядра остается в матер.кл,
а часть в почке; похожи на цепи.
Пачки в магазинах – это спрессованные в виде брикета, замороженные
живые организмы.
5. Открытие нового знания
Лабораторная работа. Инструктивные карточки. [Приложение]
Групповая работа. Распределение обязанностей в группе.
Цель: формирование основ практической
работы, развитие умений находить общее, высказывать свою точку
зрения.
– Чем дрожжи отличаются от плесневых грибов? (нет мицелия в виде
нитей)
6. Применение нового знания
Цель: применить знания в новой ситуации
– Какие продукты поражает гриб мукор?
– Почему гриб поселяется на продуктах питания? Откуда берутся
споры на продуктах питания?
– Как защитить продукты от поражения плесневыми грибами?
– Как человек использует плесневые грибы?
– Как человек использует дрожжи?
– Почему дрожжевое тесто в теплом месте начинает «подниматься»?
– Чем отличаются от шляпочных грибов?
Биологические задачи (дополнительно)
– Собрали плоды малины и земляники и оставили их в стеклянной
банке. Вскоре плоды дали сок, а через несколько дней он забродил.
Что могло вызвать брожение сока?
– В тесто для выпечки добавляют пекарские дрожжи. Каким
получится хлеб без дрожжей? Почему?.
7. Рефлексия
Цель: формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока.
– Ребята призадумайтесь и ответьте что важного и значимого для вас вы уносите с сегодняшнего урока.
8. Домашнее задание
1. П. 15, с.80 – «подумайте»
Творческое задание:
– в таблице оформить сравнительную характеристику гриба
пеницилл и мукор (грибница)
– где в природе встречаются дрожжи? (показано, что дрожжи постоянно
обитают на поверхности ягод винограда и других сладких плодов, в
цветочном нектаре, в кишечнике многих ксилофагов, проложенных ими
галереях и личиночных камерах, в измельченной древесине, в
кишечниках самых разных беспозвоночных, на наземных частях
растений, в почве, листьях, пораженных тлей и т.д.; произошли от
плесневых гр? ) Круговорот?
– история открытия пеницилла
Приложение
Инструктивная карточка 1
Лабораторная работа (5 кл. ФГОС, Пасечник)
Тема. «Плесневый гриб мукор» (п.15 с.78 рис. 49 + раб тетр. на печ. основе с.34)
Цель:
Оборудование и материалы: натуральные объекты, готовый микропрепарат мукор
Ход работы:
1. Прочитай текст п.15 с. 78
2.Ознакомься со строением плесневого гриба мукор
рис.49
3. Вспомни правила ТБ и правила работы с микроскопом.
4. Рассмотри внешнее строение гриба мукора с помощью лупы.
(опыт, поставленный дома)
5. Рассмотрите готовый микропрепарат. Найди основные части
гриба (грибницу, головки со спорами). Какое строение имеет
мицелий мукора.
Вывод:
– Каково строение мукора?
– Сходство и различия плесневых грибов пеницилла и мукора.
Инструктивная карточка 2
Тема. «Приготовление культуры дрожжей и наблюдение за дрожжевыми клетками» (п.15 с.79, 80 рис. 50 + раб тетр. на печ. основе с.34)
Цель:
Оборудование и материалы: натуральные объекты
Ход работы:
Предварительная подготовка: (выращивание культуры дрожжей).
Для получения культуры дрожжей в теплое молоко + сахар + 10г дрожжей. На 15 мин. В теплое место. Развести 1:10 с водой.
1. Прочитай текст п.15 с. 79,80
2. Ознакомься со строением дрожжей рис.50
3. Вспомни правила ТБ и правила работы с микроскопом.
3. Приготовь микропрепарат: каплю раствора помести на предметное
стекло, накрыть покровным стеклом и удалить излишки жидкости
фильтровальной бумагой.
4. Рассмотри микропрепарат под микроскопом, найти дрожжевую
клетку, зарисовать в тетради.(при малом и большом увеличении).
Найди на клетках выросты.
Вывод:
– Как размножаются дрожжи?
– На что похожи почкующиеся клетки дрожжей?
– Сравни строение плесневых грибов с дрожжами.