Информация вокруг нас

Разделы: Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цели:

  • повышение интереса к информационным технологиям,
  • развитие познавательного интереса, расширение информационного кругозора, формировать навыки самообразования; развивать умения анализировать, делать выводы, выделять главное;
  • воспитание умения сотрудничать в коллективе, мотивация к самостоятельному изучению материала, умений проявлять инициативу.
  • расширить кругозор, закрепить знания развить находчивость, смекалку, пробудить интерес к различным областям науки, техники, искусства;
  • повысить уверенность в себе;
  • научить отстаивать свою точку зрения;
  • развить способность к толерантному общению, развить чувство товарищества и взаимовыручки;
  • развить умение объективно оценивать свои силы и возможности, играющие важную роль в стимулировании интеллектуального роста

Наглядность: слайды презентации,   раздаточный материал.

Тип урока: урок повторения и закрепления полученных знаний, нестандартный урок-игра

Методы: словесный, наглядный, практический, частично-поисковый

Материально-техническое оснащение урока: презентационный материал;листы с заданиями конкурсов, компьютер, проектор

Требования к знаниям и умениям:

должны знать:

  • что такое информационные технологии
  • что такое информационное общество
  • ценность информационных ресурсов

должны понимать:

  • роль информационных технологий в жизни человека и общества
  • современные возможности информационных технологий

должны уметь:

  • объяснять роль информационных технологий в обществе
  • уметь применять информационные технологии для решения реальных задач.

Используемая литература.

  1. Д.Златопольский “Интеллектуальные игры в информатике”
  2. Сафронов И.К. Задачник-практикум по информатике. – Спб.:БХВ-Петербург. 2002.
  3. Интернет-ресурсы

Содержание и ход урока

1. Организационный момент

  • Проверка присутствующих учащихся группы;
  • Постановка целей и задач урока;
  • Сообщение о форме проведения урока

Добрый день уважаемые студенты! Начать я хочу со слов “Кто владеет информацией, тот владеет миром!” Информация для человека – это, прежде всего, знания.

С тех пор, как существует мирозданье,
Такого нет, чтоб не нуждался в знанье
Какой мы не возьмем язык и век, -
Всегда стремился к знанью человек.

Этот урок мы проведем в форме игры, включающей 8 заданий. Чтобы выполнить задания вам необходимо вспомнить и использовать знания, полученные на предыдущих уроках, и ваша смекалка не помешает.

  • Задание № 1 “Эрудит”
  • Задание № 2 “Целое и часть”
  • Задание №3 “Расположить в хронологическом порядке”
  • Задание № 4 “Отгадай пословицу”
  • Задание № 5 “Лишний термин”
  • Задание № 6 “В одной связке”
  • Задание № 7 “Добавь одну букву и получи новое слово”
  • Задание № 8 “Удалите одну букву и получите новое слово”

За каждый правильный ответ вы получаете балл, сумма набранных баллов гарантирует соответствующую оценку в конце учебного занятия.

Посмотрите познавательное видео “Современные информационные технологии вокруг нас”

Задание № 1 “Эрудит” на экране возникают вопросы, а участники должны дать ответ.

  1. Название какого устройства в ПК с английского языка дословно переводится как “радостная палка” (джойстик)
  2. Название какого вычислительного устройства с древнегреческого языка переводится буквально как “измеряющий арифметику” (арифмометр- механическое счетное устройство)
  3. Какой элемент программы с английского языка переводится как “устанавливающий личность” (идентификатор – имя объекта в программе)
  4. Название какого документа переводится с английского как “составление списка” (листинг – распечатка текста программы)
  5. Название какой известной компьютерной фирмы может быть переведено с английского языка как “мелкомягкая” (Microsoft)

Задание № 2 “Целое и часть”. Для каждого из терминов в левой колонке, необходимо в правой колонке указать понятие, являющееся его составной частью.

Байт Бит
Клавиатура Кнопка
Меню Пункт
Гипертекст Ссылка
Массив Элемент
Презентация Слайд
Папка Файл

-  Музыкальная пауза Немного отдохнем и посмотрим красивые пейзажи и послушаем красивую музыку

Задание №3 “Расположить в хронологическом порядке”. Расположить названия носителей информации в хронологическом порядке их применения в ЭВМ.

  1. Перфолента - 2
  2. Перфокарта - 1
  3. Оптический диск - 5
  4. Магнитный диск - 4
  5. Магнитная лента - 3

Расположить приведенные значения количества информации в порядке их возрастания

  1. 106 Кбайт - 4
  2. 106 бит - 2
  3. 1024 байта - 1
  4. 8000000 бит - 3

Задание № 4 “Отгадай пословицу”. Студентам выдается закодированный текст, с помощью клавиатуры сотового телефона нужно разгадать задание

3644 35425 56746969 1 765-542626 5546746969

Ответ: Если долго мучиться что-нибудь получится

Задание № 5 “Лишний термин”. В группе терминов один термин является “лишним” найдите его.

  1. Два, пять, ноль, сумма, один, девять
  2. Умножение, удаление, вычитание, сложение, деление
  3. Клетчатый, красный, зеленый, синий
  4. Пробел, агат, Esc, Enter, Backspace
  5. Сантиметр, килобайт, бит, терабайт

Задание № 6 “В одной связке”. Сформировать словосочетания из двух слов левой и правой колонок, относящихся к информационным технологиям.

Администратор сети
Глобальная сеть
Жесткий диск
Лицензионная программа
Математическая модель
Персональный компьютер
Функциональная клавиша

Задание № 7 “Добавь одну букву и получи новое слово”. Добавь одну букву и получи новое слово, связанное с информационными технологиями.

Бак – абак, график – графика, иск – диск, кран – экран, папа – папка, ставка – вставка, форма – формат

Физкультминутка.  А теперь немного отдохнём.

Задание № 8 “Удалите одну букву и получите новое слово”. Удалите из слова одну букву и получите новое слово из информационных технологий.

Спорт – порт, белок – блок, бинт – бит, палата – плата, справка – правка, спуск – пуск, шифер – шифр

Человек рождается на свет,
Чтоб творить, дерзать – и не иначе,
Чтоб оставить в жизни добрый след
И решить все трудные задачи.

Сегодня мы с вами хорошо потрудились: узнали новое и вспомнили уже известное, отвечали на вопросы.

Подведем итоги  работы.

Используемая литература.

  1. Интеллектуальные игры в информатике. Д. Златопольский, С-Петербург, 2004 г.
  2. Внедрение новых форм и методов обучения, средств активизации познавательной деятельности студентов. Ермакова Т.И.

Приложение 1

Приложение 2