Цели:
- повышение интереса к информационным технологиям,
- развитие познавательного интереса, расширение информационного кругозора, формировать навыки самообразования; развивать умения анализировать, делать выводы, выделять главное;
- воспитание умения сотрудничать в коллективе, мотивация к самостоятельному изучению материала, умений проявлять инициативу.
- расширить кругозор, закрепить знания развить находчивость, смекалку, пробудить интерес к различным областям науки, техники, искусства;
- повысить уверенность в себе;
- научить отстаивать свою точку зрения;
- развить способность к толерантному общению, развить чувство товарищества и взаимовыручки;
- развить умение объективно оценивать свои силы и возможности, играющие важную роль в стимулировании интеллектуального роста
Наглядность: слайды презентации, раздаточный материал.
Тип урока: урок повторения и закрепления полученных знаний, нестандартный урок-игра
Методы: словесный, наглядный, практический, частично-поисковый
Материально-техническое оснащение урока: презентационный материал;листы с заданиями конкурсов, компьютер, проектор
Требования к знаниям и умениям:
должны знать:
- что такое информационные технологии
- что такое информационное общество
- ценность информационных ресурсов
должны понимать:
- роль информационных технологий в жизни человека и общества
- современные возможности информационных технологий
должны уметь:
- объяснять роль информационных технологий в обществе
- уметь применять информационные технологии для решения реальных задач.
Используемая литература.
- Д.Златопольский “Интеллектуальные игры в информатике”
- Сафронов И.К. Задачник-практикум по информатике. – Спб.:БХВ-Петербург. 2002.
- Интернет-ресурсы
Содержание и ход урока
1. Организационный момент
- Проверка присутствующих учащихся группы;
- Постановка целей и задач урока;
- Сообщение о форме проведения урока
Добрый день уважаемые студенты! Начать я хочу со слов “Кто владеет информацией, тот владеет миром!” Информация для человека – это, прежде всего, знания.
С тех пор, как существует мирозданье,
Такого нет, чтоб не нуждался в знанье
Какой мы не возьмем язык и век, -
Всегда стремился к знанью человек.
Этот урок мы проведем в форме игры, включающей 8 заданий. Чтобы выполнить задания вам необходимо вспомнить и использовать знания, полученные на предыдущих уроках, и ваша смекалка не помешает.
- Задание № 1 “Эрудит”
- Задание № 2 “Целое и часть”
- Задание №3 “Расположить в хронологическом порядке”
- Задание № 4 “Отгадай пословицу”
- Задание № 5 “Лишний термин”
- Задание № 6 “В одной связке”
- Задание № 7 “Добавь одну букву и получи новое слово”
- Задание № 8 “Удалите одну букву и получите новое слово”
За каждый правильный ответ вы получаете балл, сумма набранных баллов гарантирует соответствующую оценку в конце учебного занятия.
Посмотрите познавательное видео “Современные информационные технологии вокруг нас”
Задание № 1 “Эрудит” на экране возникают вопросы, а участники должны дать ответ.
- Название какого устройства в ПК с английского языка дословно переводится как “радостная палка” (джойстик)
- Название какого вычислительного устройства с древнегреческого языка переводится буквально как “измеряющий арифметику” (арифмометр- механическое счетное устройство)
- Какой элемент программы с английского языка переводится как “устанавливающий личность” (идентификатор – имя объекта в программе)
- Название какого документа переводится с английского как “составление списка” (листинг – распечатка текста программы)
- Название какой известной компьютерной фирмы может быть переведено с английского языка как “мелкомягкая” (Microsoft)
Задание № 2 “Целое и часть”. Для каждого из терминов в левой колонке, необходимо в правой колонке указать понятие, являющееся его составной частью.
Байт Бит Клавиатура Кнопка Меню Пункт Гипертекст Ссылка Массив Элемент Презентация Слайд Папка Файл
- Музыкальная пауза Немного отдохнем и посмотрим красивые пейзажи и послушаем красивую музыку
Задание №3 “Расположить в хронологическом порядке”. Расположить названия носителей информации в хронологическом порядке их применения в ЭВМ.
- Перфолента - 2
- Перфокарта - 1
- Оптический диск - 5
- Магнитный диск - 4
- Магнитная лента - 3
Расположить приведенные значения количества информации в порядке их возрастания
- 106 Кбайт - 4
- 106 бит - 2
- 1024 байта - 1
- 8000000 бит - 3
Задание № 4 “Отгадай пословицу”. Студентам выдается закодированный текст, с помощью клавиатуры сотового телефона нужно разгадать задание
3644 35425 56746969 1 765-542626 5546746969
Ответ: Если долго мучиться что-нибудь получится
Задание № 5 “Лишний термин”. В группе терминов один термин является “лишним” найдите его.
- Два, пять, ноль, сумма, один, девять
- Умножение, удаление, вычитание, сложение, деление
- Клетчатый, красный, зеленый, синий
- Пробел, агат, Esc, Enter, Backspace
- Сантиметр, килобайт, бит, терабайт
Задание № 6 “В одной связке”. Сформировать словосочетания из двух слов левой и правой колонок, относящихся к информационным технологиям.
Администратор сети Глобальная сеть Жесткий диск Лицензионная программа Математическая модель Персональный компьютер Функциональная клавиша
Задание № 7 “Добавь одну букву и получи новое слово”. Добавь одну букву и получи новое слово, связанное с информационными технологиями.
Бак – абак, график – графика, иск – диск, кран – экран, папа – папка, ставка – вставка, форма – формат
Физкультминутка. А теперь немного отдохнём.
Задание № 8 “Удалите одну букву и получите новое слово”. Удалите из слова одну букву и получите новое слово из информационных технологий.
Спорт – порт, белок – блок, бинт – бит, палата – плата, справка – правка, спуск – пуск, шифер – шифр
Человек рождается на свет,
Чтоб творить, дерзать – и не иначе,
Чтоб оставить в жизни добрый след
И решить все трудные задачи.
Сегодня мы с вами хорошо потрудились: узнали новое и вспомнили уже известное, отвечали на вопросы.
Подведем итоги работы.
Используемая литература.
- Интеллектуальные игры в информатике. Д. Златопольский, С-Петербург, 2004 г.
- Внедрение новых форм и методов обучения, средств активизации познавательной деятельности студентов. Ермакова Т.И.