Цели и задачи: привлечь внимание детей и воспитателей к такому виду деятельности как экспериментирование; познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха и воды, научить проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов; учить рассуждать, анализировать, делать выводы и объяснять «чудеса» с научной точки зрения; дать детям почувствовать радость открытий, развивать любознательность, пытливость ума, познавательный интерес.
Введение
Воздушные шарики. Вроде бы, такая простая и обыденная вещь. Но на самом деле это – огромный простор для физических экспериментов. На них можно проверять важнейшие физические законы, измерять физические величины, доказывать различные предположения.
Цели:
- исследовать гидростатические явления с помощью воздушных шариков;
- обобщить и систематизировать представления детей о воздухе.
Данная работа предлагает решение следующих задач:
Развивающие задачи:
1. Развивать познавательную активность в
процессе экспериментирования.
2. Развивать логическое мышление.
3. Развивать желание самостоятельно делать
выводы.
Обучающие задачи:
1. Расширить представления детей о свойствах
воздуха: невидим, имеет вес, при охлаждении
сжимается, при нагревании расширяется, упругий.
2. Продолжать знакомить детей со способами
обнаружения воздуха.
3. Познакомить детей с историей изобретения
воздушного шара.
4. Активизировать речь и обогащать словарь.
5. Обучать детей отвечать на поставленные
вопросы.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать умение внимательно слушать
воспитателя и сверстников.
2. Воспитывать культуру общения с взрослыми и
сверстниками, и культуру
поведения на занятиях.
Ход занятия:
Профессор: Здравствуйте! Мы очень рады
видеть вас в лаборатории.
Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай
попробовать – и я пойму!
И сегодня мы будем рассказывать, показывать и
пробовать!
Почемушка: совершенно любые материалы
можно расплавить или сжечь. Все зависит от
температуры нагревания. А как нагреть шарик
свечой и сохранить его целым?
Профессор: давайте проведем опыт "Огнеупорный
шарик"
Для опыта нам ПОНАДОБЯТСЯ: воздушный
шарик, свечка, спички, вода
Описание опыта:
Внутрь воздушного шарика наливаем воды. Затем надуваем его, но не до конца, и завязываем. Поджигаем приготовленную свечку. Аккуратно подносим шарик к свече так, чтобы стенки шарика касались огня.
Итог: Шарик остается целым.
Почемушка: почему же так происходит?
Профессор: Если надутый шарик поднести
к огню – он может лопнуть. Но стоит налить в него
немного воды и точно также поднести к огню, вода
начнет забирать большую часть тепла и не даст
стенкам шарика расплавиться. Конечно, это будет
длиться до тех пор, пока сама вода не нагреется.
Свойство, которое демонстрирует этот опыт,
называется "теплопроводность".
(Родители и дети проводят опыт самостоятельно)
Почемушка: А что будет, если в
обыкновенный столовый уксус насыпать пищевую
соду?!
Профессор: давайте проверим и проведем
опыт "Надуватель для шарика"
Для опыта нам ПОНАДОБЯТСЯ: Воздушный
шарик, пластиковая бутылка, питьевая сода,
столовый уксус
Описание опыта:
Профессор: Насыпаем в шарик 2 чайные ложки питьевой соды. В пластиковую бутылку наливаем уксус (примерно 3-4 столовые ложки). Надеваем шарик с содой на горлышко бутылки и высыпаем соду из шарика в уксус
Итог: Шарик начинает постепенно надуваться.
Почемушка: вот как еще надувают
шарики!
Профессор: При смешивании соды и уксуса
возникает химическая реакция, в результате
которой выделяется углекислый газ. Этого газа
становится все больше и больше, он уже не может
уместиться в бутылке и выходит из нее, попадая в
шарик. Именно поэтому шарик и надувается.
(Родители и дети проводят опыт самостоятельно)
Профессор: Что будет, если шарик
проткнуть иглой?
Почемушка: Ответ очевиден – он лопнет!
Профессор: давайте проверим. Опыт
"Шарик на вертеле".
Для опыта нам ПОНАДОБЯТСЯ:
Воздушный шарик, длинная игла для штопанья.
Описание опыта:
Надуваем шарик, не очень сильно, и завязываем его. Аккуратно и медленно протыкаем самое дно шарика. Также аккуратно нужно проткнуть шарик возле завязанного горлышка.
Итог: Если под рукой есть длинная спица, шарик можно проткнуть насквозь, и он остается невредимым, но будет нанизан на вертел.
Почемушка: Вот это да! Но почему он не
лопается?
Профессор: Шарик не лопается потому, что
мы протыкаем его в тех местах где находится
наименьшее натяжение. Когда игла проходит
насквозь стенки шарика, резина плотно ее
обтягивает и не дает воздуху вырваться наружу,
поэтому проткнутый шарик не сдувается.
(родители и дети проводят опыт самостоятельно)
Профессор: А в завершении нашего
занятия, мы дарим вам буклеты, с описанием опытов
которые проводили, вы сможете повторить их дома.
До новых встреч!