Открытое занятие по дополнительному образованию "Почемучка" на тему "Волшебный шарик"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели и задачи: привлечь внимание детей и воспитателей к такому виду деятельности как экспериментирование; познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха и воды, научить проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов; учить рассуждать, анализировать, делать выводы и объяснять «чудеса» с научной точки зрения; дать детям почувствовать радость открытий, развивать любознательность, пытливость ума, познавательный интерес.

Введение

Воздушные шарики. Вроде бы, такая простая и обыденная вещь. Но на самом деле это – огромный простор для физических экспериментов. На них можно проверять важнейшие физические законы, измерять физические величины, доказывать различные предположения.

Цели:

  • исследовать гидростатические явления с помощью воздушных шариков;
  • обобщить и систематизировать представления детей о воздухе.

Данная работа предлагает решение следующих задач:

Развивающие задачи:
1. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
2. Развивать логическое мышление.
3. Развивать желание самостоятельно делать выводы.
Обучающие задачи:
1. Расширить представления детей о свойствах воздуха: невидим, имеет вес, при охлаждении сжимается, при нагревании расширяется, упругий.
2. Продолжать знакомить детей со способами обнаружения воздуха.
3. Познакомить детей с историей изобретения воздушного шара.
4. Активизировать речь и обогащать словарь.
5. Обучать детей отвечать на поставленные вопросы.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников.
2. Воспитывать культуру общения с взрослыми и сверстниками, и культуру
поведения на занятиях.

Ход занятия:

Профессор: Здравствуйте! Мы очень рады видеть вас в лаборатории.
Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму!
И сегодня мы будем рассказывать, показывать и пробовать!
Почемушка: совершенно любые материалы можно расплавить или сжечь. Все зависит от температуры нагревания. А как нагреть шарик свечой и сохранить его целым?
Профессор: давайте проведем опыт "Огнеупорный шарик"
Для опыта нам ПОНАДОБЯТСЯ: воздушный шарик, свечка, спички, вода

Описание опыта:

Внутрь воздушного шарика наливаем воды.  Затем надуваем его, но не до конца, и завязываем.  Поджигаем приготовленную свечку. Аккуратно подносим шарик к свече так, чтобы стенки шарика касались огня.

Итог: Шарик остается целым.

Почемушка: почему же так происходит?
Профессор: Если надутый шарик поднести к огню – он может лопнуть. Но стоит налить в него немного воды и точно также поднести к огню, вода начнет забирать большую часть тепла и не даст стенкам шарика расплавиться. Конечно, это будет длиться до тех пор, пока сама вода не нагреется. Свойство, которое демонстрирует этот опыт, называется "теплопроводность".
(Родители и дети проводят опыт самостоятельно)
Почемушка: А что будет, если  в обыкновенный столовый уксус насыпать пищевую соду?!
Профессор: давайте проверим и проведем опыт  "Надуватель для шарика"
Для опыта нам ПОНАДОБЯТСЯ: Воздушный шарик, пластиковая бутылка, питьевая сода, столовый уксус

Описание опыта:

Профессор: Насыпаем в шарик 2 чайные ложки питьевой соды. В пластиковую бутылку наливаем уксус (примерно 3-4 столовые ложки). Надеваем шарик с содой на горлышко бутылки и высыпаем соду из шарика в уксус

Итог: Шарик начинает постепенно надуваться.

Почемушка: вот как еще надувают шарики!
Профессор: При смешивании соды и уксуса возникает химическая реакция, в результате которой выделяется углекислый газ. Этого газа становится все больше и больше, он уже не может уместиться в бутылке и выходит из нее, попадая в шарик. Именно поэтому шарик и надувается.
(Родители и дети проводят опыт самостоятельно)
Профессор: Что будет, если шарик проткнуть иглой?
Почемушка: Ответ очевиден – он лопнет!
Профессор: давайте проверим. Опыт "Шарик на вертеле".
Для опыта нам ПОНАДОБЯТСЯ:
Воздушный шарик, длинная игла для штопанья.

Описание опыта:

Надуваем шарик, не очень сильно, и завязываем его. Аккуратно и медленно протыкаем самое дно шарика. Также аккуратно нужно проткнуть шарик возле завязанного горлышка.

Итог: Если под рукой есть длинная спица, шарик можно проткнуть насквозь, и он остается невредимым, но будет нанизан на вертел.

Почемушка: Вот это да! Но почему он не лопается?
Профессор: Шарик не лопается потому, что мы протыкаем его в тех местах где находится наименьшее натяжение. Когда игла проходит насквозь стенки шарика, резина плотно ее обтягивает и не дает воздуху вырваться наружу, поэтому проткнутый шарик не сдувается.
(родители и дети проводят опыт самостоятельно)
Профессор: А в завершении нашего занятия, мы дарим вам буклеты, с описанием опытов которые проводили, вы сможете повторить их дома.
До новых встреч!