Класс: 8
Цель:
развивающая:
- формирование умения: умение планировать лабораторную работу по заданной теме, развитие навыков работы с оптическими приборами; логически мыслить, проводить анализ с целью выявления признаков, выявлять причинно-следственные связи и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.
обучающая:
- продолжить формирование понятия о внутренней среде и её компонентов,
- проанализировать строение, функции и значение плазмы и форменных элементов крови
воспитательная:
- развитие познавательного интереса к предмету
Тип урока: открытие новых знаний
Оборудование: мультимедийный проектор, дидактический материал, микроскопы, микропрепараты “Кровь человека”, “Кровь лягушки”
Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная
УМК:
- А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. Биология. 8 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. М., 2010г.
- Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Поурочные разработки по биологии. 8 класс. Человек. М., 2013г.
- А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. Биология. 8 класс. Рабочая тетрадь. М., 2014г.
Планируемый результат:
- Личностные – поддержание интереса к изучаемому предмету через лабораторную работу
- Метапредметные - овладение составляющими исследовательской деятельности, умение работать с разными источниками информации, развитие интеллектуальных умений
- Предметные
- Базовый уровень: знать понятие о внутренней среде организма, анализировать строение и функции плазмы, форменных элементов крови
- Повышенный уровень: уметь объяснять и оформлять результаты исследований, выявлять причинно-следственные связи строения и функций форменных элементов крови.
- Высокий уровень: применять знания о функции составе крови в практической деятельности, разъяснить роль анализа крови для диагностики и лечения больных.
№ этапа. Время (мин) |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Развиваемые УУД | Продукт деятельности обучающегося |
1. 1-2 мин |
Организационно- мотивационный | Приветствие. Проверяет готовность к уроку. | Приветствуют учителя. Участвуют в дискуссии, аргументируют своё высказывание, формулируют тему урока |
Р*. способность к волевому усилию,
готовность к уроку. Л*. знание моральных норм. К*. умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог |
Готовое рабочее место Записанная в тетради тема урока |
2. 12-20 мин |
Открытие новых знаний | Направляет деятельность обучающихся, консультирует, корректирует ход учебной задачи | Создают кластер по теме “Состав крови” с последующим обсуждением. | П*. логический анализ объектов с
целью выделения признаков, выявление
причинно-следственных связей К. умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Л. осмысление новых понятий. Р. умение представить результаты работы, сравнение способа действия и его результата. |
Создание кластера, запись в тетрадь с последующим обсуждением. |
3. 12-18 мин |
Лабораторная работа (групповая) | Сопровождает деятельность учащихся по выполнению лабораторной работы. | Выполняют лабораторную работу “Сравнение крови человека с кровью лягушки” (приложение 1) | П. развитие навыков работы с
оптическими приборами, анализ с целью выявления
признаков, установление причинно-следственных
связей. Р. овладение составляющими исследовательской деятельности, умение планировать, понимать ход работы; умение представить результаты работы К. умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Л. адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности, уважительное отношение к мнению другого. |
Выполненная лабораторная работа. Записаны выводы лабораторной работы. |
4 3-5 мин |
Контроль и самопроверка | Учитель предлагает выполнить тест | Учащиеся выполняют тест, проверяют и оценивают свою работу. Проводится обсуждение ответов | П. оценка процесса и результатов
деятельности Р. самооценка |
Выполненный тест |
5 2-3 мин |
Рефлексия | Сопровождает выполнение рефлексии на уроке. Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке | Высказываются о результатах своей деятельности на уроке, о затруднениях и проблемах, о своих впечатлениях и своем эмоциональном состоянии. | Л. адекватное понимание причин
успеха (неуспеха) в учебной деятельности К. формулирование и аргументация своего мнения |
Оценка своей деятельности, усваиваемого содержания, исходя из личностных ценностей. |
6 2-3 мин |
Домашнее задание | Исходя из рефлексии, диктует и комментирует домашнее задание разного уровня сложности. | Записывают домашнее задание | Л. осмысление задания П. поиск необходимой информации Р. умение понимать учебный материал, выделять то, что уже усвоено и что подлежит усвоению |
Запись домашнего задания. |
Р* - регулятивные универсальные учебные действия
Л*- личностные универсальные учебные действия
К*- коммуникативные универсальные учебные действия
П* - познавательные универсальные учебные действия
Приложение 1
Лабораторная работа (Л.Р.) “Сравнение крови человека с кровью лягушки”
Оборудование: микроскоп, микропрепараты “Кровь лягушки”, “Кровь человека”
№ п/п | Этапы работы | Деятельность обучающихся | Развиваемые УУД | Критерий для оценивания лабораторной работы |
1 | Знакомство с темой Л.Р. | Записывают тему Л.Р. в тетрадь | Записана тема Л.Р. | |
2 | Знакомство с целью Л.Р. | Записывают цель лабораторной работы | Записана цель Л.Р. | |
3 | Составление плана Л.Р. | Составляют план работы и последовательность действий | Р. умение планировать Л.Р. по
заданной теме К. умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в письменном виде Л. уважительное отношение к мнению другого. |
Составлен план Л.Р. |
4 | Реализация плана работы | Выполняют план работы | Р. умение понимать ход работы | |
Настройка микроскопа | Приводят в рабочее состояние микроскоп, определяют увеличение | П. развитие навыков работы с оптическими приборами | ||
Работа с микропрепаратом “Кровь лягушки” | Рассматривают микропрепарат
“Кровь лягушки” при малом и большом увеличении Находят эритроцит лягушки, рассматривают его Зарисовывают один из эритроцитов лягушки в предложенную таблицу |
П. развитие навыков работы с
оптическими приборами Р. умение представить результаты работы |
В таблице – рисунок эритроцита лягушки | |
Работа с микропрепаратом “Кровь человека” | Рассматривают микропрепарат
“Кровь человека” при малом и большом увеличении Находят эритроцит человека, рассматривают его Зарисовывают один из эритроцитов человека в предложенную таблицу |
П. развитие навыков работы с
оптическими приборами Р. умение представить результаты работы |
В таблице – рисунок эритроцита человека | |
Сравнение эритроцитов лягушки и человека | Указывают, чем эритроцит человека отличается от эритроцита лягушки | П. анализ с целью выявления различий | В таблице – выявлено различие между эритроцитами лягушки и человека | |
Выявление причин выявленных различий | Делают вывод о причинах выявленных различий | П. выявление причин различий,
установление причинно-следственных связей. Р. умение представить результаты работы в таблице |
В таблице – сделан вывод Л.Р. (указана причина различий, установлена причинно-следственная связь) | |
5 | Рефлексия | Проводят контроль результатов и самооценку | Л. адекватное понимание причин
успеха (неуспеха) в учебной деятельности К. умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |