Цели: закрепление понятия детей о дружбе, развитие стремления к дружбе; формирование умения отличать настоящего друга; обучение соблюдению законов дружбы, показать важность истинных друзей, ценность и необходимость дружбы в жизни человека, учить стремлению понимать друг друга.
Задачи:
Обучающая:
- закрепить понятия "друг", "дружба",
- учить доказывать ошибочность суждений товарищей;
- учить рассуждать, анализировать, высказывать и отстаивать свою точку зрения;
- формировать умение выслушивать мысли окружающих и приходить к единому мнению.
Развивающая:
- развивать навыки общения, необходимые для формирования дружбы и коллективизма в молодежной среде;
- развивать коммуникативные, творческие, дискуссионные навыки.
Воспитывающая:
- формировать морально-психологические качества у детей, побуждающие к позитивным действиям;
- поддерживать интерес к дружбе;
- воспитывать вежливое отношение в коллективе сверстников.
Возрастная категория: 8-9 класс (14-16 лет)
Форма проведения: дискуссия
Предварительная работа:
- Выбор темы.
- Изготовление сердечек из плотной цветной бумаги, большого “сердца” из ватмана.
- Подбор музыкального сопровождения и литературы.
- Оформление выставки.
- Подготовка презентативного материала.
- Подбор портретов поэтов, мыслителей, философов.
Оборудование:
Интерактивная доска, мультимедийный проектор, ноутбук, маркер, ручки, листы бумаги, сердечки маленькие из плотной цветной бумаги, большое сердце из ватмана, столы расставлены по кругу, альбомы с цитатами о дружбе и друзьях и русскими народными пословицами о дружбе “Добрым молодцам урок”, выполненные самими учащимися. Сборники стихов Э. Асадова, А.С. Пушкина, А. Твардовского, рубаи Омар Хайяма, романы В.Катаева, В.Шишкова, И.С. Тургенева.
Помещение: класс с установленной интерактивной доской, мультимедийным центром, компьютер.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Звучат фрагменты песни “ Один за всех и все за одного”.
Добрый день, ребята! Сегодня мне бы хотелось провести нашу встречу в виде дискуссии, в ходе которой затронуть еще раз уже знакомую, но очень актуальную тему. Подсказка нашей темы только что прозвучала в музыкальном отрывке, предложенном вашему вниманию. Может быть, кто-то догадался, о чем пойдет речь? Конечно, дискутировать сегодня мы будем о “Друзьях и дружбе” и тема нашей с вами дискуссии звучит так: “Дружба – это не работа! У друзей нет выходных!”.
Я предлагаю обсудить сегодня различные вопросы, такие, например, как “Кого можно назвать другом? Что такое дружба? Какая бывает дружба? Возможна ли дружба между людьми с разным вероисповеданием?” и т.д. Я приглашаю вас активно принять участие в дискуссии и высказать свое мнение и точку зрения на тот или иной вопрос. Предлагаю, чтобы не затянуть время дискуссии определить регламент на обсуждение и высказывания от 5 до 10 минут. Все согласны?
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Итак, предлагаю для обсуждения первый вопрос, которым мы начнем нашу дискуссию:
- Как вы считаете, кого можно назвать другом?
Учащиеся по очереди высказывают свое мнение. В это время на интерактивной доске высвечивается начало фразы “Друг - это.........”, и педагог, выслушав ответы, вписывает их, заканчивая фразу.
Обобщение ответов учащихся:
- Ребята, вот как разъясняет значение этого слова С.И. Ожегов в своем “Толковом словаре русского языка”.
- Да, действительно, настоящий друг - это тот, на кого ты можешь положиться, как на самого себя, тот, с кем тебя объединяют общие дела и интересы, кому ты можешь доверить тайны и не только, тот, кто с тобой и в радости и горе, тот, кто может тебе сказать в глаза правду и уберечь тебя от дурного поступка, тот, кто искренне порадуется твоему счастью и твоим победам. И только когда вы вместе преодолеете различные трудности, безусловно, добавится и истинное доверие. Станешь ли ты открывать свое сердце всем своим знакомым, какими бы хорошими людьми они ни были? Нет, наверное. Поэтому и говорим мы про единственного друга, которому можно довериться во всем.
А сейчас я предлагаю обсудить сразу несколько вопросов, и первый звучит так:
- Как вы считаете, возраст в дружбе имеет какое - то значение?
- А предпочтения в дружбе значимы?
- Как, по вашему мнению, вероисповедание может быть помехой в дружбе?
- А могут ли дружить люди, говорящие на разных языках или живущие на разных континентах?
Обобщение ответов учащихся:
Друг может быть, и другой веры и говорить на другом языке, и предпочтения у друзей часто бывают разные, и дружба бывает очень крепкой, невзирая на возраст. Часто считают, что настоящим другом может быть только ровесник. Но это не совсем так. Очень хорошо, когда есть друзья, которые старше тебя. У них всегда можно чему-то поучиться, получить мудрый совет. Старшие друзья - это, прежде всего родители, они во всем помогут, поддержат. Но бывает так, что старший друг- это кто-то из близких, педагог, сосед на площадке. Но очень интересно иметь также друзей, которые младше тебя. Приятно думать, что кому-то ты можешь помочь как старший товарищ.
Продолжая разговор хочется еще раз разобраться: “А кто же он — настоящий друг?”. Вы, наверное, не однажды слышали такое выражение, что настоящий друг познается в беде.
- Давайте попробуем разобраться, разве только в беде познаются друзья? И как, по вашему мнению, действительно ли для того, чтобы найти друга или убедиться в том, что он “настоящий”, нужно попасть в беду?
Учащиеся высказывают свои мнения, отвечая на поставленные вопросы, педагог направляет, помогает разобрать спорные вопросы.
Обобщение ответов учащихся:
Настоящий друг - это тот, который сам неожиданно появляется в самые сложные моменты жизни, тот, кого не нужно просить о помощи: он сам тебе ее предложит. Но правы и те, кто утверждает, что истинный друг познается в радости. Если вы достигли большого успеха в учебе или в каком-либо деле, то только настоящий друг просто порадуется вместе с тобой. Если твоему другу сложно удержать свою зависть и он быстро находит повод для ссоры после твоей очередной пятерки или победы на школьной олимпиаде, то это, безусловно, друг не настоящий. Один мудрец сказал: “Истинный друг не только тот, кто поможет тебе в беде, а тот, кто искренне порадуется с тобой в светлые минуты твоей жизни”.
- Скажите, ребята, а сколько может быть друзей? Или друг может быть только один единственный?
Учащиеся высказываются, педагог обобщает их ответы:
Действительно, сколько людей, столько и мнений. Одни утверждают, что настоящий друг может быть только один, другие наоборот полагают, чем больше у человека друзей, тем интереснее ему жить. Аристотель – древнегреческий философ считал, что количество друзей имеет пределы, а русская народная пословица наоборот гласит: “Не имей сто рублей, а имей сто друзей”. Так где же золотая середина? Я предлагаю вашему вниманию притчу: “Сколько у человека должно быть друзей?” (Приложение № 1)
Действительно, не важно сколько друзей у человека, главное, чтобы они могли дать добрый совет, помочь, поддержать. Были мудрыми, добрыми, честными.
- Как вы считаете, сейчас легко найти друга? (Учащиеся дискутируют по данному вопросу, педагог направляет, задает наводящие вопросы.)
Обобщение ответов учащихся:
Мы живем в современном мире; работаем, отдыхаем, учимся и при этом контактируем с массой личностей, и как во все времена среди многих людей очень сложно найти человека, который разделит ваше мировоззрение и останется верным, несмотря ни на что. И, конечно, многое при выборе друга зависит и от вас самих. От того, сколько вы отдаете в дружбе и сколько принимаете. Ведь не секрет, что есть и такие люди, которые многое требуют от других и ничего не дают взамен. И многие из вас правы в том, что истинная дружба основывается на эмоциональной и духовной близости людей, преданности, верности, честности. Друг - наше второе Я. Ближе друга у человека никого нет. Вот как о дружбе пишут в своих стихах поэты:
М.Рзакулидзе
Дружище, послушай слова мудреца,
Не будет поддержки от друга- льстеца,
От первой беды рассыплется в прах,
Та дружба, которая только в словах.
Но друг задушевный навеки с тобой,
С тобою он связан одною судьбой,
В ладони твоей неизменна крепка,
Надежного верного друга рука
И.Крылов
“С разбором выбирай друзей.
Когда корысть себя личиной дружбы кроет, -
Она тебе лишь яму роет.
Чтоб эту истину понять ещё ясней
Послушай истину простую:
Друзей различай по плодам”
Мне бы хотелось услышать ваше мнение: действительно ли утверждение, что друг это тот, кто смотрит только на ваши плюсы и не замечает минусы? У вас уже, наверное, есть примеры из личного опыта.
Обобщение ответов учащихся:
Великий немецкий поэт Фридрих Шиллер писал: “Настоящая дружба правдива и отважна”. Весьма ярко об этом говорил советский писатель Николай Островский: “Дружба— это прежде всего искренность, это критика ошибок товарища. Друзья должны первыми дать жестокую критику для того, чтобы товарищ мог исправить свою ошибку”. Обратите внимание и на высказывание древнегреческого мыслителя Солона: “Упрекай друга наедине, хвали — публично”. Может быть, эти высказывания вам покажутся резкими и противоречивыми, но в них — нетерпимость к ошибкам, страстное желание помочь товарищу, исправить их и уберечь его от большой беды и неприятностей. Тем более, что критика не обязательно должна быть публичной. Разговор наедине (так именно и надо поступать!) может быть принципиальным, нелицеприятным, но искренним и полезным. Все это как бы подтверждает высказывание писателя Вальтера Скотта: “Ты не должен сердиться на друга, который, желая тебе добра, заставит тебя очнуться от сладких грез, если бы даже он сделал это несколько сурово и грубо”.
- Имея уже определенные знания, опыт, как бы вы теперь объяснили, что такое дружба?
Учащиеся высказываются, спорят. Педагог на интерактивной доске записывает ответы.
Обобщение ответов учащихся:
- Дружба - это одно из самых важных чувств человека. Значимость дружбы очень ценная и высокая. Говорят, что дружба - это когда в людях живет одна душа. Конечно, исключительность дружбы заключается в бескорыстии, преданности и верности, в требовательности и принципиальности, искренности и доверии. А вот С.И. Ожёгов в своем “Толковом словаре русского языка” так трактует слово “дружба”.
Люди всех времен и народов почитают дружбу величайшей социальной и нравственной ценностью. Если дружба основана на соображениях пользы или выгоды, то она не может быть ни истинной, ни прочной. Эта дружба постольку - поскольку и, конечно, такие “дружбы” легко расторгаются, так как стороны не постоянны (в расположении друг к другу). Совершенная же дружба бескорыстна и не знает разграничения. Все проявления дружбы из отношения к самому себе распространяются на отношение к другим. "Дружба не нужна для жизни, она из тех вещей, без которых не нужна жизнь," - говорил Кэрролл Льюис, английский писатель и философ.
Очень часто можно услышать: “Мы друзья. Мы вместе ходим в школу и домой” или “Дал списать контрольную - друг. Не дал списать - не друг”. Чем продиктованы такие поступки ваших одноклассников. Как вы думаете?
Обобщение ответов учащихся:
Конечно, я согласна с вами. Именно корыстью. Бескорыстие в дружбе предполагает такие отношения, которые свободны от соображений выгоды и строятся на готовности помочь друг другу, порой в ущерб своим личным интересам. Преданность и верность друга укрепляют веру человека в собственные силы. Настоящая дружба немыслима без самоотдачи, бескорыстной, не требующей в ответ ни наград, ни даров.
В последнее время, мне кажется, многие, вообще перестали понимать, что такое дружба и кто твой друг. На одном из сайтов я нашла такое стихотворение, которое как бы подводит итог вашим высказываниям, рассуждениям и может развеять заблуждения. Послушайте пожалуйста. (Приложение № 2)
Уильям Шекспир заметил: “Да, по действиям несходны верный друг и льстец негодный”, а римский поэт Публий Сир в свое время сказал: “Притворный друг гораздо хуже злейшего врага”
- Скажите, ребята, а может ли быть дружба между девочкой и мальчиком?
Обобщение ответов учащихся:
По сей день многие спорят по этому вопросу и к единому мнению так и не пришли. Дружба между мальчиком и девочкой, юношей и девушкой – явление специфичное, но является замечательной и очень распространённой формой отношений. Дружеские чувства никоим образом не зависят от пола человека. Но со временем такая дружба может сойти на “нет”, так как у каждого появляются свои “половинки”, которые не всегда могут понять или одобрить такую дружбу.
По мнению Аристотеля, дружба-это самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если бы он имел все блага.
Ребята, а как вы относитесь к дружбе по интернету? Можно ли такое общение называть дружбой?
Обобщение ответов учащихся:
Конечно, настоящей дружбой это назвать сложно. Если обсудить плюсы и минусы, то получим следующее: преимущество интернет-дружбы - ее доступность и необязательность. Виртуальному другу совершенно неважно, как ты выглядишь. Если что случится, тебе не нужно будет ехать к другу, чтобы поддержать его, но и он не примчится, чтобы быть с тобою рядом, не подставит в трудную минуту плечо. Он порадуется твоим успехам, но вот искренней ли будет эта радость. К сожалению, сетевая дружба не лучшая замена реальной. Мы не знаем, с кем на самом деле разговариваем, что этот человек действительно ищет в сети, чем занимается, чем живет, какой у него характер и привычки, его истинную цель общения с тобой.
А сейчас попробуйте вспомнить и перечислить человеческие пороки или недостатки, особо несовместимые с дружбой?
Учащиеся высказываются, называют ряд различных качеств.
Обобщение ответов учащихся:
Дружба развивается и крепнет только при высоких нравственных качествах людей. Такие качества человека как вспыльчивость, слабоволие, забывчивость, медлительность, нерешительность, трусость и другие подобные недостатки могут быть помехой для дружбы. А искренняя дружба должна помочь человеку избавиться от них. Несовместимы с дружбой и эгоизм, лицемерие, лживость, себялюбие, предательство. Не принесет радости в дружеском общении человек чванливый, ленивый, малокультурный, заносчивый и равнодушный. Еще древнеримский оратор и философ Цицерон заметил, что “дружба возможна только между честными людьми...”.
Персидский поэт Саади утверждал:
Тот истинный друг, кто укажет пути,
Препятствия все и поможет пройти.
Льстецов причислять опасайся к друзьям.
Тот истинный друг твой, кто честен и прям.
Посмотрите на экран, здесь выведены важнейшие нормы, регулирующие отношения дружбы. (Приложение № 3)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Рефлексия:
А хотите узнать, настоящий ли вы друг? Давайте проведем анкетирование. Сейчас на экране высветятся вопросы анкеты, на которые вы будете отвечать, а затем, посчитав баллы, вы получите результат. (Приложение № 4) Учащиеся выполняют тест под звучание песни В.Шаинского “О дружбе”.
- Мы сегодня поговорили о дружбе, каким должен быть настоящий друг, какие законы бывают в дружбе, как важно их придерживаться в жизни. Вы посчитали баллы по анкете и увидели, какой вы есть друг, и если вас не все устроило в результатах этого анкетирования, то у вас еще есть возможность измениться в лучшую сторону.
Сейчас я вам раздам сердечки, на которых вы напишете пожелания другу и прикрепите их к этому большому сердцу “Дружбы”. Я благодарю всех за работу, за активное участие в нашей дискуссии. До новых встреч!
Звучит “Песня про дружбу” в исполнении группы “Барбарики”. Сердечки раздаются всем участникам и гостям, они пишут пожелания и прикрепляют на большое “СЕРДЦЕ ДРУЖБЫ”.