Тип урока: урок применения предметных умений.
Дидактическая задачи:
- развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- формирование основ правового мышления, знаний об основах гражданского права;
- овладение навыками познавательной, учебно-исследовательской деятельности;
- формирование способности и готовности к самостоятельному поиску методов решения практических юридических задач, применению различных методов познания;
- формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции, самоконтролю и взаимоконтролю в ходе работы в группе.
Цели урока:
- расширить представления учащихся о сделках и договорах в гражданском праве, о видах сделок, формах и порядке их заключения, условиях их действительности и недействительности;
- формировать знания об особенностях отдельных видов гражданских договоров;
- закреплять знания о субъектах, объектах гражданского права, правоспособности и дееспособности участников гражданских правоотношений;
- подготовка к ЕГЭ (правовой модуль).
- способствовать воспитанию уважения к праву и правовым нормам, стимулировать интерес к активной правовой позиции, желание отстаивать свои права в реальной жизни.
- развивать универсальные коммуникативные учебные действия: умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; умение работать в группе, устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной корпорации, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
- осуществлять взаимный контроль и самоконтроль;
- развивать умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях.
Средства обучения: презентация PowerPoint (Приложение 1), тестовые задания на 6 вариантов, пакеты заданий для групповой работы, Интернет-ресурсы для поиска ответа на вопрос, текст Гражданского кодекса РФ.
Учебник: Право: учебник для учащихся 11-х классов общеобразовательных учреждений: профильный уровень/ А.И.Матвеев, В.Н.Кудрявцев; под редакцией Л.Н.Боголюбова. –М.: Просвещение, 2008
Межпредметные связи: обществознание, экономика.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Формы работы |
Результат |
1. Орг. этап. | Приветствие учащихся. | Приветствие учителя, друг друга. | Индивид. | Личностные УУД: Проявление эмоционального отношения к учебно-познавательной деятельности. |
2. Актуализация знаний. Постановка целей и задач. Мотивация учебной деятельности учащихся |
Задает вопросы по презентации для
актуализации, обобщения и систематизации знаний
, «вызов». – Почему для презентации по теме: « Сделки и договоры» выбраны следующие иллюстрации? (Приложение 1) Какие иллюстрации выбрали бы вы? Подумайте над этим, спрошу повторно в конце урока. Определите цели урока и алгоритм их достижения. – Дайте определение понятиям: право, отрасль права, гражданское право, юридический факт, сделка, договор.
Пишите правовые термины без ошибок: ц_вилистика, _мансипация, суб_ект, де_сп_собность, рег_страция, _ ферта, _кцепт, н_тариус. Назовите вид гражданско-правового договора, представленного в виде иллюстрации (Приложение 1). Повторение правил работы в группе. |
Отвечают на вопросы, анализируя
изображения и обобщая имеющиеся знания.
Учащиеся самостоятельно определяют цели урока и алгоритм их достижения. Дают определения понятиям гражданского
права: право – система общеобязательных
правил поведения, которые устанавливаются
государством и обеспечиваются принудительной
силой государства; отрасль права
–совокупность правовых норм, которые регулируют
какую-либо крупную область общественных
отношений; гражданское право – совокупность
правовых норм, которая устанавливает порядок
регулирования имущественных и связанных с ними
личных неимущественных отношений; юридический
факт — это конкретное жизненное обстоятельство
(условие, ситуация), с которым норма права
связывает возникновение, изменение или
прекращение правоотношений; сделками
признаются действия граждан и юридических лиц,
направленные на установление, изменение или
прекращение гражданских прав и обязанностей;
договор — это двусторонние и
многосторонние сделки.
Анализируют информацию, представленную в виде
картинок, и определяют виды договоров
(договор розничной купли-продажи, поставки,
контрактации, мены, дарения, ренты с пожизненным
содержанием, найма, возмездного оказания услуг). |
Индивид. Парная |
Познавательные УУД:
самостоятельное выделение и формулирование
учебной цели, структурирование знаний,
преобразование объекта из чувственной формы в
модель для выявления общих признаков. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, умение выражать свои мысли, владение монологической речью. Личностные УУД: уважение к праву как основе правового и демократического государства |
3. Проверка домашнего задания. Самостоятельное использование полученных знаний, сформированных умений и навыков (индивидуальные задания) | Организует самостоятельную работу
учащихся с индивидуальными заданиями на 6
вариантов по изученному ранее материалу по
гражданскому праву (Приложение
2) Для подготовки к данному заданию учителем были составлены и размещены 40 вопросов, из которых учащиеся получают 10. |
Самостоятельно оценивают истинность или ложность высказываний по гражданскому праву. Задания содержат вопросы базового и повышенного уровня (Приложение 3) | Индивид. Парная |
Познавательные УУД:
сформировать знания о гражданских договорах, их
видах и формах заключения, характеристика
субъектов гражданских правоотношений и
источниках гражданского
права. Регулятивные УУД: умение организовать свою деятельность о время самостоятельной работы, коррекция, саморегуляция. Коммуникативные УУД: сотрудничество со сверстниками во время проверки выполненной работы. |
4. Промежуточная рефлексия | Просит учащихся проверить самостоятельно выполненные задания у соседа по парте в ходе взаимопроверки. Ответы размещены на слайде 14 (Приложение 1) | Учащиеся проверяют работы, анализируют ошибки, выставляют оценки своим соседям в условиях мягкого котроля. | Парная | Познавательные УУД:
структурирование знаний. Регулятивные УУД: умение организовать свою деятельность о время самостоятельной работы, коррекция, саморегуляция. Коммуникативные УУД: сотрудничество со сверстниками во время проверки выполненной работы. |
5. Самостоятельное творческое использование полученных знаний, сформированных умений и навыков (работа в группах) | Консультирует, координирует, советует, помогает учащимся, работающим в группе. | Выполняют задания в группе: – решение юридических задач (две задачи на выбор) (Приложение 4) – разработка и заключение договора найма жилого помещения (практическое задание) (Приложение 5) |
Группов. | Познавательные УУД: сформировать знания о гражданских договорах, их видах и формах заключения. Развивать полученные знания о порядке заключения договора на практике Личностные УУД: способствовать воспитанию уважения к праву и правовым нормам, стимулировать интерес к активной правовой позиции. Коммуникативные УУД: умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; умение работать в группе, устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной корпорации, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. |
6. Контроль за процессом и результатом учебной деятельности, подведение итогов работы в группах. | Учитель знакомит учащихся с результатами выполнения самостоятельной работы (на слайде 14 Приложения 1). Организует деятельность учащихся для представления итогов групповой работы. Корректирует, координирует. | Представляют итоги групповой работы.
Объясняют решение правовых задач, используя в
ответе правовые термины и ссылки на правовые
нормы. Знакомят с изменениями, внесенными в договор найма жилого помещения. |
Группов. | Регулятивные УУД: прогнозирование,
коррекция, саморегуляция. Личностные УУД: оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей. Коммуникативные УУД: умение полно и точно выражать свою мысль. |
7. Рефлексия. | Что удалось? Что не удалось на уроке? Какой рисунок, символ, иллюстрацию можно подобрать для термина договор, сделка? Посмотрите на доску, на которой прикреплены понятия по гражданскому праву. Как вы думаете, в чем будет состоять ваше домашнее задание? |
Делают выводы по уроку.
Делают предположения, что следующий урок будет посвящен условиям недействительности сделок. |
Группов. Индивид. |
Познавательные УУД: осознанное построение речевого высказывания. Регулятивные УУД: прогнозирование, коррекция, саморегуляция. |
8. Домашнее задание. | Объяснение домашнего задания. | Самостоятельно выбирают объем домашнего задания по параграфу 5 учебника, главе 9 Гражданского кодекса РФ, Интернет-ресурсам, материалам, размещенным на сайте учителя об условиях недействительности сделок. По желанию можно составить юридические задачи. | Индивид. | Регулятивные УУД: прогнозирование, коррекция, саморегуляция. |