Комплексное занятие "Художесмтвенные народные промыслы"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

Коррекционно-обучающие:

  • расширение сведений детей о народных художественных промыслах.

Коррекционно-развивающие:

  • развитие мыслительных процессов обобщения, абстрагирования, сравнения; слуховой памяти.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитание чувства национальной гордости, высокого художественного вкуса.

Форма проведения: комплексное занятие.

Ход занятия

Организационный момент.

(Звучит русская народная песня “Москва златоглавая”).

Пед.:- О чём поётся в песне?

Д.:- О ярмарке.

Пед.:- Какие товары можно было увидеть на русской ярмарке.

Д.:- Предметы быта: глиняные горшки, кувшины; плетеные деревянные туески и коробы; резные столы и стулья, пряники. Различные инструменты: косы, пилы. топоры. Кружевные и вышитые предметы одежды. Деревянные и глиняные игрушки, свистульки.

Пед.:- А кем изготавливались эти товары?

Д.:- народными умельцами и мастерами.

Пед.:- Верно. Изделия гончаров, ткачей, вышивальщиц, кузнецов, столяров были необходимы в крестьянском быту. Многие из них дошли до наших дней как произведения народного искусства.

Вводная часть.

Пед.:- основной источник народного искусства - красота русской земли, которая воспитывает в людях поэтическое восприятие мира, лепит из них художников. Образы родной природы воплощаются в предметах, имеющих практическое значение: в бытовых вещах, в хозяйственной утвари, в убранстве жилища, в одежде, в игрушках для детей и т.д. Глиняные игрушки свистульки или хохломская деревянная посуда - одновременно и предметы быта и высокое искусство.

Хотя у произведения народного искусства обычно один автор, оно является созданием не только одной личности, но и всего народа в целом, т.е. умелец воплощает в изделии народные традиции и обычаи, передающиеся из поколения в поколение. В этом секрет его популярности.

Что же отличает народное искусство от самостоятельного или профессионального.

Во-первых, коллективность и преемственность традиций; причём решающую роль играет потомственная передача традиций, особых нравственных навыков, мастерства.

Во-вторых, народное искусство не подвержено искушениям моды, как профессиональное, оно таит в себе внутреннюю жизнь национальной души. Глубины народного духа.

В-третьих, существенный признак народного искусства-то, что мастер работает без предварительных эскизов и планов, руки его творят как бы сами собой благодаря тому, что образно называется “памятью” или “умом в пальцах”. Например, изображая цветы на жостовских подносах, художник не копирует настоящие цветы, не пишет с натуры-пальцы его именно “вспоминают”. Так же лепят игрушки, скульптуры из глины, в абашевском промысле.

- Сегодня мы узнаем об особенностях и традициях некоторых художественных народных промыслов. А помогут нам в этом наши “экскурсоводы”. (Выступления, которых готовятся заранее).

Экскурсия на выставку” Жостово.

Первый экскурсовод: Производство подносов в селе Жостово сначала было надомным. Около двух веков назад благодаря мастеру - художнику Осипу Вишнякову, который основал свою небольшую фабрику, приняло промышленный размах. Дату возникновения этой мастерской принято считать началом жостовского промысла. Ныне подмосковная Жостовская фабрика декоративной росписи выпускает более 800 тысяч подносов в год. Но каждый из них уникален, т.к. роспись выполняется вручную. Рисунок зависит от поставленной мастером творческой задачи, от его настроения и простой случайности. Отличаются друг от друга цветочные мотивы, взаимное расположение георгинов, гвоздик, ромашек, роз.

Жостовцы, как и мастера других промыслов, творят, индивидуальным видением, - таким, как “букет”, “полувенок”, “роспись углов”, “букет враскидку”.

(Показывает репродукции).

По форме подносы бывают округлёнными, овальными, а также фигурными-например, в виде гитары. Форма подноса зависит от изображения букета. Например, на подносе А.И. Лезнова “Цветы”, (показывают репродукцию) который имеет круглую форму., в центре мы видим красную розу, а по краям цветы помельче).

А вот другая работа, (репродукция)

У П.И.Плахова букет начинается от центра и расходится в стороны, откидывая ветки влево вправо. Это композиция букета “раскидку”.

Таким образом, тема цветов, этого символа красоты природы предопределяет нарядную, праздничную декоративность жостовского подноса.

Абашевская глиняная игрушка.

Второй экскурсовод. В селе Абашево Пензенской области сохранился промысел глиняной игрушки. По свидетельству местных старожилов здешнему гончарству не менее 300 лет. Оно возникло благодаря обилию качественной местной глины. Сначала изготовлялась посуда, а позднее глиняная игрушка. (Репродукции).

“Хранителем” промысла сегодня является Т.Зоркин. У него множество вариантов животных и птиц. В зависимости от настроения он может сделать одному оленю огромные ветвистые рога, другому - средние, а третьему - маленькие. Разными они будут и по форме, и по строению. (Репродукции).

Абашевской игрушке присуща торжественная, праздничная нарядность. Фигурам львов это впечатление придаёт их чешуйчатая грива. (Репродукции).

В “добродушии” лбов видно отношение русского человека к животным, он не изображает зверя диким и страшным.

Хохлома.

Третий экскурсовод: Хохломской промысел берёт своё начало в многовековом опыте крестьянского промысла с его узорчатостью, цветистостью и праздничностью. Сейчас хохломские изделия (ложки, коробочки, чашки, миски) изготавливаются фабрикой “Хохломской художник” в селе Сёмкино и производственным объединением “хохломская роспись” в городе Смирнове Нижегородской области.

Основные элементы классической “хохломы” - это “травка” - традиционный травяной орнамент; “Кудрина” - декоративное изображение листьев, выгнутых дугой или “кудрявых”; “пряник” - композиция из розетки, вписанной в ромб; “рыжик” - орнамент, изображающий короля грибов; “сестрички” - парные или тройчатые лепестки.

(показывает репродукции или изделия)

Хохломские изделия отличаются и цветовой гаммой в сочетание красного, чёрного и золота. Золото - одно из самых выразительных декоративных средств этого народного творчества, создающее возвышенное. Даже торжественное настроение. У русского народа “золото” в качестве цвета всегда играло особую роль, неспроста сохранились выражения: “золотое солнце”, “золотая коса”, “золотая нива”, “золотко ты мое”.

Городецкая роспись.

Четвёртый экскурсовод. Центром Городецкой росписи также является Нижегородская область. У Городецкой росписи и резьбы по дереву своя самобытность. Традиционные рисунки: “кони”- красавцы скакуны и цветы” - полевые, лесные, луговые. (Показ репродукций)

Часто изображаются сцены из жизни крестьян, мелких мещан купечества чаепития свадьбы, выезд на тройках. Присутствует элемент озорства, шутливости, веселья. Типичными для фона являются желтый и красный цвета. В многоцветии росписи также можно увидеть синий, зелёный, розовый,

Коричневый, чёрный и белый цвета. Росписью украшались сундуки, днища для прялок, сани, кареты, дуги, бытовая утварь.(Репродукции)

Городецкий район был знаменит и детскими игрушками - деревянными лошадками, возками с возницами, каретами, каталками. Их обычно окрашивали в 2 цвета - черный и красный - и расписывали яркими цветочными мотивами, листочками в сочетании с геометрическим орнаментом. (Репродукции)

После революции изготавливались расписные, выточенные из дерева чашки, солонки, кондейки, подставцы, детская мебель. (Репродукции)

Палех.

Пятый экскурсовод: палехские миниатюры - это радужно сияющие небольшие изделия, покрытые чёрным лаком. История палеха начинается после революции и связана с возрождение с древних традиций. В 1923 году в Палехе деревянные изделии стали расписываться с использованием иконописных традиций. Это были шкатулки и тарелки с миниатюрной живописью на темы русских песен. Постепенно ассортимент изделий расширялся: появились не только шкатулки всяческих размеров, но и очешницы, пудреницы, маленькие коробочки и письменные приборы. (Репродукции)

В палехском искусстве нашли отражение мотивы крестьянского труда, отдыха, сенокоса, рыбной ловли, охоты, хороводов, зимних посиделок, плясок, несущихся троек. Традиционный народный мотив-образ тройки, ведь без них не обходился на селе ни один праздник, ни одна свадьба. Многие изделия связаны с темой крестьянского труда: “Жатва”, “Пряха”, “Ткачиха”, “Пахарь”. (Репродукции)

Характерно для палехского искусства и обращение к сказке. Это односюжетные миниатюры “Жар-птица” А.Котухина, “Дочь и падчерица” А.Дадыкина. Затем появились многосюжетные миниатюры - “Сказка о рыбаке и рыбке” И.Голикова и И.Зубкова “Сказка о царе Салтане”. (Репродукции)

Обращались палешане и к другим сказкам А.С.Пушкина: “Золотому петушку”, “Сказке о мертвой царевне”, “Сказке о попе и работнике его Балде”; поэмам “Руслан и Людмила”, “Цыгане”. Наряду с пушкинскими мотивами в палехское искусство вошли образы былин, памятников древнерусской литературы. П.Баженов создал прекрасную миниатюру “Чирило Пленкович”, Д.Буторин - “Садко”, И.Голиков “Слово о полку игореве”. (Репродукции)

Также были созданы исторические миниатюры: “Отечественная Война 1812 года” (А.Дадыкин), “Борьба русских против татар” (С.Бахирев), “Бой Челубея с Пересветом” (П.Чалухин).

Какова технология изготовления расписной палехской коробочки? Лист простого картона после специальной обработки превращается в твёрдый материал папье-маше. Приготовленная из него коробочка покрывается изнутри красный, а снаружи чёрной краской, лакируется, и искусная кисть живописца наносит темперой на её поверхность роспись.

Пед.: - Поблагодарим наших. “Эскуствоведов” за интересные содержательные рассказы. Я думаю, что все вы получили истинное удовольствие от увиденных произведений народного творчества.

Обратная связь.

Викторина на звание “Лучшего знатока народных промыслов”.

Пед.:- А теперь проверим ваши знания. Узнаем, кто был самым внимательным слушателем. Викторина состоит из двух туров. Для участия в I туре вы должны разделиться на две команды. Команда может дополнять ответы, зарабатывая тем самым жетоны. Участники команд, набравшие наибольшее количество жетонов выходят во II тур.

I тур.

1.Какие художественные народные промыслы вы знаете?

2.Назовите наиболее характерные элементы хохломской росписи.

3.По мотивам, каких сказок, поэм изготавливали миниатюры палешане?

4.Какие композиции являются наиболее типичными для жостовского промысла?

5.Какие изделия украшались Городецкой росписью?

6.Какие изделия выпускаются палехскими мастерами?

7.Какие скульптурные изображения характерны для абашевской глиняной игрушки?

8.Назовите центры изготовления изделий художественных промыслов.

II тур.

1.В чём отличие народного искусства от профессионального?

2.Какая тема является наиболее русской, национальной в палехском искусстве.

3.Какая цветовая гамма свойственна Городецкой росписи?

4.Какой цвет у русского народа играет исключительную роль, выражая возвышенное, торжественное настроение.

Итог занятия.

Награждение победителей викторины.