Цели и задачи:
- Обобщать и систематизировать знания о постановке знаков препинания в предложениях с однородными членами.
- Находить предложения, удовлетворяющие заданному условию.
- Контролировать правильность выполнения работы, находить ошибки, исправлять их, устанавливать причину ошибок.
- Подбирать собственные примеры к заданным схемам предложений.
- Доказывать постановку знаков препинания в предложениях.
- Фиксировать (графически обозначать) наличие в предложениях однородных членов.
- Участвовать в поиске ответа на поставленный вопрос, оценивать предложенный в учебнике ответ.
- Понимать информацию, представленную в виде текста и в виде схемы.
- Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре).
- Осуществлять самоконтроль по результату выполнения задания.
Ход урока
1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.
2. Сообщение темы и цели урока.
3. Минутка чистописания и орфографии.
Пп // по// пи// па// пу// пл// пд//
Вставьте буквы в словарные слова. (Рабочая тетрадь №1 “Пишем грамотно”
с. 25, упражнение 2. Начальная школа 21 век)
ж..лезо, к..мыш, кил..метр, ..бида, п..чаль, пр..и..шествие, св..бода, п..тух
4. Зрительный диктант.
Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка
Золотого петушка.
А.С.Пушкин
- Определите и подчеркните грамматическую основу предложения: (кто?) мудрец; (что сделал?) стал; (что сделал?) вынул.
- Дайте характеристику предложению. (Повествовательное предложение, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, осложнено однородными сказуемыми).
- Почему не стоит запятая между однородными сказуемыми? Однородные сказуемые соединены одиночным союзом и.
5. Актуализация опорных знаний. (Работа с учебником с. 72 урок № 29).
- Вспомните правило о постановке знаков препинания при однородных членах предложения.
- О, О, О
- О, а О
- О, но О
- и О, и О, и О
- или О, или О, или О
- О, и О, и О, и О
- О, или О, или О
6. Закрепление знаний по теме.
- Найдите ошибки в постановке знаков препинания и исправь их (Рабочая тетрадь №1 “Пишем грамотно” с. 25, упражнение 1).
Вертолёт – верный помощник человека. Вертолёт может летать низко, и медленно. Он может сделать посадку и на лужайке и на улице. Вертолёты используют и на севере, и на юге. Вертолёты тушат лесные пожары помогают больным развозят почту и охраняют границы нашей Родины.
7. Физкультминутка под музыкальное сопровождение.
8. Творческая работа. (Работа в парах).
- Придумайте и запишите свои предложения, соответствующие схемам.
О, а О (На дворе горой, а в избе водой.)
О, но О ( Светит, но не греет.)
9. Контроль знаний (самостоятельная работа)
- Найдите предложения, удовлетворяющие заданному условию (Рабочая тетрадь №1 “Пишем грамотно” с. 25, упражнение 3).
- Запишите предложения с однородными членами в том порядке, в каком даны схемы. Не забывайте ставить знаки препинания.
По Волге день и ночь плывут пароходы.
Пыхтят буксиры дымят тянут на канатах за собой баржи везут разные грузы или тащат длинные плоты.
Я соскочил с плота вплавь добрался до берега и подбежал к старику.
Гром громыхнул и неуклюже покатился над лесом.
Ветер свистел за окнами срывал с веток последние листья.
И деревья и поле и река сияют таинственным блеском в свете луны.
- О, О,
- О и О
- О и О
- и О, и О, и О
- О, О и О
- О, О, О, О или О
Проверка работы.
10. Итог урока.
- Вспомним правило о постановке знаков препинания при однородных членах предложения (Рабочая тетрадь №1 “Пишем грамотно” с. 27, упражнение 5).
- Проверьте, не пропали ли запятые. Поставьте их там, где они необходимы.
И дома и сады
И народы тех стран
Бородатый Нептун
Окунул в океан...
Г. Горбовский
11. Информация о домашнем задании.
- Повторите правило о постановке знаков препинания при однородных членах предложения. Учебник с. 74 упражнение 2 (письменно), упражнение 4 (устно).