Урок закрепления материала по русскому языку по теме "Знаки препинания при однородных членах предложения". 4-й класс

Разделы: Русский язык, Начальная школа

Класс: 4


Цели и задачи:

  • Обобщать и систематизировать знания о постановке знаков препинания в предложениях с однородными членами.
  • Находить предложения, удовлетворяющие заданному условию.
  • Контролировать правильность выполнения работы, находить ошибки, исправлять их, устанавливать причину ошибок.
  • Подбирать собственные примеры к заданным схемам предложений.
  • Доказывать постановку знаков препинания в предложениях.
  • Фиксировать (графически обозначать) наличие в предложениях однородных членов.
  • Участвовать в поиске ответа на поставленный вопрос, оценивать предложенный в учебнике ответ.
  • Понимать информацию, представленную в виде текста и в виде схемы.
  • Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре).
  • Осуществлять самоконтроль по результату выполнения задания.

Ход урока

1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.

2. Сообщение темы и цели урока.

3. Минутка чистописания и орфографии.

Пп // по// пи// па// пу// пл// пд//

Вставьте буквы в словарные слова. (Рабочая тетрадь №1 “Пишем грамотно”

с. 25, упражнение 2. Начальная школа 21 век)

ж..лезо, к..мыш, кил..метр, ..бида, п..чаль, пр..и..шествие, св..бода, п..тух

4. Зрительный диктант.

Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка
Золотого петушка.
А.С.Пушкин

- Определите и подчеркните грамматическую основу предложения: (кто?) мудрец; (что сделал?) стал; (что сделал?) вынул.

- Дайте характеристику предложению. (Повествовательное предложение, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, осложнено однородными сказуемыми).

- Почему не стоит запятая между однородными сказуемыми? Однородные сказуемые соединены одиночным союзом и.

5. Актуализация опорных знаний. (Работа с учебником с. 72 урок № 29).

- Вспомните правило о постановке знаков препинания при однородных членах предложения.

  1. О, О, О
  2. О, а О
  3. О, но О
  4. и О, и О, и О
  5. или О, или О, или О
  6. О, и О, и О, и О
  7. О, или О, или О

6. Закрепление знаний по теме.

- Найдите ошибки в постановке знаков препинания и исправь их (Рабочая тетрадь №1 “Пишем грамотно” с. 25, упражнение 1).

Вертолёт – верный помощник человека. Вертолёт может летать низко, и медленно. Он может сделать посадку и на лужайке и на улице. Вертолёты используют и на севере, и на юге. Вертолёты тушат лесные пожары помогают больным развозят почту и охраняют границы нашей Родины.

7. Физкультминутка под музыкальное сопровождение.

8. Творческая работа. (Работа в парах).

- Придумайте и запишите свои предложения, соответствующие схемам.

О, а О (На дворе горой, а в избе водой.)

О, но О ( Светит, но не греет.)

9. Контроль знаний (самостоятельная работа)

- Найдите предложения, удовлетворяющие заданному условию (Рабочая тетрадь №1 “Пишем грамотно” с. 25, упражнение 3).

- Запишите предложения с однородными членами в том порядке, в каком даны схемы. Не забывайте ставить знаки препинания.

По Волге день и ночь плывут пароходы.

Пыхтят буксиры дымят тянут на канатах за собой баржи везут разные грузы или тащат длинные плоты.

Я соскочил с плота вплавь добрался до берега и подбежал к старику.

Гром громыхнул и неуклюже покатился над лесом.

Ветер свистел за окнами срывал с веток последние листья.

И деревья и поле и река сияют таинственным блеском в свете луны.

  1. О, О,
  2. О и О
  3. О и О
  4. и О, и О, и О
  5. О, О и О
  6. О, О, О, О или О

Проверка работы.

10. Итог урока.

- Вспомним правило о постановке знаков препинания при однородных членах предложения (Рабочая тетрадь №1 “Пишем грамотно” с. 27, упражнение 5).

- Проверьте, не пропали ли запятые. Поставьте их там, где они необходимы.

И дома и сады
И народы тех стран
Бородатый Нептун
Окунул в океан...
Г. Горбовский

11. Информация о домашнем задании.

- Повторите правило о постановке знаков препинания при однородных членах предложения. Учебник с. 74 упражнение 2 (письменно), упражнение 4 (устно).