Необходимость обеспечения качества образования обозначена в важнейших нормативно-правовых документах, определяющих образовательную политику в Российской Федерации:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”;
- “Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 г.” (2000 г.);
- Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы и др.
Ведущие положения этих документов определяют ориентиры образовательной системы на достижение качественного образования, обеспечивающее становления и развития личности, способной к реализации активной жизненной позиции в условиях развития современного общества.
В учреждениях СПО, в частности в колледжах, ведущим направлением в осуществлении этих задач является деятельность методической службы. Методическая работа ориентирована на достижение и поддержание высоко качества учебно-воспитательного процесса, содействует развитию навыков педагогического анализа, теоретических и экспериментальных исследований. Виды деятельности, направленные на мониторинг процессов, входят в понятие управления качеством. Результаты мониторинга должны быть оценены, при этом оценка должна быть не только качественной, но и количественной.
В работе А.И. Субетто отмечается, что термин “Квалитология” появившийся в середине 60–х годов 20-го века определяет науку о качестве объектов и процессов. Объектом квалитологии является качество предметов и явлений. Предметом квалитологии образования является качество образования: качество процессов, качество результатов в образовательной системе, качество самих образовательных систем.
Категория качества несет в себе ценностный аспект. Он отражает соотношение между продуктами труда и применяемых процессов с общественными потребностями, с социальными и производственными возможностями, а также с государственными стандартами (Схема 1).
В работах В.А. Болотова указывается, что существуют проблемы, связанные с оцениванием качества образования. Эти проблемы стали предметом исследований квалиметрии, которая изучает закономерности получения и обработки информации о качестве объекта на всех этапах цикла его существования [1].
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что развитие основных компетенций специалиста методической службы колледжа является условием эффективности его деятельности по управлению качеством образовательного процесса.
Формирование квалитологической компетентности методиста можно рассматривать как необходимое условие его профессиональной деятельности. Квалитологическая компетентность включает в себя совокупность знаний, умений, мотивационно-ценностных ориентаций и профессионально-личностных качеств.
Методологической базой разработки научного содержания квалитологической компетентности является квалитология образования. Cтруктура квалитологии образования, разработанная А.И. Субетто, включает в себя следующие компоненты:
1. Теория качества (изучает законы, закономерности, принципы формирования качества образования).
2. Теория управления качеством (изучает законы, принципы, механизмы, методологию управления качеством образования).
3. Квалиметрия (изучает законы, принципы и методологию измерения качества образования) (Схема 2).
Квалитологическая компетентность является целостной структурой, состоящей из взаимосвязанных компонентов. Одним из компонентов является совокупность квалитологических умений. К ним относятся проектно-технологические, организационно-мотивационные и мониторинговые умения. Таким образом, сформированность квалитологической компетенции выражается в способности анализировать состояние и результаты образовательного процесса, определять цели деятельности всего педагогического коллектива, в умении разрабатывать план действий по достижению качества образования и прогнозировать ожидаемые результаты. Представляется, что эти умения, необходимые для процесса эффективного управления образовательным процессом должны быть сформированы у специалистов методической служба колледжа.
В трудах А.И. Субетто отмечается, что формирование квалитологических умений возможно на основании систематически проводимого мониторинга всех составляющих образовательного процесса. Для этого необходимо определять цели, критерии проводимого мониторинга, определять оценочные показатели, отбирать квалиметрические методики, разрабатывать процедуру оценочной деятельности [3].
Таким образом, квалитологическая компетентность специалиста методической службы выступает основой его профессиональной подготовки. Формирование компетентности заключается в развитии мотивационно-ценностной составляющей по отношению к управлению качеством образования, в овладении системой квалитологических знаний, в формировании квалитологических умений.
В работе Г.А. Шиловой указано, что формирование квалитологической компетентности технологически связано с осуществлением трех этапов, взаимосвязанных между собой:
- мотивационно-ценностного, на котором формируется отношение к качеству образования;
- теоретического, направленного на формирование системы научных знаний, обеспечивающих возможность управления качеством образования;
- практического, нацеленного на формирование квалитологических умений.
В ходе исследования Г.А. Шиловой было установлено, что для формирования высокого уровня квалитологической компетентности необходима специальная программа обучения. Основываясь на выводах автора, можно считать, что одним из способов решения проблемы формирования квалитологической компетентности методистов может быть разработка учебной программы, включающей в себя блоки, позволяющие изучить как теоретические основы управления качеством образования, так и практические аспекты, раскрывающие квалиметрию как основу измерения качества образования в системе СПО [4].
Таким образом, ведущие направления в развитии образования, определенные Государственной программой Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы, могут быть реализованы при условии постоянного совершенствования педагогической деятельности руководителей методической службы. В связи с тем, что в настоящее время возросла потребность в преподавателе, способном обновлять содержание своей деятельности посредством критического, творческого ее освоения, применения достижений науки и педагогического опыта изменяются и функции методического сопровождения, обеспечивающего деятельность преподавателя, модернизируются подходы к организации методической работы на всех уровнях.
Согласно В.В. Краевскому, “использование уже полученного научного знания и получение нового” – это ни одно и тоже. Ни знание педагогической науки, ни практический опыт не могут заменить специальной подготовки к научно-исследовательской деятельности, хотя и являются необходимой для нее предпосылкой. Соглашаясь с В.В. Краевским, применительно к организации методической работы в колледже, необходимость овладения особыми знаниями и умениями не вызывает сомнений. Такая необходимость кажется очевидной в отношении овладения специалистами методической службы колледжа методологической культурой, исследовательскими знаниями и умениями, необходимыми в проведении научно-экспериментальной работы [2].
Используемая литература.
- Болотов В.А. Оценка знаний. Основные подходы к созданию общероссийской системы оценки качества образования / В.А. Болотов // Экономика и образование сегодня. - 2005. - №3. - С. 24-25.
- Краевский В. В. Методология педагогики: Пособие для педагогов-исследователей. - Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2001. - 244 с.
- Субетто А.И. Сочинения. Ноосферизм: в 13 томах. Том восьмой :
- Квалитативизм: философия и теория качества, квалитология, качество
- жизни, качество человека и качество образования. Книга 1 / Под ред. Л.А. Зеленова — С.-Петербург — Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2009. — 392 с., общий объем — 726 с.
- Шилова Г.А. Формирование квалитологической компетентности руководителя дошкольного образовательного учреждения в условиях курсов повышения квалификации. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat – Режим доступа: //http://www.dissercat.com/content/