В разделе “Общая биология” тема “Грибы” отдельно не рассматривается. Особенности организации клетки грибов, обменные процессы, размножение изучаются главным образом на примере клеток животных и растений. В то же время грибы – очень своеобразное царство живой природы, характерные особенности которого практически на школьных уроках не изучаются. В связи с подготовкой к ЕГЭ, а также, с переходом на ФГОС программы появляется возможность исследования на уроках, и расширяются знания о некоторых особенностях данной темы.
В ходе проведения опытов появляется интерес к предмету через самостоятельную исследовательскую работу и желание больше узнать об удивительном мире грибов, это имеет огромное значение в более углублённом изучение отдельных вопросов биологии и химии. Для подготовки исследования используются доступные методики изучения химического состава с применением основных навыков работы с химическими реактивами и растворами при соблюдении техники безопасности.
Следовательно, реализуются межпредметные связи с курсом биологии, химии, что тоже имеет неоценимое значение для формирования личности.
Применение несложного оборудования позволяет добиться надежной результативности, что тоже повышает интерес исследования и эмоционального удовлетворения.
Следовательно:
Цель - исследовать биохимические и цитологические особенности дрожжей.
Задачи:
- Изучить органический состав, анаэробные процессы, морфологические особенности, питание, размножение дрожжей
- Выявить сходство и различие в признаках любого живого организма
- Познакомиться с частной группой организмов – дрожжами (грибами); с их качественным химическим составом, а также особенностями строения и жизнедеятельности в отличие от животных и растений.
Форма урока: исследовательская работа.
План исследования:
1. Морфологическое описание дрожжей (опережающее задание)
2. Химический состав дрожжей:
Определение содержание белков в дрожжах (опыты №1, 2, 3)
Содержание сложных углеводов в дрожжах (опыт №4)
Исследование дрожжей на содержание жиров (опыт №5)
3. Организация дрожжей и их размножение (опыт № 6)
4. Обмен веществ и энергии (опыт №7)
5. Практическое применение дрожжей (опережающее задание)
Для выполнения работы следует использовать презентацию к уроку “Эти удивительные грибы - дрожжи”, в которой представлен подробный план исследования с ходом выполнения, пояснениями и наглядностью результатов опытов.