Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель урока: выяснить, почему грибы выделены в отдельное царство.
Задачи урока:
- Образовательные: познакомить учащихся с характерными признаками грибов, показать черты сходства и отличия грибов от растений; раскрыть значение терминов: мицелий, грибница, гифы, микориза; рассмотреть строение, питание и размножение грибов; познакомить учащихся со значением грибов в природе и жизни человека.
- Развивающие: формировать навыки сравнения изучаемых организмов, умение делать выводы;
- Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер.
Ход урока
Организационный момент: приветствие учащихся, проверка их готовности к уроку.
Повторение:
Слайд № 2
- Какие организмы вы изучали на прошлом уроке?
- Какова роль бактерий в природе и жизни человека?
- Почему бактерии выделены в отдельное царство?
Актуализация знаний
Слайд № 6
- Скажите, на какие царства можно разделить изображённые организмы?
- Ответ: на четыре царства: растения, бактерии, животные, грибы.
- Почему грибы выделены в отдельную группу?
Слайд № 7
Тема нашего урока “Царство Грибы”, цель нашего урока - изучить особенности строения и жизнедеятельности грибов и выяснить, почему грибы выделены в отдельное царство.
Изучение новой темы
Слайд № 8
Учитель: грибов в природе существует огромное множество. Это одна из наибольших и разнообразнейших групп живых организмов. Наука, изучающая грибы, называется - микологией (от греч. "микос" - гриб, "логос" - учение).
К грибам относят более 100 тыс. видов, имеющих разнообразное строение и образ жизни. Грибы распространены практически во всех географических зонах: их можно встретить в лесу и на полях, в почве и воде, в организме животных, растений и даже человека.
Какие грибы вы знаете?
Перед вами древесный гриб - трутовик, плесневый - пеницилл, паразитический- спорынья и лесной белый гриб. Все это грибы, т.к. в их строении есть общие черты. Что же это за черты?
Слайд № 9 “Строение шляпочного гриба”
В повседневной жизни мы называем грибами их плодовые тела. У большинства грибов их плодовое тело образовано шляпкой и ножкой. Отсюда их название – шляпочные грибы.
Шляпка – гиперссылка: слайд № 11
В ножке все нити одинаковы, а в шляпке образуют два слоя – верхний, покрытый кожицей, нижний образует пластинки или трубочки.
Например, белый гриб, подберезовик – это трубчатые грибы. Грузди, лисички, сыроежки – пластинчатые.
Если в том месте, где рос гриб (плодовое тело) слегка раскопать почву, можно обнаружить тонкие ветвящиеся белые нити – грибницу. Клетки грибницы называются гифы, они чаще двухядерные.
Грибница – гиперссылка: слайд № 10 - видеоролик “Грибница”
Почему при сборе грибов нельзя повреждать грибницу?
Ответ: грибница – главная часть гриба, которой развиваются плодовые тела.
Как взять гриб, не повреждая грибницы?
Ответ: у гриба необходимо срезать ножку у основания.
Если вы хотите в следующий раз, придя в известное вам место, снова увидеть там богатый урожай грибов, никогда не выдергивайте их из почвы, а аккуратно срезайте ножку у основания.
Записать: Грибница (мицелий)- длинные ветвящиеся нити (гифы), образующие тело гриба.
Слайд № 9 “Строение шляпочного гриба”
Задание: зарисуйте в тетради схему строения шляпочного гриба, подпишите его части.
Слайд № 12 “Размножение грибов”
Учитель: в трубочках и пластинках образуются особые клетки - споры, с помощью которых размножаются грибы. Созревшие споры высыпаются, затем их разносит ветер, а также в этом участвуют насекомые, слизни, белки и другие животные. Споры не перевариваются в пищеварительных органах этих животных и, попав с пометом во влажную почву, прорастают в нити грибницы. Грибница растет медленно и, накопив запасы питательных веществ, образует плодовые тела. У большинства грибов это происходит только после слияния специализированных половых клеток, берущих начало от разных спор.
Следовательно, грибы размножаются двумя путями: бесполым и половым.
Слайд № 13 “Питание грибов”
Учитель: грибам для питания необходимы готовые органические вещества.
Грибы - сапрофиты - поселяются на мертвых остатках растений и животных, на продуктах питания, разлагают опавшие листья, древесину.
Грибы - паразиты - живут и питаются за счет живых организмов.
Слайд № 14 “Симбиоз”
Вспомните, при изучении бактерий мы говорили о симбиозе бактерий и бобовых растений.
Что такое симбиоз?
Ответ: тесная связь двух организмов, полезная обоим.
Учитель: Между определенными видами грибов и деревьями устанавливается полезная тесная связь. Нити грибницы плотно оплетают корень дерева, образуя грибокорень -микоризу. Грибница дает дереву воду с растворенными в ней минеральными веществами, а от дерева в свою очередь получает органические вещества.
Микориза – гиперссылка: Слайд № 15 -видеоролик “ Симбиоз”
Записать: грибокорень – микориза.
Слайд № 16 “Сравнение грибов с растениями”
Что общего у растений и грибов?
Ответ: неподвижность, неограниченный рост, питание путём всасывания воды и минеральных солей, имеется клеточная стенка.
Чем отличаются грибы от растений?
Ответ: отсутствие хлорофилла и способности к фотосинтезу.
Слайд № 17 - видеоролик “Отличия грибов от растений”
Слайд № 18
Что общего у животных и грибов?
Ответ: они питаются готовыми органическими веществами, наличие в клеточной стенке хитина.
Почему грибы все же выделены в самостоятельное царство?
Слайд№ 19 “Признаки грибов”
- основу тела гриба составляет грибница.
- грибница состоит из тонких нитей – гифов.
Слайд№ 20 “Роль грибов в природ”
Разрушая органические остатки, грибы участвуют в круговороте веществ и образовании плодородного слоя почвы.
Грибы - пища и лекарство многих животных.
Грибы участвуют в образовании микоризы, увеличивая поглотительную способность корней растений.
Слайд№ 21 “Роль грибов в жизни человека”
Грибы необходимы для изготовления теста, сыра, пива и вина.
Слайд№ 22
Грибы: пеницилл, спорынья и препараты из них широко применяются в медицине..
Слайд№ 23
Человек с древних времен использует грибы в пищу. Блюда из съедобных грибов традиционно входят в национальные кухни многих народов мира.
Многие грибы ядовиты, ими можно тяжело отравиться. Например, мухомор, бледная поганка, желчный гриб, ложные опята. Не опознав гриб, лучше не срезайте его - относитесь к грибам с осторожностью.
Закрепление изученного материала:
Слайд № 24 с устным заданием: найдите третий лишний гриб, объясните свой выбор:
подосиновик, белый гриб, сыроежка
Ответ: сыроежка - лишний, пластинчатый гриб.
Слайд № 25 с устным заданием: найдите третий лишний гриб, объясните свой выбор:
белый гриб, трутовик, груздь
Ответ: трутовик - лишний, по способу питания он паразит.
Слайд № 26 с устным заданием - загадкой:
“Шапочка красная, белые пуговки, работа напрасная”.
Ответ: мухомор.
Слайд № 27
Самостоятельная работа. Решите, верно или неверно то или иное суждение.
Выпишите номера верных суждений.
- Грибы принадлежат к самостоятельному царству.
- Сыроежка относится к трубчатым грибам.
- Грибы способны к фотосинтезу.
- Грибы имеют грибницу (мицелий), состоящую из нитей-гифов.
- В клеточных стенках грибов, имеется органическое вещество - хитин.
- Белый гриб – паразит деревьев.
- Грибы размножаются спорами.
- Мицелий - это симбиоз корней дерева и грибницы гриба.
- Подосиновик относится к пластинчатым грибам.
- Плесени – это грибы.
Ответ: 1,4,5,7,8,10.
6. Рефлексия.
- Что для вас было сложным на сегодняшнем уроке?
- Что вам особенно понравилось на уроке по этой теме?
7. Подведение итогов и комментирование оценок.
Список источников.
- http://www.shishlena.ru/5-klass-prirodovedenie/urok-onlayn-tsarstvo-gribi - урок онлайн. Царство Грибы
- http://rudocs.exdat.com/docs/index-75537.html - план-конспект урока
- http://images.yandex.ru/yandsearch?icolor=white&text=медведь&img_url=i
mg-fotki.yandex.ru/get/5801/dimonych-eleonora.65/0_4b805_262b3dce_XL&pos=2&rpt=simage – фото медведь - http://images.yandex.ru/yandsearch?icolor=white&text=дерево&img_url=i
mg-fotki.yandex.ru/get/5507/cadi-1986.4ae/0_7e751_41757565_XL&pos=0&rpt=simage- фото дерево - http://images.yandex.ru/yandsearch?text=грибы%20паразиты&img_url=i
bud.ua/userfiles/image/arhitektura%20i%20dizain/Obrezka_rasteniy/Obrezka-rasteniy-7.jpg&pos=2&rpt=simage – гриб трутовик - http://images.yandex.ru/yandsearch?text=грибы%20паразиты&img_url=
900igr.net/datai/biologija/Griby/0032-045-Griby-parazity-Sporynja-purpurnaja.png&pos=10&rpt=simage – спорынья - http://images.yandex.ru/yandsearch?text=груздь&img_url=
www.pilz-baden.ch/galerie/piperatus.jpg&pos=25&rpt=simage – груздь - http://images.yandex.ru/yandsearch?text=мухомор&img_url=i
mg0.liveinternet.ru/images/attach/c/2/73/867/73867586_2642543_549418c1.jpg&pos=7&rpt=simage- мухомор - http://images.yandex.ru/yandsearch?text=ложный%20опенок&img_url=
lisichki.net/wp-content/uploads/2010/06/17.jpg&pos=0&rpt=simage- ложный опенок - http://www.youtube.com/watch?v=oVLeUqrzW-o – фильм “интересные факты о грибах”