Цель: формировать первичные математические представления.
Интеграция образовательных областей: "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Художественно эстетическое развитие", "Физическое развитие".
Задачи:
- Упражнять в счете до 5. Отсчитывать предметы из большего количества; выкладывать, приносить определенное количество предметов в соответствии с образцом или заданным числом в пределах 5. ("Познавательное развитие");
- Способствовать развитию познавательного интереса и эмоциональной отзывчивости (самочувствия) детей средствами цветотерапии, песочной терапии, музыкотерапии. ("Познавательное развитие");
- Активизировать словарь детей по теме "Осень", отгадывать загадки и называть цвет геометрической фигуры (круг, треугольник и квадрат), подбирать слова противоположные по смыслу антонимы ("Речевое развитие");
- Воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу. ("Социально-коммуникативное развитие");
- Побуждать детей убирать материал на место. ("Социально-коммуникативное развитие");
- Развивать мелкую моторику пальцев рук в ходе физминутки и пальчиковой гимнастики ("Физическое развитие");
- Прививать любовь к классической музыке посредством музыкального сопровождения из альбома П.И. Чайковского "Времена года" октябрь "Звуки природы"("Художественно-эстетическое развитие").
Методы и приемы:
- Практические: работа с раздаточным материалом, пальчиковая игра, рисование на цветном песке;
- Наглядные: рассматривание иллюстраций, электронная презентация;
- Словесные: ответы на вопросы; отгадывание загадок; рассуждения; формулировка выводов, игра с мячом.
Материалы и оборудование:
- Электронное пособие;
- Ноутбук, интерактивная доска;
- Демонстрационный материал по количеству детей;
- Мольберт с деревом - плакатом;
- Корзиночки;
- Ленты 2х цветов;
- Бельчонок с грецкими орешками в корзинке;
- Подносы с цветным песком;
- Салфетки;
- Раздаточный материал 4 гриба, 5 белочек;
- Шкатулка;
- Мяч;
- Музыкальное сопровождение "Времена года", "Звуки природы".
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Игровая | "Выбери дорожку"; "Сосчитай припасы"; "Геометрические загадки"; "Прятки" |
Коммуникативная | Беседа, речевые проблемные ситуации,
вопросы. Дидактическая игра "Скажи наоборот"; "Шкатулка добрых слов". |
Познавательно-исследовательская | Упражнение: "Поможем Бельчонку разложить картинки". |
Восприятие художественной литературы и фольклора | Чтение и отгадывание загадок. |
Самообслуживание и элементарный бытовой труд. | Совместный труд при уборке рабочего места после окончания работы. |
Изобразительная | Рисование на цветном песке. |
Двигательная | Физминутка "Листопад". |
Музыкальная | Музыкальное сопровождение П.И. Чайковского "Октябрь" из альбома "Времена года"; "Звуки природы". |
Логика образовательной деятельности
№ | Деятельность педагога | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
1 | Введение в игровую ситуацию. Появляется Бельчонок с орешками. (игрушка) Включает музыкальное сопровождение "Звуки природы". Предлагает отправиться в лесное путешествие вместе с бельчонком и отгадать загадки на интерактивной доске: Пришла без красок и без кисти С деревьев сыплются монетки Стоял на крепкой ножке, Педагог по щелчку мыши показывает "отгадки" на интерактивной доске. - К какому времени года подходят загадки? Приложение 1, 2, 3, 4. |
Здороваются с Бельчонком. Дети отгадывают загадки. Отвечают на вопросы индивидуально. |
Проявляют интерес к дальнейшему
участию в совместной деятельности. Отгадывают загадки на основе зрительно воспринимаемой информации. |
2 | Упражнение "Выбери дорожку" От лица бельчонка предлагает детям пройти по дорожкам по желанию голубого или красного цвета. Голубой – повышает физические и интеллектуальные способности, успокаивает нервную систему, уравновешивает процессы возбуждения и торможения. Красный – обладает стимулирующим эффектом, способствует приливу энергии. Более деятельному отношению к жизни. |
Проходят по дорожкам. | Выбирают определенный цвет. Объясняют свой выбор. |
3 | Упражнение "Сосчитай припасы" Обращает внимание детей на мальберт с деревом, просит сосчитать белочек и грибочки. Педагог выкладывает на верхнюю часть дерева 5 белочек, под дерево 4 грибочка: - Сколько белочек, грибов ? - Хватит ли грибов белочкам? - Кого больше? - Чего меньше? - Какое число больше: 5 или 4? Какое число меньше: 4 или 5? - А что нужно сделать, чтобы было поровну? Аналогическая работа с раздаточным материалом. |
Рассматривают припасы Бельчонка и
считают. Отвечают на вопросы. Работают с раздаточным материалом. |
Сравнивают две группы предметов путем наложения и приложения, определять где больше (меньше) предметов. |
4 | Упражнение "Геометрические
загадки" Педагог обращает внимание детей на подносы с цветным песком. Предложить прослушать загадку, а ответ нарисовать на подносе, назвать цвет получившейся геометрической фигуры. Включает музыкальное сопровождение. Нет углов у меня Три вершины, Четыре угла и четыре сторонки, Красный – обладает стимулирующим эффектом, способствует приливу энергии. Более деятельному отношению к жизни. Оранжевый – несет энергию бодрости и оптимизма, активизирует интеллектуальные и физические способности. Желтый – повышает работоспособность, улучшает настроение, снимает напряжение. Голубой – повышает физические и интеллектуальные способности, успокаивает нервную систему, уравновешивает процессы возбуждения и торможения. |
Выполняют задания педагога: Рисуют ответ на подносе, круг, квадрат, треугольник. Отвечают на вопросы педагога. |
Развивают представление о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике. |
5 | Физкультминутка "Листопад
" Ю. Капотов. Детям предлагается взять орешек из корзины Бельчонка, прокатывают по пальчикам, ладошкам по тексту: Опавший листвы разговор еле слышен: |
Дети прокатывают грецкий орешек по
пальчикам, ладошкам. Проговаривают слова стихотворения. |
Проговаривают слова и выполняют движения совершенствуя мелкую моторику пальцев рук. |
6 | Предлагает игру с мячом "Скажи
наоборот" |
Ловят мячик и проговаривают четко слова. | Подбирают слова противоположные по смыслу (антонимы). |
7 | Упражнение "Прятки" Педагог предлагает рассмотреть слайд на интерактивной доске и рассказать о том, кто и где находится. - Друзья бельчонка спрятались, помоги их найти. Приложение 5. |
Рассказывают о том, каких зверей они видят и где они находятся. | Определяют местоположение в пространстве: за, под, над, в. |
8 | Упражнение "Поможем Бельчонку
разложить картинки" На интерактивной доске, педагог по очереди показывает детям сюжетные картинки с изображением разных частей суток и спрашивает: - Что изображено на картинке? - Когда это бывает? Приложение 6. |
Дети последовательно расставляют картинки (утро, день, вечер, ночь). | Объясняют свой выбор. Взаимодействуют со сверстниками при выполнении коллективного задания. |
9 | Дидактическая игра "Шкатулка
добрых слов" Предлагает закрыть глаза и вернуться из лесного путешествия в группу. (музыкальное сопровождение "Звуки природы") |
Выполняют правила игры. Закрывают глаза. |
Подбирают добрые и ласковые слова герою бельчонку. |
10 | Рефлексия Бельчонок благодарит детей, спрашивает, что им запомнилось во время лесного путешествия, что нового узнали и что запомнили. Затем прощается с детьми. |
Прощаются с Бельчонком. Отвечают на вопросы. |
Совершенствуют самоконтроль и самооценку. |