НОД по познавательному развитию в средней группе "Лесное путешествие с Бельчонком"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: формировать первичные математические представления.

Интеграция образовательных областей: "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Художественно эстетическое развитие", "Физическое развитие".

Задачи:

  • Упражнять в счете до 5. Отсчитывать предметы из большего количества; выкладывать, приносить определенное количество предметов в соответствии с образцом или заданным числом в пределах 5. ("Познавательное развитие");
  • Способствовать развитию познавательного интереса и эмоциональной отзывчивости (самочувствия) детей средствами цветотерапии, песочной терапии, музыкотерапии. ("Познавательное развитие");
  • Активизировать словарь детей по теме "Осень", отгадывать загадки и называть цвет геометрической фигуры (круг, треугольник и квадрат), подбирать слова противоположные по смыслу антонимы ("Речевое развитие");
  • Воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу. ("Социально-коммуникативное развитие");
  • Побуждать детей убирать материал на место. ("Социально-коммуникативное развитие");
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук в ходе физминутки и пальчиковой гимнастики ("Физическое развитие");
  • Прививать любовь к классической музыке посредством музыкального сопровождения из альбома П.И. Чайковского "Времена года" октябрь "Звуки природы"("Художественно-эстетическое развитие").

Методы и приемы:

  • Практические: работа с раздаточным материалом, пальчиковая игра, рисование на цветном песке;
  • Наглядные: рассматривание иллюстраций, электронная презентация;
  • Словесные: ответы на вопросы; отгадывание загадок; рассуждения; формулировка выводов, игра с мячом.

Материалы и оборудование:

  • Электронное пособие;
  • Ноутбук, интерактивная доска;
  • Демонстрационный материал по количеству детей;
  • Мольберт с деревом - плакатом;
  • Корзиночки;
  • Ленты 2х цветов;
  • Бельчонок с грецкими орешками в корзинке;
  • Подносы с цветным песком;
  • Салфетки;
  • Раздаточный материал 4 гриба, 5 белочек;
  • Шкатулка;
  • Мяч;
  • Музыкальное сопровождение "Времена года", "Звуки природы".

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Игровая "Выбери дорожку";
"Сосчитай припасы";
"Геометрические загадки";
"Прятки"
Коммуникативная Беседа, речевые проблемные ситуации, вопросы.

Дидактическая игра "Скажи наоборот";

"Шкатулка добрых слов".

Познавательно-исследовательская Упражнение:

"Поможем Бельчонку разложить картинки".

Восприятие художественной литературы и фольклора Чтение и отгадывание загадок.
Самообслуживание и элементарный бытовой труд. Совместный труд при уборке рабочего места после окончания работы.
Изобразительная Рисование на цветном песке.
Двигательная Физминутка "Листопад".
Музыкальная Музыкальное сопровождение П.И. Чайковского "Октябрь" из альбома "Времена года"; "Звуки природы".

Логика образовательной деятельности

Деятельность педагога Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты
1 Введение в игровую ситуацию.

Появляется Бельчонок с орешками. (игрушка)

Включает музыкальное сопровождение "Звуки природы".

Предлагает отправиться в лесное путешествие вместе с бельчонком и отгадать загадки на интерактивной доске:

Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья. (Осень)

С деревьев сыплются монетки
От сильного дождя и ветра.
Я подниму десять монеток
И соберу большой букетик.
(Осенние листья)

Стоял на крепкой ножке,
Теперь лежит - в лукошке. (Гриб)

Педагог по щелчку мыши показывает "отгадки" на интерактивной доске.

- К какому времени года подходят загадки?

Приложение 1, 2, 3, 4.

Здороваются с Бельчонком.

Дети отгадывают загадки.

Отвечают на вопросы индивидуально.

Проявляют интерес к дальнейшему участию в совместной деятельности.

Отгадывают загадки на основе зрительно воспринимаемой информации.

2 Упражнение "Выбери дорожку"

От лица бельчонка предлагает детям пройти по дорожкам по желанию голубого или красного цвета.

Голубой – повышает физические и интеллектуальные способности, успокаивает нервную систему, уравновешивает процессы возбуждения и торможения.

Красный – обладает стимулирующим эффектом, способствует приливу энергии. Более деятельному отношению к жизни.

Проходят по дорожкам. Выбирают определенный цвет. Объясняют свой выбор.
3 Упражнение "Сосчитай припасы"

Обращает внимание детей на мальберт с деревом, просит сосчитать белочек и грибочки.

Педагог выкладывает на верхнюю часть дерева 5 белочек, под дерево 4 грибочка:

- Сколько белочек, грибов ?

- Хватит ли грибов белочкам?

- Кого больше?

- Чего меньше?

- Какое число больше: 5 или 4? Какое число меньше: 4 или 5?

- А что нужно сделать, чтобы было поровну?

Аналогическая работа с раздаточным материалом.

Рассматривают припасы Бельчонка и считают.

Отвечают на вопросы.

Работают с раздаточным материалом.

Сравнивают

две группы предметов путем наложения и приложения, определять где больше (меньше) предметов.

4 Упражнение "Геометрические загадки"

Педагог обращает внимание детей на подносы с цветным песком.

Предложить прослушать загадку, а ответ нарисовать на подносе, назвать цвет получившейся геометрической фигуры.

Включает музыкальное сопровождение.

Нет углов у меня 
И похож на блюдце я, 
На тарелку и на крышку, 
На кольцо, на колесо. 
Кто же я такой, друзья? 
Назовите вы меня! (круг)

Три вершины,
Три угла,
Три сторонки -
Кто же я? (треугольник)

Четыре угла и четыре сторонки, 
Похожи точно родные сестренки. 
В ворота его не закатишь, как мяч, 
И он за тобою не пустится вскачь. 
Фигура знакома для многих ребят.
Его вы узнали?
Ведь это ... (квадрат)

Красный – обладает стимулирующим эффектом, способствует приливу энергии. Более деятельному отношению к жизни.

Оранжевый – несет энергию бодрости и оптимизма, активизирует интеллектуальные и физические способности.

Желтый – повышает работоспособность, улучшает настроение, снимает напряжение.

Голубой – повышает физические и интеллектуальные способности, успокаивает нервную систему, уравновешивает процессы возбуждения и торможения.

Выполняют задания педагога:

Рисуют ответ на подносе, круг, квадрат, треугольник.

Отвечают на вопросы педагога.

Развивают представление о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике.
5 Физкультминутка "Листопад " Ю. Капотов.

Детям предлагается взять орешек

из корзины Бельчонка, прокатывают по пальчикам, ладошкам по тексту:

Опавший листвы разговор еле слышен:
(круговые движения)
- Мы с кленов...
(прямое прокатывание)
- Мы с яблонь...
- Мы с вишен...
- С осинки...
- С черемухи...
- С дуба...
С березы...
Везде листопад:
На пороге морозы!
(круговые движения)

Дети прокатывают грецкий орешек по пальчикам, ладошкам.

Проговаривают слова стихотворения.

Проговаривают слова и выполняют движения совершенствуя мелкую моторику пальцев рук.
6 Предлагает игру с мячом "Скажи наоборот"
  • длинный — короткий;
  • широкий— узкий;
  • высокий — низкий;
  • толстый — тонкий.
Ловят мячик и проговаривают четко слова. Подбирают слова противоположные по смыслу (антонимы).
7 Упражнение "Прятки"

Педагог предлагает рассмотреть слайд на интерактивной доске и рассказать о том, кто и где находится.

- Друзья бельчонка спрятались, помоги их найти.

Приложение 5.

Рассказывают о том, каких зверей они видят и где они находятся. Определяют местоположение

в пространстве: за, под, над, в.

8 Упражнение "Поможем Бельчонку разложить картинки"

На интерактивной доске,

педагог по очереди показывает детям сюжетные картинки с изображением разных частей суток и спрашивает:

- Что изображено на картинке?

- Когда это бывает?

Приложение 6.

Дети последовательно расставляют картинки (утро, день, вечер, ночь). Объясняют свой выбор. Взаимодействуют

со сверстниками при выполнении коллективного задания.

9 Дидактическая игра "Шкатулка добрых слов"

Предлагает закрыть глаза и вернуться из лесного путешествия в группу.

(музыкальное сопровождение "Звуки природы")

Выполняют правила игры.

Закрывают глаза.

Подбирают добрые и ласковые слова герою бельчонку.
10 Рефлексия

Бельчонок благодарит детей, спрашивает, что им запомнилось во время лесного путешествия, что нового узнали и что запомнили.

Затем прощается с детьми.

Прощаются с Бельчонком.

Отвечают на вопросы.

Совершенствуют самоконтроль и самооценку.