Участники проекта: дети подготовительной группы, родители группы.
Вид проекта: краткосрочный.
Тип проекта: информационно–практико–ориентированный, творческий.
Сроки проведения: 1 месяц
Количество участников проекта: 10 человек
Возраст детей: 6-7 лет.
Форма проведения: групповая.
Актуальность
"Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок" - утверждал В.А.Сухомлинский. Вот почему так важны в дошкольном возрасте занятия конструктивной деятельностью.
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с прекрасным, создавая его своими руками.
Развивать творчество детей можно различными способами, в том числе используя природный и бросовой материалы. Эти материалы настолько разнообразны, что их невозможно перечислить. А главное – они доступны детям. Работа с ними удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает у ребенка чувство удовлетворения, радости, успеха; особую радость доставляет детям видеть результат своего труда.
? В связи с этим необходимо отметить, что актуальность данного проекта обусловлена тем, что совместное с детьми, с педагогами и родителями создание поделок своими руками будет способствовать развитию познавательной активности, творческих способностей у детей, стимулировать их речевое развитие, так как в ходе создания игрушек дети будут отвечать на вопросы, высказывать свои мнения, рассуждать, анализировать различные ситуации, общаться, научатся действовать сообща, нести ответственность за общий продукт деятельности.
Цели и задачи проекта
Цель педагогическая:
- Развитие конструктивной деятельности, творческого воображения детей в процессе создания поделок из бросового материала для украшения участка.
Цель детская: узнать, как можно самим сделать поделки и принять участие в их изготовлении.
Краткое содержание проекта:
- Данный проект направлен на стимуляцию творческой конструктивной деятельности, познавательно-речевого развития, развитие организацию совместной поисково- исследовательской деятельности педагогов, детей и родителей в ходе создания поделок. Работа над проектом будет способствовать развитию ручной умелости, творчества, коммуникативных навыков у дошкольников.
Ожидаемые результаты:
- реализовано задуманное, созданы поделки для украшения участка и для игр;
- дети расширят свои представления, о том, как можно создавать игрушки из бросового материала;
- обогащён словарный запас детей;
- родители вовлечены в образовательный процесс дошкольной организации, укреплена их заинтересованность в сотрудничестве, совместной деятельности с детьми;
- дошкольники приобретут уверенность в собственных силах;
- в совместной деятельности будут пройдены практически все творческие этапы создания игрушки: выбор модели игрушки, материала, подбор способов создания.
- повысится мотивация детей к совместной деятельности, что будет способствовать более интенсивному и гармоничному развитию познавательных процессов у дошкольников;
- в процессе изготовления игрушек дети познают радость творчества, приобретут определённые конструктивные умения.
Оценка результатов проектной деятельности будет отслеживаться через:
- беседы с детьми;
- наблюдение за детьми в ходе создания проекта и совместной непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности;
- рассматривание созданных поделок;
- беседы с родителями;
Продукт проекта: набор игрушек-самоделок.
Проблема педагогическая: Дошкольники хотят украсить свой участок поделками из бросового материала, но не знают, как это можно сделать.
Проблема, сформулированная детьми: Хотим сделать игрушки своими руками.
Задачи педагогические:
- Развивать у дошкольников творческое воображение при создании игрушек из бросового материала.
- Развивать воображение и творческие способности детей.
- Обогащать и расширять художественный опыт.
- Развивать целенаправленную деятельность и стремление к созидательной активности.
- Воспитывать положительное отношение к сотрудничеству с взрослым, сверстниками, к собственной деятельности, ее результату.
- Способствовать возникновению ощущения, что продукт их деятельности интересен себе и другим.
- Познакомить их с процессом создания игрушки – от идеи до её воплощения.
- Формировать у детей умение с помощью взрослых осуществлять поиск информации в различных источниках о способах создания игрушки.
- Привлечь родителей к участию в проектной деятельности.
- Обогащать словарный запас детей.
- Развивать творческие способности, фантазию, инициативу дошкольников в ходе изготовлении игрушек (самолёт, танк, ракета, корабль, бабочка, гусеница, цветок, гусеница, колобок) с помощью различных технологий.
- Способствовать освоению дошкольниками навыков, необходимых для создания игрушек (выбор частей, способов закрепления, соединения, украшения.)
Гипотеза:
- Если дошкольники создадут совместно со взрослыми игрушки - самоделки по собственному замыслу, то у них разовьются творческие способности и навыки конструктивной деятельности, расширится кругозор, поднимется самооценка, активизируется словарь. В ходе работы над проектом они познакомятся с различными способами создания игрушек из бросового материала.
Формы презентации проекта:
- Демонстрация созданных игрушек в группе и рассказ о том, как они их мастерили.
План действий:
1. Постановка проблемы и определение предстоящей деятельности:
Модель трех вопросов:
Что мы знаем о игрушках для украшения участка? | Что мы хотим узнать? | Что нужно сделать, чтобы это узнать? |
Игрушки продаются в магазине, их можно изготовить самим. | С чего начать? Где можно узнать об
изготовлении игрушек? Из каких материалов их можно выполнить? Как соединить части? Как укрепить игрушки на участке? |
Можно посмотреть игрушки на соседнем
участке. Вспомнить, что интересного они видели,
гуляя по городу. Попросить родителей найти в архивах записи передачи “Очумелые ручки”. Узнать, как делают игрушки, можно в книгах. У мамы можно спросить. Можно написать письмо на фабрику игрушек. Можно посмотреть видеоролик в интернете. |
2. Планирование деятельности детьми совместно с взрослыми, определение средств и способов реализации проекта.
3. Совместное выполнение проекта детьми и взрослыми.
4. Обсуждение результатов.
5. Определение перспектив проектирования.
Схема реализации проекта
№ | Формы работы (с наименованием) |
Задачи | Срок реализации | Время в режиме дня | Место проведения | ||
I этап – Проблематизация, выбор темы | |||||||
1 | Проблемная ситуация: Как сделать
игрушку? Введение “модели трех вопросов”. Как можно самим сделать игрушку- самоделку? Из какого материала и как соединить части? Что нужно сделать, чтобы это узнать? |
Создание условий для осознания детьми поставленной проблемы, принятие задач реализации темы проекта. | 1 день | утро | Груп па |
||
II этап - Подготовительный | |||||||
1 | Просмотр игрушек – самоделок в интернете совместно с родителями. | Организовать совместную деятельность педагогов, родителей и детей над темой проекта. | 3 дня | Вечер и выходные дни | Дома в кругу семьи | ||
2 | Совместный поиск педагогами, родителями и детьми информации о способах создания игрушек. | Формировать у детей исследовательские навыки, умение с помощью взрослых осуществлять поиск информации в различных источниках о разнообразии игрушек из бросового материала. | 2 дня | вечером | семья | ||
3 | Просмотр видеоролика “Как
сделать игрушку своими руками. Рукоделие -
“Ракета” (урок №54). Интернет-ресурс www.youtube.com |
Познакомить с процессом создания ракеты. | 1 день | утро | Логопедический кабинет | ||
4 | Цикл бесед: “Кто делает игрушки?”; “Для чего нужно украшать свой участок?”; “Твои любимые игрушки”; “Использование игрушек - самоделок”. |
В ходе беседы дать представления дошкольникам о фабричном процессе создания игрушек, о том, из чего и как можно изготовить игрушки самостоятельно, уточнить игровые предпочтения детей, расширить знания детей об использовании игрушек. | неделя | в утренние и вечерние часы | Группа, логкабинет | ||
5 | Просмотр мультфильмов с использованием Интернета “Чьи колёса?”; “Про Кротика и Улитку”; “Страна игрушек. Сюрприз для Тесси”. |
Обсудить содержание мультфильмов, обратить внимание на процесс создания игрушек, использование материалов, последовательность работы, трудоёмкость процесса, отношение героев мультфильма к самому процессу изготовления игрушек. | 2 дня | в утренние и вечерние часы | Группа, логкабинет | ||
6 | Организация конкурса рисунков “Лучшая игрушка-самоделка” | Предложить детям нарисовать свою будущую игрушку, рассказать из каких материалов они будут её конструировать. Предложить продемонстрировать свои работ, дать советы по изготовлению. | 1 день | в утренние и вечерние часы | Группа, логкабинет | ||
7 | “День мастера Самоделкина” беседа “Как создать игрушку из бросового материала?”; творческое задание “Цветок на диске”; викторина “Назови, на какую часть игрушки похож тот или иной подготовленный материал ”; отгадывание загадок об инструментах; продуктивная деятельность “Создание макета будущей игрушки (без скрепления частей)”; дидактическая игра “Назови нужный материал или инструмент для.....”; |
Помочь дошкольникам открыть для себя
секреты мультипликации. Предложить детям нарисовать героев мультфильма. Развивать у дошкольников речевую активность, творческие способности, фантазию в ходе отгадывания загадок, отвечая на вопросы викторины, в ходе дидактической игры и т.д. Развивать продуктивную деятельность. |
1 день | в течение дня | музыкальный зал | ||
8 | Анкетирование родителей: Нравится ли Вашему ребенку мастерить игрушки? Как часто вы организовываете “домашние мастерские” по изготовлению игрушек? Как вы считаете, нужно ли ребенку самому мастерить игрушки? Почему? Какова степень самостоятельности ребёнка при изготовлении игрушек? Устраиваете ли вы совместные с ребенком обсуждения по выбору поделки, процессу её изготовления? Какие поделки вы уже мастерили вместе с детьми? Какие качества личности, на Ваш взгляд, развивает конструктивная деятельность? Что вашему ребёнку нравится больше всего: сам процесс изготовления, совместная с вами деятельность, общение с вами, использование игрушек в игре? |
Анкетирование родителей с целью выявления предпочтений дошкольников | 1 день | вечер | Группа, участок д/с, логкабинет | ||
9 | Экскурсия по участкам детского сада, рассматривание и анализ выносного материала. | Рассмотреть и проанализировать оформление участков, наличие выносного материала. | 1 день | прогулка | Участки детского сада. | ||
10 | Игры на развитие зрительного внимания: “Что забыл мастер Самоделкин?”, “Что перепутал мастер?”, “Какая часть не на месте?”. | Развивать познавательную активность, психические процессы: анализа, синтез. | 1 неделя | I и II половина дня | Часть НОД в логкабинет | ||
11 | Чтение художественной
литературы: отрывки из повести Н. Носова
“Приключения Незнайки”, В. Сутеева “Разные
колёса”, ”Мышонок и карандаш”, С. Маршак “Мастер - Ломастер”, А. Гайдар “Поход”. |
Познакомить детей с художественной литературой в которой рассказывается о изготовлении главными героями поделок своими руками. | 1 неделя | НОД, I и II половина дня |
Группа, логкабинет | ||
III этап – Исследовательский (реализация плана проекта) | |||||||
1 | Конкурс рисунков, макетов: “Моя будущая поделка”. Выставка детских работ. |
Привлечь дошкольников и родителей к выполнению рисунков, макетов на тему: “Моя будущая игрушка - поделка” | 2 дня | 1.2 половина дня. | Семья, группа. | ||
2 | Дидактические игры: “Разложи по порядку ( процесс изготовления рыбки на диске из крышек)”, “Найди похожую часть”, “Отгадай по описанию”, “Что сначала, что потом”, “Сравни..”. | Проследить этапы создания игрушек. Формировать элементарные представления о последовательности изготовлении поделок. | 1 неде ля |
НОД | Группа, логкабинет | ||
3 | Прослушивание художественной литературы, просмотр мультфильмов. | Посредством приобщения к произведениям художественной литературы, воспитывать желание самим создавать поделки. | 2 недели | НОД, утренние и вечерние часы |
Группа, логкабинет | ||
4 | Подвижные игры: “Путешествие на Луну”, “Найди свой цветок”, “Море волнуется”. | Развивать двигательную активность дошкольников, использовать изготовленные игрушки в играх. | Неделя | прогулка | участок д/с | ||
5 | Домашнее задание родителям и детям: выбрать и изготовить игрушку - самоделку. | Развивать фантазию, творчество, умение согласовывать свои действия в совместной деятельности со взрослым. | 1 неделя | вечер, выходные дни. | семья | ||
IV этап – Обобщающий | |||||||
1 | Изготовление цветов на дисках из цветных крышек. | Привлечь дошкольников к созданию
цветов на дисках из цветных крышек, Объяснить детям, что сначала нужно выбрать цветок, подобрать нужные крышки, расположить на диске, проверить соответствие замыслу, скрепить части, продумать, как будет закрепляться на участке. |
3-4 Недели |
утро, вечер, НОД | группа | ||
2 | Создание транспорта: ракеты, самолёта, танка, парохода из бросового материала. | Рассказать и показать детям способы
изготовления транспорта. Привлечь дошкольников к созданию игрушек. Показать способы скрепления частей. Организовать совместную творческую работу родителей, детей и педагогов при изготовлении игрушек. |
2 дня | утро. вечер | Группа, логкабинет | ||
3 | Подготовка фотоматериалов, рассказывающих о процессе создания поделок. | Подготовить приложение к проекту с фотоматериалами. | 1 день | утро, вечер | Группа логкабинет |
||
4 | Оформление выставки поделок, ознакомление с изготовленными поделками детей групп: “Почемучка”, “Колокольчик”, “Солнышко”. | Развивать коммуникативную деятельность в процессе ознакомления зрителей с выставкой поделок. | 1 день | утро, вечер | Музыкальный зал. | ||
V этап – Презентационный | |||||||
1 | Презентация игрушек из бросового материала в группе сверстников, рассказ о способах изготовления, ответы на вопросы. | Привлечь дошкольников к защите проекта.
Формировать умение презентовать продукт проектной деятельности |
1 день | НОД | группа |