Веб-квест – одна из технологий, внедряемых в современной школе. Активное использование обучающимися информации из сети интернет позволяет и учителю применять её в урочной и внеурочной деятельности.
Веб-квест – это познавательная игра с привлечением интернет-ресурсов. В ходе игры обучающиеся выбирают роли, предложенные учителем, изучают информацию, представленную на сайтах и, таким образом, решают (индивидуально или в группе) учебную задачу.
Веб-квест помогает в углублении знаний по предмету, а выполнение заданий различного уровня сложности (в необычной форме - ребус, шифровка), изучение ресурсов по проблеме способствуют повышению познавательной активности, формированию ключевых компетентностей. Предлагаю рассмотреть сценарий веб-квеста “Прогулки по старому Омску”, задания которого были расположены для выполнения обучающимися 7-9 классов на специально созданном сайте по адресу https://sites.google.com/site/kraevedeniekvest/ . На выполнение заданий отводится 3 дня.
Цель веб-квеста: расширить знания обучающихся о прошлом Омского Прииртышья.
Введение: в 2016 году обучающиеся Академического лицея, как и все омичи, будут праздновать 300 лет со дня рождения своей малой родины. Предлагаем вам вместе с лицеистами вспомнить основные эпизоды из истории Омского Прииртышья и совершить увлекательную прогулку по старому Омску.
Распределение ролей: для того, чтобы наша прогулка по старому Омску состоялось, вам предстоит выбрать одну из ролей: военного, архитектора или историка. Ответы на выполненные задания отправлять на электронный адрес или писать в комментариях.
Ресурсы: для выполнения заданий вам предстоит изучить материал, представленный на сайтах “Вокруг света” (http://www.vokrugsveta.ru/quiz/613/ ), “Хронос” (http://www.hrono.ru/biograf/bio_b/buhgolc_id.html ), “Информационный портал “Большая библиотека” ( http://www.e-ng.ru/informatika_programmirovanie/referat_kriptologiya_tochki.html), “Омская крепость” (http://omskkrepost.ru/), “Информационное агентство “Омскпресс” (http://omskpress.ru/blogs/mess/635/ ), “Свято-Никольский казачий собор” (http://nikolo-kazachi-sobor.ru/our-sobor/history), кафедры этнографии и музееведения ОмГУ (http://ethnography.omskreg.ru/page.php?id=952), “Тайны XX века” (http://tainy.info/history/shest-omskix-sekretov/), “Академический лицей ОмГПУ” (http://acadlizey.ucoz.ru).
Архитектор
Вам предстоит изучить материалы с сайтов “Омская крепость”, “Информационное агентство “Омскпресс”, “Свято-Никольский казачий собор” и выполнить задания.
Задание № 1
В мае 1716 года отряд Бухгольца высадился в устье Оми, на ее левом берегу. После получения подкрепления и разрешения им строительства крепости на Оми от генерал-губернатора Сибири М. П. Гагарина, Бухгольц приступил к работам. К осени строительство крепости было завершено. Немаловажную роль в организации работ сыграл участник экспедиции военнопленный швед, артиллерийский капитан-инженер, который практически руководил работами по строительству крепости и был первым архитектором. Разгадайте ребус (Рисунок 1) и назовите фамилию этого архитектора.
Задание № 2
Перед вами план Омска 1803 года (Рисунок 2). Вы – архитектор, получивший задание построить ворота, ведущие в крепость. Названия ворот вы уже придумали: Тарские, Омские, Тобольские и Иртышские. Выберите самый оптимальный вариант их расположения на схеме. Подпишите названия на схеме: А, Б, В, Г.
Задание № 3
Мы оказались с вами на центральной улице Омска в 1960-е годы. Омичи провожают зиму. Рассмотрите здание, изображенное на фотографии (Рисунок 3). Какова судьба этого здания? Чьи чертежи легли в основу строительства этого памятника архитектуры?
Военный
Начало XVIII в. было суровым в истории России. Уже 16 лет продолжается Северная война. Для содержания армии требуется много средств. С их поисками связано основание нашего города. Как известно, Омскую крепость основали участники военной экспедиции. Вам предстоит изучить материал, представленный на сайтах “Вокруг света”, “Хронос”, “Информационный портал “Большая библиотека” и выполнить следующие задания.
Задание № 1
Вам предстоит проанализировать документ XVIII века [2] , выполнить задания и ответить на вопросы.
“Указ подполковнику господину[...].
Понеже доносил нам сибирской губернатор господин князь [...], что в Сибири близ калмыцкого городка Эркета на реке Дарье промышляют песошное золото:
Притом определил Его Величество начальником к сей экспедиции подполковника [...]. Он дал ему инструкцию, подписанную в тот же день на галере “Святыя Наталии”, в нижеследующих пунктах:
1. Для того ехать тебе в Тобольск и взять там у помянутого господина губернатора 1500 человек воинских людей, и с ними итти на Ямыш-озеро, где велено делать город; и пришед к тому месту, помянутых людей в той новопостроенной крепости и около ее, где возможно, расставить на зимовье для того, чтоб на будущую весну паки возможно было, скорее с теми людьми собравшись, итти далее к помянутому городку Эркету.
2. И как на будущую весну, собравшись с теми людьми, пойдете от Ямыша к Эркету, то накрепко смотреть того, чтоб дорогою итти такою, где б была для людей выгода...
5. Сыскать несколько человек из шведов, которые искусны инженерству и артиллерии и которые в минералах разумеют, которых с воли губернаторской взять; также впрочем и во всем делать с воли и совету губернаторского.
6. Впрочем поступать, как доброму и честному человеку надлежит во исполнении сего интересу по месту и конъюнктурам.
На галере Святыя Наталии в 22 день майя, 1714. [...]”.
Вопросы и задания:
1) Укажите имя правителя, подписавшего данный Указ.
2) Назовите фамилию сибирского губернатора, упоминаемого в Указе.
3) Кто возглавил экспедицию, о которой идет речь в документе?
4) Напишите название крепости, основание которой связано с именем руководителя экспедиции. Укажите дату начала ее строительства.
Задание № 2
Среди участников экспедиции было много рекрутов - солдат из крестьян. Хорошим манерам они не обучались, и вытирали рот после еды прямо рукавом специально пошитого солдатского мундира из дорогого сукна. Никакие указания и угрозы не помогали. Изучите материалы с указанных сайтов и объясните: как Петру I удалось побороть эту крестьянскую привычку?
Задание № 3
Бухгольц отправил Петру I донесение, в котором подверг критике работу сибирского губернатора М. Гагарина по подготовке экспедиции на Ямышевские озера. Прочитайте это зашифрованное послание русскому царю (Рисунок 4).
Историк
Задание № 1
Объясните происхождение названия следующих объектов на карте Омска: озеро Чередовое, Порт-Артур (Рисунок 5).
Задание № 2
Сибирский кадетский корпус – старейшее военное учебное заведение Сибири. Из стен кадетского корпуса вышли известные ученые и общественные деятели России. Воспитанники училища принимали участие в русско-японской и Первой мировой войнах. Один из выпускников кадетского корпуса в 1858 г. под видом купца прошел через Тянь-Шань в Кашгарию (ныне район Китая), где собирал материалы по экономике, истории и этнографии Восточного Туркестана и Алтышара. За составленные им описания он был награжден орденом Святого Владимира 4-й степени. Назовите имя этого выдающегося ученого.
Задание № 3
Работая с архиве, историк обнаружил документ, датированный 2004 г. В нем шла речь об открытии в Омске учебного заведения, которое отличается от других школ рядом особенностей. Этот документ перед вами. Но, к сожалению, название и адрес этой уникальной учебной организации не сохранился. Помогите его восстановить (Рисунок 6).
Таким образом, выполняя задания данного веб-квеста, обучающиеся приобретают опыт анализа источников, поиска информации на различных ресурсах и способов представления результатов своей деятельности.
Список литературы
1. Быховский Я. С. Образовательные веб-квесты // Материалы международной конференции "Информационные технологии в образовании. ИТО-99". - http://ito.bitpro.ru/1999
2. Из истории Омска (1716-1917 гг.). Очерки, документы, материалы. – Западно-Сибирское книжное издательство. Омское отделение, 1967. – 222 с.
3. Омск: 1917-1991. Альбом карт. – Москва: ГУКК СССР, ОРФ, 1991. – 16 с.
3. https://yandex.ru/images/