Пояснительная записка
Специфика курса заключается в том что, во-первых, она не повторяет школьную программу изучения истории; во-вторых, дает углубленные знания по изучению родного края и дополнительные по истории в целом; в-третьих, большое внимание уделяется духовной и материальной культуре коренных жителей Кузбасса; в-четвертых, обучение происходит на базе не только школьного музея, но и других музеев города, что отличает эту программу от многих других краеведческих программ.
Цель программы: Формирование комплексного патриотического и гражданского самосознания учащихся, через исторические знания, экологическую культуру и учебно-исследовательскую деятельность в школьном музее.
Для реализации поставленных целей и получения желаемого результата предусмотрено решение следующих задач:
- углублять знания учащихся по истории. Изучать историю Кемеровской области, этнографию края, этапы становления промышленности;
- привлекать школьников к исследовательской деятельности, обучать навыкам работы с литературой, периодическими изданиями, словарями, археологическими и географическими картами, экспозицией и фондами музеев, Развивать грамотную речь, самостоятельность, умение отстаивать свою точку зрения. Поддерживать творческую активность;
- воспитывать культуру поведения в общественных заведениях (библиотеки, музеи, вузы), культуру общения, культуру межличностных отношений. Способствовать становлению гражданского самосознания. Формировать интерес к выбору будущей профессии.
Программа данного курса включает 7 разделов, рассчитана на 2 года обучения и предназначена для учащихся 5-6 классов общеобразовательных школ, гимназий и лицеев. Занятия группы проводятся 2 часа в неделю (всего 144 часа) и 3 часа в неделю. ( всего 216 часов). Всего 360 часов за два года обучения.
Разделы программы:
1. Природное и историческое наследие
Кемеровской области.
2. Кемеровская область в древности.
3. Средние века.
4. Потомки древних тюрков на территории Южной
Сибири.
В данной работе представлена разработка календарно-тематического планирования на 1 год обучения, 2 часа.
Формы работы: лекции, комбинированные занятия, занятия-беседы, рефераты учащихся, экскурсии, работа в фондах музеев , творческие задания, игры, праздники, индивидуальная работа, встречи в свободной обстановке.
Учебно-тематическое планирование по программе «Родной край»
1 год обучения (2 часа в неделю)
№ п/п |
Тема |
Кол-во часов |
I раздел | Природное и историческое наследие Кемеровской области. | 24 |
Введение в образовательную программу. | 6 | |
1 | Что изучает краеведение. Польза и значение краеведения. | 2 |
2 | Вклад ученых в исследование области. | 2 |
3 | Роль краеведческих знаний в жизни современного человека. | 2 |
Исторические и природные памятники на территории Кемеровской области. | 6 | |
4 | Терсинка. Гора Зеленая. Поднебесные Зубья. | 2 |
5 | Водопады "Мраморные скалы". « Шестаковские болота». | 2 |
6 | «Спасские дворцы». «Гавриловская пещера». «Камень Садат». | 2 |
«Наш край – музей». | 2 | |
7 | Музей-заповедник "Красная Горка". Заповедник "Кузнецкий Алатау." | 2 |
Предмет и задачи. | 2 | |
8 | Предмет, определение: цели и задачи, содержание курса. | 2 |
История изучения Кемеровской области. | 2 | |
9 | Исследование земель в XVIII веке. Исследование земель в XIX веке. | 2 |
Понятия: Человек. Общество. История. Природа. Экология. | 6 | |
10 | Человек. Общество. История. Природа. Экология. | 2 |
11 | Взаимосвязь природы и общества. | 2 |
12 | Общество и человек. | 2 |
II раздел | Кемеровская область в древности. | 28 |
Нижний палеолит. | 2 | |
13 | Нижний палеолит. Мезолит. Эпоха раннего металла. | 2 |
Эпоха Камня. | 2 | |
14 | Охотники. Рыболовы. Собиратели. | 2 |
Палеолит. | 2 | |
15 | Архантропы. Моховский угольный разрез. Поселения Шестаково. | 2 |
Неолит. | 2 | |
16 | Неолит Кузнецко-Салаирского ландшафта. Кузнецкий магильник. | 2 |
Орудия труда. | 2 | |
17 | Ножевидные пластинки. Деревянные ловушки. Каменные топоры. | 2 |
Бронзовый век. Открытие человеком металла. | 2 | |
18 | Медные орудия труда. Поселение на озере Танай. | 2 |
Изменение хозяйственной деятельности и взаимоотношений с природой. | 2 | |
19 | Родовые могильники. | 2 |
Развитие скотоводства, земледелия. Керамика. | 2 | |
20 | Поселение Самусь IV. | 2 |
Археологические культуры. | 2 | |
21 | Ирменцы. Возникновение древнейших мифов. | 2 |
Памятники Эпохи бронзы на территории Кемеровской области. | 2 | |
22 | Курганские группы, могильники, стоянки, городища ,поселения | 2 |
Железный век. | 2 | |
23 | «Скифское время». | 2 |
Татарские племена. Расселение. Образ жизни, занятия. | 2 | |
24 | Тагарцы. Основной вид деятельности: скотоводство и земледелие. | 2 |
Освоение железа. | 2 | |
25 |
Развитие металлургии и металлообработки. | 2 |
|
Кузнечное производство, ткачество. Таштыкские племена. | 2 |
26 |
Развитие горного дела .Таштыкские племена. Кулайцы. | 2 |
III раздел | Средние века. | 28 |
Древнетюрские племена в средние века в Кузнецкой котловине. | 2 | |
27 | «Каганат». Кочевые племена тюрок. | 2 |
Многочисленность племен. Борьба за господство. | 2 | |
28 | Кыргызы. Кипчаки. | 2 |
Воины. Образ древнетюрского воина, его снаряжение. | 2 | |
29 | Основа материальной культуры – оружие. Лук и стрелы. | 2 |
Роль лошади в жизни древнего тюрка. | 2 | |
30 | Боевые колесницы. | 2 |
|
Обряды, традиции, верования. | 4 |
31 | «Естество Неба» и «Естество Земли». | 2 |
32 | Всетюркская вера. Шаманизм. | 2 |
Кризис древнетюрского Мира. | 4 | |
34 | Объединение племен сюнну. | 2 |
35 | Монгольский период. | 2 |
Археологические экспедиции на территории Кемеровской области. | 4 | |
36 | Шестаковский палеонтологический комплекс. | 2 |
37 | Археологическая экспедиция НГПИ. | 2 |
Наследие тюрков и его значение для Кузнецкой земли. | 4 | |
38 | Расширения территориии освоения ее природных богатств. | 2 |
39 | Образование торговых отношений. | 2 |
IV раздел | Потомки древних тюрков на территории Сибири. | 58 |
История заселения Кузнецкой котловины. | 2 | |
40 | Зона обитания палеоантропов. | 2 |
Основные этапы освоения территории Кузнецкого края. | 4 | |
41 | Межледниковый период. | 2 |
42 | Формирование современного ландшафта. | 2 |
Причины выбора определенной местности. | 2 | |
43 | Климат. Географические условия. | 2 |
Племена. Взаимодействие между собой. | 2 | |
44 | Родовая организация. | 2 |
Хакасы. Территория проживания. Основные занятия. | 4 | |
45 | Стоянка Малая Сыя. | 2 |
46 | Охотничество. Скотоводство. | 2 |
Хакасы.Культура, традиции. Современное положение. | 2 | |
47 | Степные традиции кочевников. | 2 |
Телеуты. Происхождение телеутских племен, их история. | 2 | |
48 | Кочевые скотоводы тюркоязычных племён. | 2 |
Телеуты. Территория расселения и освоения Кузнецкой котловины. | 2 | |
49 | От Алтайских гор до Барабинских степей. | 2 |
Телеуты. Причины изменения кочевого образа жизни на оседлый. | 2 | |
50 | Благоприятное изменение климата. | 2 |
Традиционные занятия телеутов. | 4 | |
51 | Скотоводство, земледелие. | 2 |
52 | Ткачество, торговля. | 2 |
Быт. Семейные отношения | 2 | |
53 | Домострой. | 2 |
Современное положение телеутов. | 2 | |
54 | Высокая степень маргинализации населения. | 2 |
Музеи телеутской культуры. | 2 | |
55 | Этнографический музей «Чолкой». | 2 |
Шорцы. Происхождение, этнический состав. | 2 | |
56 | Кузнецкие, мрасские и кондомские татары. | 2 |
Причины выбора таежной местности для проживания. | 2 | |
57 | Средства существования от таежных промыслов. | 2 |
Охота, как основное занятие шорцев. | 2 | |
58 | Промысел "хорыг". | 2 |
Рыболовство, бортничество. Промысел кедрового ореха. | 2 | |
59 | Балаган, сети "энгме", обработка кожи "сагары". | 2 |
Быт, жилые постройки, домашняя утварь, одежда. | 2 | |
60 | Шалаш "одаг",улус, платье "кунек", халаты,берестяная посуда. | 2 |
Шаманизм. Обряды, традиции. | 4 | |
61 | Духи и божества. | 2 |
62 | Сеоки Аба, Челей, Чедибер, Калар. | 2 |
Использование природных ресурсов в быту у местных народностей. | 2 | |
63 | Берестяные туеса, кай-комус. | 2 |
Материал для строительства, освоения леса. | 2 | |
64 | Территория золотых приисков. | 2 |
Вода, как важный фактор существования. | 2 | |
65 | Рыболовство, использование в быту. | 2 |
Основные виды промысловых животных. | 2 | |
66 | Белки, соболи, зайцы, выдры, олени, козы, маралы, барсуки. | 2 |
Использование растений для ткачества и окраски тканей. | 2 | |
67 | Черника обыкновенная, корень марены, кора дуба и крушина. | 2 |
Влияние культуры аборигенов на культуру русских. | 4 | |
68 | Орудия охоты и рыболовства. | 2 |
69 |
Предметы быта и одежда. | 2 |
V раздел | Итоговое занятие (написание тематического реферата) | 6 |
70 | Этапы работы над рефератом. | 2 |
71 | Оформление реферата: работа с текстом. | 2 |
72 | Защита реферата. | 2 |
Итого | 144 |
Список литературы для педагога:
1. Авдусин Д.А. «Археология СССР». «Высшая
школа» 1967.
2. Агеева И.Д. «Кто лучше всех знает Россию?».
Методическое пособие. М., 2005.
3. Алексеев В. П. «Древние общества»
взаимодействие со средой, культура и история //
Советская Археология №1 1991г. стр.5-20.
4. Афансьев А.Г. Кимеев В. «ЭКОМУЗЕОЛОГИЯ.
Национальный музей Кузбасса». Кемерово, 1996.
5. Бородовская Е.Л., Бородовский А.П. «История
самых нужных вещей».Альбом для раскрашивания.
Новосибирск, 1996.
6. Валишин Ю.И., Дик Н.Е. «Географическая
экспозиция в школьном краеведческом
музее».Пособие для учителей. М. «Просвещение», 1979.
7. «Выполнение и оформление самостоятельной
исследовательской работы». Рекомендации. Л., 1989.
8. Дидактические материалы по курсу «Введение в
обществознание» 8-9. Пособие для учителя. Под
редакцией Боголюбова Л.Н., Кинулькина А.Т., М.,
«Просвещение», 2002.
9. Ефременко О., Прокопьева Л., Соколов Б.
«Литература и история». Учебно-методическое
пособие. Кемерово, 1994.
10.Лутовинова Е.И. «Комплекс программ для
изучения местного фольклора в образовательных
структурах». Кемерово, Кузбассвузиздат, 1997.
11. Ковалевская В.Б. «Конь и всадник». М.,
«Наука», 1977.
12. Малина Я., Малинова Р. «Прыжок в прошлое» М.
«Мысль», 1988.
13. «Музееведение. Музеи исторического профиля».
Под редакцией проф. Левыкина К.Г., проф. Хербса В.,
М., Высшая школа, 1988.
14. Ненашева Р.И., Кононенко О.С. «Десять
геологических маршрутов по земле Кузнецкой».
Проспект. Кемерво, 1998.
15. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. «Не
совсем обычный урок». Практическое пособие.
Воронеж, 2006.
16. «Патриотическое воспитание. Система работы,
планирование, конспекты уроков, разработки
занятий»., Автор-составитель Пашкович И.А.,
Волгоград: Учитель 2006.
17. Потапов Л.П. «Алтайский шаманизм».
Ленинград, 1991.
18. Скалон Н.В. «Экология сибирского города».
Кемерово, 1997.