Профессия педагога является одной из наиболее энергоемких. Для работы в этой сфере требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты. Проблема сохранения психического здоровья педагогов является особенно актуальной. Постоянно повышаются требования к качеству образования, и к личности педагога и значению его роли в образовательном процессе. Преобразования в образовательной системе также поднимают планку: применение творческого подхода к работе, новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии.
Это является важным, однако следует помнить, что во многом здоровье воспитанников дошкольного учреждения определяется педагогом, его здоровьем – не только физическим, но и психическим и психологическим. Это увеличивает нервно-психическое напряжение личности, переутомление. Профессия, которая связана с общением с людьми, требует особых навыков взаимодействия и постоянного контроля собственных слов, действий и поступков. Следовательно, для этого требуются особые усилия, что вызывает эмоциональное перенапряжение. Профессия педагога является наиболее сложной, так как ему необходимо в процессе работы взаимодействовать и с детьми, и с родителями, и с коллегами.
Следует учитывать, что труд педагога-воспитателя отличается значительными нагрузками на его психоэмоциональную сферу. Основная часть его рабочего времени проходит в эмоционально – напряженной обстановке: насыщенность деятельности, постоянная концентрация внимания. Это, безусловно, оказывает влияние на личность: появляется нервозность, раздражительность, усталость, различные недомогания. А профессия педагога обязывает его принимать взвешенные решения, преодолевать гнев, возмущение, недовольство. Необходимость сопереживания, сочувствия, ответственность за жизнь и здоровье вверенных воспитателю детей, все это способствует возникновению неблагоприятного эмоционального состояния и негативно сказывается на его здоровье. У людей заметно снижается энтузиазм в работе, нарастает негативизм и усталость. Все это вызывает сильное напряжение и стресс и достаточно быстро приводит к эмоциональному истощению педагогов, известному как “синдром эмоционального выгорания”.
Под “эмоциональном выгоранием” мы понимаем синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов педагога, возникших в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей “разрядки” или “освобождения” от них.
Педагоги с “эмоциональным выгоранием” характеризуются агрессивностью и повышенной тревожностью. Это значительно ограничивает творчество и свободу, профессиональный рост, стремление к самосовершенствованию. Личность педагога в результате этого претерпевает некоторые деформации, как негибкость мышления, излишняя прямолинейность, поучающая манера говорить, чрезмерность пояснений, авторитарность.
Эмоциональное выгорание представляет собой выработанный личностью механизм психологической защиты в виде полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия. Профессиональная деятельность педагогов включает в себя факторы, провоцирующие эмоциональное выгорание: высокая эмоциональная загруженность, ежедневная необходимость сопереживания, сочувствия, ответственность за жизнь и здоровье детей. Однополые педагогические коллективы, являются дополнительным источником конфликтов. Педагог в результате становится заложником ситуации эмоционального выгорания и является пленником стереотипов эмоционального и профессионального поведения.
Опираясь на труды А. Маслоу. идеальный образ педагога, к которому следует стремиться, можно обрисовать, ссылаясь на характеристики, с помощью которых он описывал психологически здоровых людей.
1. Умение принимать себя, других, природу. Эти люди принимают себя такими, какие они есть, осознавая свою собственную ценность и уникальность. В людях они видят достоинства и умеют прощать их недостатки.
2. Непосредственность, простота, естественность. Они позволяют себе быть собой и могут открыто выражать свое мнение, не ущемляя при этом интересы других людей.
3. Свежесть восприятия. Умение видеть новое и прекрасное в обычных событиях жизни – это прогулка в лесу, общение с другими людьми. Жизнь таким людям представляется радостной и интересной.
4. Глубокие межличностные отношения. Эти люди умеют устанавливать близкие взаимоотношения с родными и друзьями, легко общаются с детьми.
5. Наличие чувства юмора. Предпочитают доброжелательный юмор, любят посмеяться, часто улыбаются.
6. Креативность. Творческий подход к жизни. Имеется в виду творчество в широком смысле этого слова.
7. Самодостаточность. Возможность полагаться на свой собственный потенциал и не зависеть от оценок окружающих.
8. Центрированность на проблеме. Наличие приверженности какой-то задаче, долгу, призванию или любимой работе. Такие люди центрированы не на себе, а на проблеме, которую они считают своей жизненной миссией.
Описанный выше “портрет” психологически здорового педагога полезно видеть как образ, к которому стоит стремиться.
В настоящее время некоторые руководители образовательных учреждений жалуются на то, что педагоги перестают “гореть” на работе, вроде бы все делают, но без особого усердия; часто жалуются на усталость: от работы, от домашних обязанностей, иногда и от собственных детей. Из этого можно заключить, что педагоги все чаще впадают в такое состояние, как депрессия, важнейшей предпосылкой которой является пессимизм. Американский психолог М. Зелигман считает, что пребывание в пессимистическом настроении является слабой формой проявления депрессии, что проявляется в снижении эффективности труда, преодоления трудностей, т.е. приводит к пассивности.
Поэтому необходимо отметить, что педагогу важно иметь такое качество, как оптимистическая жизненная позиция. Украшают и обогащают жизнь интересное общение, искусство, музыка, литература, природа, юмор.
Хорошим стимулом в работе являются публичные поощрения педагогов. Это удовлетворяет потребность в оценке, порождает у человека чувство уверенности в себе, собственной значимости, ощущение полезности и необходимости. Сплочению коллектива помогают организация спортивных праздников или поездки в дом отдыха, в театр, совместное пение. Хорошо иметь оборудованное место для отдыха педагогов, где можно за чаем расслабиться и снять эмоциональное напряжение. Это будет способствовать повышению эффективности труда педагогов и обогащению их жизненных интересов.