Цель: формирование надпредметных компетенций учащихся, как основная мотивация развития интереса в изучении предмета.
Задачи:
- расширить кругозор;
- развить творческую личность;
- включить учащихся в активное познание истории;
- изучить жизнь и деятельность выдающегося учёного эпохи Возрождения;
- заинтересовать учащихся изучением физики;
- оценить коммуникативные навыки учащихся при работе в парах (группах).
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, детали конструкции моста, схема построения моста.
Ход мероприятия
1 слайд - Добрый день, сегодня мы предлагаем вам совершить путешествие в прекрасный старинный город - Флоренцию, на родину самого гениального человека эпохи возрождения, опередившего на много веков свое время - Леонардо да Винчи.
2 слайд - Леонардо да Винчи великий итальянский художник (живописец, скульптор, архитектор) и учёный (анатом, математик, физик, естествоиспытатель), яркий представитель типа “универсального человека”, идеал итальянского Ренессанса. Родился 15 апреля 1452 года в небольшом городе, под названием Винчи, который располагается недалеко от Флоренции.
3 слайд - Леонардо был внебрачным сыном нотариуса и простой девушки – крестьянки. К счастью, в эпоху Возрождения, в которой жил Леонардо, к незаконнорожденным детям относились довольно благосклонно, и этот факт никак не повлиял на дальнейшую судьбу Леонардо.
Первые три года своей жизни Леонардо жил с матерью в деревне, а по достижении 3,5 лет, его в свою семью забрал отец, в которой он получает первое начальное образование. Он учиться писать и читать, занимается изучение латыни и математики. Уже в детстве он удивляет окружающих своим почерком, образец которого представлен на слайде. Леонардо был левшой и писал очень своеобразно: справа налево так, что прочитать написанный им текст можно было только с помощью зеркала.
4 слайд – В 14 лет Леонардо поступил учиться в мастерскую Андреа Веррокки во Флоренции. Мудрый учитель сразу замечает невероятный талант своего ученика и старается всячески помочь и развить его. Леонардо постоянно совершенствует свое мастерство.
5 слайд – Наверное, все из вас слышали крылатое выражение - “Плох тот ученик, который не превосходит учителя” но вряд ли вы предполагаете, что оно принадлежит Леонардо да Винчи.
Однажды Верроккьо получил заказ на картину “Крещение Христа” и поручил Леонардо написать одного из двух ангелов, как самому талантливому и старательному ученику. Два ангела, написанные Леонардо и Верроккьо, недвусмысленно продемонстрировали превосходство ученика над учителем. Пораженный Верроккьо забросил кисть и никогда больше не возвращался к живописи.
6 слайд – Я готова поспорить, что с этой картиной знакомы многие, может кто-то из вас видел фотографии в журналах, книгах. Вы можете сказать хотя бы одно из названий картины? Обратите внимание на задний план картины. Там мы можем увидеть отдалённые предметы – горы, озеро, и мы понимаем, что они располагаются от Мона Лизы на значительном расстоянии. Это тоже одно из открытий Леонардо да Винчи, так называемая воздушная перспектива (способ изображения удалённых предметов с помощью красок синих и серых цветов и их оттенков).
Это портрет молодой женщины, написанный Леонардо да Винчи. Картина является одним из известных и загадочных произведений живописи в мире. С ней связаны различные легенды и предположения: кого же изобразил Леонардо? До сегодняшнего дня по этому поводу было высказано много спорных мнений:
– Жена флорентийского торговца Джоконда;
– Просто идеальная женщина;
– Молодой юноша в женском одеянии.
7 слайд - А возможно, “Мона Лиза” - это автопортрет самого художника? Эта загадка, по сей день окружающая незнакомку, притягивает в Лувр ежегодно миллионы посетителей.
8 слайд – Но Леонардо был не только художником. На протяжении всей своей жизни он постоянно занимался наукой, производил на свет интереснейшие модели различных механизмов и приспособлений, таких как домкрат, посмотрите, ведь его внешний вид не особенно сильно изменился сегодня, телега с ручным приводом, далёкий предок современных автомобилей, велосипед, конструкция которого включает в себя даже цепную передачу, молот, без которого в современном мире не обойтись при вбивании свай и различных железобетонных конструкций.
9 слайд – Леонардо да Винчи мечтал научить человека летать и при помощи своей наблюдательности за природой и техническим знаниям, он смог воплотить свою мечту в жизнь. На экране вы видите конструкцию воздушного винта (прототип современных вертолётных винтов), парашюта, который пройдя сквозь века практически не изменился и самое великолепное творение Леонардо – летательный аппарат, очень напоминающий современный дельтаплан.
В 2002 году в Великобритании был собран летательный аппарат, точно по его чертежам и успешно испытан. Испытательные полеты осуществила дважды чемпион мира по дельтапланеризму Джуди Лиден. Ей удалось поднять “протодельтаплан” да Винчи на максимальную высоту в 10 метров и продержаться в воздухе 17 секунд. Этого было достаточно, чтобы доказать, что аппарат действительно работает.
Но сама по себе летательная машина оказалась далека от совершенства. “Управлять ею было почти невозможно. Я летела туда, куда дул ветер, и не могла ничего с этим поделать. Наверное, так же чувствовал себя испытатель первого в истории автомобиля”, – рассказала Джуди.
10 слайд – Также Леонардо да Винчи проявлял интерес и к военной технике. Им был собран первый танк, сконструирован прототип первого робота.
11 слайд – Интерес Леонардо да Винчи в области оптики проявилось в конструкции прожектора (деревянный ящик с круглым отверстием для линзы, в который помещается зажженная свеча, при прохождении света через линзу, освещается наибольшая площадь помещения). Изучал анатомию человека и открыл бинокулярное зрение.
12 слайд – сконструировал водолазный костюм, спасательный круг, башмаки для хождения по воде и модель подводной лодки.
13 слайд - Умер великий деятель эпохи Возрождения в возрасте шестидесяти семи лет в замке Клу, во Франции.
14 слайд – На этом наше путешествие подходит к завершению. Сейчас я бы хотела предложить вам небольшую практическую работу. Каждому на парту я раздам деревянные брусочки и поэтапную схему моста. Ваша задача состоит в том, чтобы почувствовать себя немного творцами и инженерами, каким был Леонардо да Винчи и собрать мост по его проекту (смотри рисунки). До конца урока у вас есть немного времени, так что можете приступать. Желаю удачи!!!