Данная тема и способ ее представления представляет большой интерес со стороны преподавателей информатики, так как позволяет создавать условия для формирования универсальных учебных действий:
- Регулятивных: самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней, предвосхищают временные характеристики достижения результата (умение преобразовывать целые числа из одной системы счисления в другую), предвосхищают результат и уровень усвоения, оценивают достигнутый результат, осознают качество и уровень усвоения, выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.
- Познавательных: выделяют и формулируют познавательную цель, анализируют условия и требования задачи, осуществляют поиск и выделение необходимой информации, выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий, выделяют и формулируют проблему.
Изучаемая тема является одной из основных тем, задачи по которым входят в состав ОГЭ и ЕГЭ по информатике, следовательно обучение умению преобразования чисел является важной задач освоения курса информатики.
Презентация к уроку предназначена для обеспечения:
- проверки сформированности знаний по теме “Кодирование информации”;
- объяснения и закрепления нового материала;
- проведения рефлексии.
Класс: 8.
Тип урока: урок сообщения новых знаний.
Цели урока:
Обучающие: повторение принципов
кодирования текстовой, числовой, графической и
звуковой информации; объяснение принципов
представления числовой информации в разных
системах счисления, формирование умений
переводить числа из одной системы счисления в
другую.
Задачи урока:
- определить основные направления деятельности, задачи каждого этапа урока;
- актуализировать изучаемые вопросы;
- повторить основные понятия, рассмотренные на предыдущих уроках;
- выполнить контроль знаний;
- объяснить закономерности представления чисел в разных системах счисления;
- объяснить алгоритмы перевода чисел из десятичной системы счисления в другие и обратно;
- провести первичное закрепление изученного материала;
- оценить личностные итоги урока.
Используемые методы и приемы:
- фронтальная работа с тестом на интерактивной доске;
- самостоятельная работа с интерактивной доской (заполнение таблицы зависимости чисел в различных системах счисления, решения примера ОГЭ);
- объяснение с мультимедийной поддержкой;
- самостоятельная работа по решению задач с контролем времени;
- рефлексия.
Необходимое оборудование: интерактивная доска StarBoard, компьютер, устройство управления презентацией.
Программное обеспечение: PowerPoint 2007, StarBoard SoftWare.
Дидактическое обеспечение урока: презентация к уроку.
Литература:
- Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса. Гриф ФГОС. Босова Л.Л., Босова А.Ю. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
Ход урока
1. Организационный этап.
Суворовцы строятся. Принимаю рапорт заместителя командира взвода, здороваемся, объясняю этапы урока и задачи.
2. Повторение основных понятий, изученных на предыдущем уроке.
Слайд 1 представляет собой мини-тест (4 вопроса), при выборе ответов оценка результата выводится в виде смайлика (верно) или кляксы (неверно). Суворовцы выходят к доске, работают с интерактивной доской, выбирая ответ с помощью стилуса. Чтобы перейти к следующему вопросу, нужно коснуться поверхности доски в свободном от объектов месте.
3. Объявление темы и задач урока.
Объявляю тему урока (слайд 2), познавательную цель урока суворовцы формулируют самостоятельно, тему урока и дату проведения пишут в тетрадь, тему выделяют согласно требований ведения конспекта.
4. Актуализация предстоящей деятельности.
С помощью игры, представленной на слайде 3, предлагаю определить, какое понятие информатики понадобиться нам при изучении темы. Суворовцы предлагают букву, при щелчке по ней она перемещается либо на свое место в слове (если присутствует), либо в корзина (если ее в слове нет). В итоге получается слово “алгоритм” и суворовцы формулируют задачи урока (слайд 4).
На слайде по щелчку появляется высказывание “Возможно, что, если бы люди имели одиннадцать пальцев, была бы принята одиннадцатеричная система счисления” (Лебег А.). Задаю вопросы: “А почему? Существует ли возможность записи числа знаками из другой системы счисления?”.
5. Составление таблицы зависимости чисел в десятичной, двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах.
Задаю вопросы: “Сколько знаков используются в десятичной системе счисления? Какие? А сколько в двоичной? Какие? В восьмеричной? Какие? В шестнадцатеричной? Какие?”. При ответе на последний вопрос возникают затруднения и тогда задаю вопросы: “Сколько цифр вы знаете? А какие же знаки брать для записи остальных шести значений?”. После уточнения уже легко определяется набор знаков. Суворовцы заполняют шаблон таблицы (слайд 5) на доске (по одному человеку на систему), записывают таблицу в тетрадь, по возможности не пользуясь готовой и сравнивая итоги. Далее следует вопрос: “Сможете ли вы, пользуясь таблицей, определить запись десятичного числа 79 (любое больше 15) в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления?”. Следует отрицательный ответ и мы выходим на алгоритмы – необходимо рассмотреть принципы перевода любых целых чисел.
6. Объяснение алгоритма перевода чисел из десятичной системы счисления в другие. Слайд 6 содержит анимированную демонстрацию алгоритма перевода чисел: поочередно появляются действия и демонстрация их на конкретном примере. Суворовцы после объяснения преподавателя и выдачи на экран полного алгоритма и всего решения анализируют представленное, при необходимости я объясняю повторно этапы, вызвавшие затруднения. Далее записывают алгоритм в тетрадь и пытаются самостоятельно повторить решение задачи, контролируя себя с помощью записей на слайде.
7. Закрепление.
А) На слайде 7 (рисунок 11) таблица-пример – на какое число делить при переводе – результат. Сначала суворовцы отвечают на вопрос “На какое число будем делить для перевода десятичного числа в заданную систему счисления?”. Для проверки ответов нужно щелкнуть по кнопке со знаком вопроса в соответствующей ячейке таблицы (с помощью встроенных триггеров можно организовать проверку без учета порядка расположения примеров). Когда подсказки будут выведены все, суворовцы самостоятельно решают примеры. Время (5 мин.) контролируется “таймером”, который запускается по щелчку. После окончания времени щелчком по кнопке “?” выводятся результаты. Суворовцы проверяют свое решение, отмечают правильность знаками “+” или “-”. При необходимости разбираем примеры, вызвавшие затруднения.
Б) На слайде 8 в игровом виде с целью снятия психологического напряжения перед самостоятельным решением задач представлены примеры для самостоятельного решения уже без подсказок. Суворовцы выполняют их в течение отведенного времени (“таймер”). После окончания времени щелчком по примеру проявляется и перемещается к заданию ответ. Как и в предыдущем случае идет проверка правильности и, если нужно, разбор примеров.
8. Объяснение алгоритма перевода чисел в десятичную систему счисления.
Слайд 9 содержит анимированную демонстрацию алгоритма перевода чисел: поочередно появляются действия и демонстрация их на конкретном примере.
При демонстрации пункта 3 цифры перемещаются из соответствующего места в записи числа и номеров разрядов, тем самым повышается наглядность объяснения.
Суворовцы после объяснения преподавателя и выдачи на экран полного алгоритма и всего решения анализируют представленное, при необходимости я объясняю повторно этапы, вызвавшие затруднения. Далее записывают алгоритм в тетрадь и пытаются самостоятельно повторить решение задачи, контролируя себя с помощью записей на слайде.
9. Закрепление.
А) На слайде 10 таблица-пример – на какое число умножать при переводе – результат. Сначала суворовцы отвечают на вопрос “На какое число будем умножать для перевода числа в десятичную систему счисления?”. Для проверки ответов нужно щелкнуть по кнопке со знаком вопроса в соответствующей ячейке таблицы. Когда подсказки будут выведены все, суворовцы самостоятельно решают примеры. Время (5 мин.) контролируется “таймером”, который запускается по щелчку. После окончания времени щелчком по кнопке “?” выводятся результаты. Суворовцы проверяют свое решение, отмечают правильность знаками “+” или “-”. При необходимости разбираем примеры, вызвавшие затруднения.
Б) На слайде 11 в игровом виде представлены примеры для самостоятельного решения уже без подсказок. Суворовцы выполняют их в течение отведенного времени (“таймер”). После окончания времени щелчком по примеру проявляется и перемещается к заданию ответ. После “сбора кирпичиков дома” достраивается крыша, дорисовывается пейзаж. Как и в предыдущем случае идет проверка правильности и, если нужно, разбор примеров.
10. Общее закрепление.
На слайде 12 представлен пример задачи ОГЭ по теме “Системы счисления и двоичное представление информации в памяти компьютера”. Один суворовец решает пример на интерактивной доске (выполняя записи стилусом), остальные либо решают самостоятельно своим способом, либо анализируют предложенный вариант решения и записывают его с доски.
11. Подведение итогов урока.
На слайде 13 предлагается вычислить, сколько примеров решил суворовец правильно. Когда все подсчитали количество “+” в тетрадях, открываю критерии оценки и предлагаю каждому определить результат работы на уроке.
Всего примеров было предложено 20. При 19 и более правильных решениях суворовец получает за урок оценку “5”, 15–18 правильно решенных примера дают возможность получить оценку “4”. Если решено верно менее 15 примеров, оценка не ставится, но ученику сообщается, что это количество соответствует уровню “3”.
Суворовцы могут сообщить оценку, могут проанализировать самостоятельно. Отдельно отмечается суворовец, который решал задачу ЕГЭ, комментируется его ответ. Оценки, полученные за урок, называются и выставляются в журнал.
С помощью “подсказок”, представленных на слайде 14, суворовцы анализируют результаты своей деятельности на уроке. Каждый выбирает из шаблонов (или формулирует сам) наиболее значимые и определяет собственные итоги.
С помощью слайда со смайликами (№ 15) определяют настроение в конце занятия – выходят к доске, выбирают соответствующий настроению смайлик, при этом напротив выбранного ставится галочка. Когда все выбрали смайлик, определяем общую картину, подсчитав все галочки. Комментируем итоги с психологической точки зрения – поднялось настроение или упало или как было, так и осталось.
12. Инструктаж по выполнению самоподготовки.
Слайд 16 представляет задание на самоподготовку к следующему уроку. Выясняю уровень понимания задания, суворовцы записывают задание в тетрадь.
На слайде 17 отражены источники информации, используемые при создании презентации.
13. Организационный этап.
Суворовцы прибирают рабочие места, строятся, прощаемся.
Самоанализ.
С помощью презентации в форме теста с выбором вариантов ответа можно быстро и наглядно повторить изученный на предыдущем уроке материал. Комментарии к выбору ответа (картинки “улыбающийся смайлик” и “клякса”) задают комфортный психологический климат в процессе работы с тестом. Суворовцы работают самостоятельно с интерактивной доской.
Тема “Преобразование чисел из одной системы счисления в другую” – одна из наиболее важных тем курса информатики и ИКТ, задачи по которой есть в ОГЭ, изучение которой базируется на знаниях математики. Как правило, формирование представлений о существовании систем счисления, отличных от используемых ранее, довольно сложный процесс для учащихся. Представляется необходимым решение достаточно большого количества примеров с целью формирования умений и навыков перевода чисел. Это объясняет тот факт, что с началом изучения темы снижается интерес учащихся к учебной деятельности, наблюдается некоторое “отторжение” материала – надо учить алгоритмы, надо много решать. Поэтому попытка облегчить понимание, а, следовательно, и дальнейшее запоминание алгоритмов кажется актуальной. Представление алгоритмов и примеров, их иллюстрирующих, в динамике, когда суворовцу видно, откуда берется та иная цифра, знак и т.д. – это рациональный способ повысить эффективность учебного процесса. Заложенное в презентацию поэтапное закрепление материала – сначала с подсказками, затем самостоятельно от начала до конца – также способствует формированию умений решать задачи данного типа. Представление примеров в игровой форме с контролем времени вносит элемент соревнования и стимулирует самостоятельную деятельность. Темп урока поддерживается на высоком уровне еще и желанием суворовцев выполнить как можно больше примеров и получить оценку по итогам урока. Презентация позволяет наглядно и своевременно показать результаты действий, с помощью которых каждый ученик выполняет самооценку своей деятельности.
Сравнение результатов, полученных при проведении урока в традиционной форме (в двух взводах 9 класса, 16 суворовцев) и с использованием данной презентации (также в двух взводах 9 класса, 17 суворовцев) показало явное преимущество проведения урока с мультимедийной поддержкой:
Традиционная форма проведения урока | Урок с использованием презентации | |
Количество решенных за урок примеров | 3-4 | Минимум 10, максимум 20 |
Способ решения | Один суворовец решает у доски, остальные либо самостоятельно, проверяя по решенному у доски, либо переписывая решение. 2 примера из 10 решаются самостоятельно (на перевод чисел из восьмеричной и шестнадцатеричной в двоичную систему счисления). | Самостоятельное решение, слабоуспевающим суворовцам оказывается помощь в процессе решения преподавателем или суворовцами, правильно и быстро выполнившими задание. |
Оценки за урок | Только за решение примеров у доски: перевод чисел из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную (сильные ученики, в обоих взводах оценки “5”); перевод чисел из двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной в десятичную систему счисления (в одном взводе “5”, в другом “4” за допущенные ошибки в вычислениях). |
Так как на уроке суворовцы впервые
знакомятся со способами перевода чисел из одной
системы счисления в другую, то оценка “3” за урок
не ставится в журнал. Итоги (суммарно в двух взводах):
у всех суворовцев (по результатам проверки тетрадей) решены верно не менее 10 примеров. |
Демонстрация презентации на интерактивной доске дает возможность суворовцам заполнить таблицу представления чисел в разных системах счисления, решить пример задачи ОГЭ – при этом записи будут аккуратными, можно отдельные элементы выделить цветом.
В презентации использованы различные стили оформления слайдов с целью выделения различных этапов урока или элементов объяснения. Поддерживать внимание в течение урока – задача непростая, в частности она решается и сменой стиля оформления, и чередованием учебной деятельности: объяснение – упражнения с подсказкой учителя – самостоятельное решение примеров.
С помощью презентации можно провести рефлексию и закончить урок снятием напряженности с помощью слайда “Настроение”. Суворовцы с удовольствием “выбирали настроение” в конце урока. Сравнение психологического состояния учащихся в группе традиционного проведения урока и с использованием данной презентации складывается опять-таки в пользу последней формы. При подведении итогов даже те суворовцы, которым не удалось получить оценки, подвели значимые для себя итоги и нашли положительные результаты. Большинство (16 из 17 учащихся) выбрали “хорошее настроение”.
Презентация предназначена не только для использования на уроке, но и при подготовке к урокам на самостоятельной подготовке. С помощью системы “LMS-школа” (электронный журнал) можно сделать презентацию доступной для каждого суворовца при выполнении самоподготовки. На личном ноутбуке каждый ученик может загрузить презентацию, с помощью меню открыть нужный пункт (или просмотреть презентацию полностью) и повторить принципы решения, или выполнить примеры из домашнего задания по аналогии с рассмотренными в презентации (домашнее задание также дублируется в электронном журнале).