Пояснительная записка
Рабочая программа линии УМК «Линия жизни» (5-9 классы) для общеобразовательных учреждений составлена под редакцией профессора В.В.Пасечника.
Рабочая программа по биологии построена на основе:
- закона РФ «Об образовании» № 273 от 29.12.2013 г.;
- Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 № 1897;
- фундаментального ядра содержания общего образования;
- требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования;
- примерной программы основного общего образования по биологии;
- программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования;
- программы: «Биология. Рабочие программы предметной линии учебников «Линия жизни» 5-9 класс. Авторы: В.В.Пасечник, С.В.Суматохин и др. М, «Просвещение», 2011г.;
- программы духовно-нравственного развития и воспитания личности.
Биология как общеобразовательная дисциплина рассматривает взаимосвязи организмов и окружающей среды, роль биологического разнообразия в поддержании устойчивости биосферы и сохранении жизни на Земле. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры.
Построение учебного содержания курса осуществляется последовательного от общего к частному с учетом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, культурологического, личностно-деятельностного, интегративного, компетентностного подходов.
Содержание курса направлено на формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы, доказывать, защищать свои идеи. Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, работать в группе, представлять и сообщать информацию, вступать в диалог и т.д.
Содержание учебника для 5-6 класса нацелено на формирование у обучающихся знаний признаков и процессов жизнедеятельности (питание, дыхание, рост, развитие, размножение), присущих всем организмам, взаимосвязи строения и функций, разных форм регуляции процессов жизнедеятельности. Завершается курс рассмотрением организма как единого целого, согласованности протекающих в нем процессов и взаимодействия с окружающей средой.
Общая характеристика курса биологии (7 кл.)
Содержательной основой школьного курса
биологии является биологическая наука. Поэтому
биология как учебный предмет вносит
существенный вклад в формирование у учащихся
системы знаний как о живой природе, так и об
окружающем мире в целом. Курс биологии на ступени
основного общего образования направлен на
формирование у учащихся представлений об
отличительных особенностях живой природы, её
многообразии и эволюции, человеке как
биосоциальном существе. Для формирования у
учащихся основ научного мировоззрения, развития
интеллектуальных способностей и познавательных
интересов в процессе изучения биологии основное
внимание уделяется знакомству учащихся с
методами научного познания живой природы,
постановке проблем, требующих от учащихся
самостоятельной деятельности по их разрешению.
Отбор содержания произведен с учетом
культуросообразного подхода, в соответствии с
которым учащиеся должны освоить содержание,
значимое для формирования познавательной,
нравственной и эстетической культуры,
сохранения окружающей среды и собственного
здоровья, для повседневной жизни и практической
деятельности.
Основными целями изучения биологии в основной школе являются:
- формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях; овладение понятийным аппаратом биологии;
- приобретение опыта использования методов биологической науки для изучения живых организмов: наблюдения за живыми объектами, описание биологических объектов и процессов, проведение несложных биологических экспериментов;
- формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе; осознание необходимости сохранения биологического разнообразия и природных мест обитания;
- овладение приемами работы с информацией биологического содержания, представленной в разных формах (в виде таблицы, текста, схем, фотографий и т.д.);
- создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению биологических знаний.
Курс биологии для 7 класса логично продолжает изучение биологии, начатое в 5-6 классах. Согласно авторской программе, в 7 классе учащиеся:
- Расширяют знания о разнообразии живых организмов;
- Осознают значимость видового богатства в природе и жизни человека;
- Знакомятся с эволюцией растений и животных;
- Изучают взаимоотношения организмов в природных сообществах, влияние факторов среды на жизнедеятельность организмов.
Место курса биологии в базисном учебном плане
Биология в основной школе изучается с 5 по 9 класс. В 7 классе приходится 68 ч (в неделю 2 ч)
Содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Требования к результатам освоения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты обучения в основной школе включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы.
Метапредметные результаты обучения состоят из освоенных обучающимися межпредметных понятий и УУД, способности их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельности планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к проектированию и построению индивидуальной образовательной траектории.
Предметные результаты обучения включают освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, методами и приемами.
Содержание курса биологии (7кл.)
Многообразие организмов, их классификация. Вид
– основная единица систематики. Бактерии, их
строение и значение. Грибы, их строение и
значение. Лишайники, их строение и значение.
Характеристика водорослей. Многообразие
водорослей. Значение водорослей в природе и
жизни человека. Высшие споровые растения: мхи
и папоротники. Голосеменные, их строение и
значение. Размножение голосеменных.
Покрытосеменные растения. Многообразие
покрытосеменных.
Строение семян. Виды корней и типы корневых
систем. Видоизменения корней. Побег и
почки. Строение стебля. Внешнее и внутреннее
строение листа. Видоизменения побегов:
корневище, клубень, луковица. Строение и
разнообразие цветков. Соцветия. Плоды.
Размножение покрытосеменных растений.
Классификация покрытосеменных. Класс
Двудольные. Семейства: Крестоцветные,
Розоцветные, Пасленовые, Сложноцветные,
Мотыльковые. Класс Однодольные. Семейства:
Лилейные, Злаки. Общая характеристика,
представители, значение в природе и жизни
человека.
Общие сведения о животном мире. Простейшие, их
классификация, строение, процессы
жизнедеятельности, значение в природе и жизни
человека. Паразитические простейшие. Ткани.
Органы и системы органов многоклеточных
животных. Тип Кишечнополостные: особенности
строения и жизнедеятельности. Значение
Кишечнополостных. Многообразие
кишечнополостных. Тип Плоские черви. Тип
Круглые черви. Тип Кольчатые черви. Моллюски:
Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие.
Значение моллюсков в природе и жизни
человека. Тип Членистоногие: Класс
Ракообразные, Класс Паукообразные, Класс
Насекомые. Многообразие насекомых.
Значение насекомых в природе и жизни
человека. Тип Хордовые. Строение и
жизнедеятельности рыб. Многообразие и значение
рыб. Класс Земноводные. Многообразие и
значение земноводных. Класс Пресмыкающиеся.
Многообразие и значение пресмыкающихся. Класс
Птицы. Строение и жизнедеятельность птиц.
Многообразие и значение птиц. Класс
Млекопитающие. Строение и жизнедеятельность
млекопитающих. Многообразие и значение
млекопитающих. Домашние млекопитающие.
Этапы эволюции органического мира. Освоение суши
растениями и животными. Охрана растительного и
животного мира.
Экосистема. Среда обитания организмов.
Экологические факторы: абиотические,
биотические, антропогенные. Искусственные
экосистемы.
Лабораторные и практические работы
- Строение мха.
- Строение папоротника.
- Строение семян однодольных и двудольных растений.
- Строение почек. Расположение почек на побеге.
- Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение.
- Строение клубня и луковицы.
- Классификация плодов.
- Характерные признаки растений семейства Пасленовые.
- Характерные признаки растений семейства Лилейные.
- Изучение внешнего строения дождевого червя.
- Изучение внешнего строения насекомого.
- Изучение внешнего строения рыбы.
- «Изучение внешнего строения птицы.
Планируемые результаты:
Учащийся научится:
характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;
- применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
- владеть составляющими исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (проводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи;
- ориентировать в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.
Выпускник получит возможность научиться:
- соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
- использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений, выращивания и размножения культурных растений, домашних животных;
- выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
- осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к живой природе (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
- находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать ее и переводить из одной формы в другую;
- выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
Учебно-методическое и материально техническое обеспечение образовательного процесса
1. Учебник: В.В.Пасечник «Биология. 7 класс»; М.
«Просвещение», 2014.– 160 с. (Академический школьный
учебник) (Линия жизни)
2. Электронное приложение к учебнику
«Биология. 7 класс». «Линия жизни»
3. В.В.Пасечник и др. Биология. Поурочные
разработки. 7 класс (пособие для учителя)
4. В.В.Пасечник и др. Рабочая тетрадь 7 кл.
Нормативные документы
- Воронина Г.А. Биология. Планируемые результаты. Система заданий. 5 – 9 классы /Г.А. Воронина, Т.В. Иванова, Г.С. Калинова; под ред. Г. С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2013.
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа/ (сост. Е.С.Савинов). – М.: Просвещение, 2011.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2011.
- Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действий к мысли. Система заданий / (А.Г. Асмолов и др.); под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.
- Фундаментальное ядро содержания общего образования/ под ред. В.В.Козлова, А.М.Кондакова. – 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011.