Обучение детей правильному произношению включает выработку и закрепление правильных речевых динамических стереотипов, что требует значительного напряжения нервных клеток коры головного мозга. Работу над правильным произношением необходимо проводить параллельно с обучением звуковому анализу слова, ибо готовность к обучению грамоте определяется в том числе возможностью осознания ребенком звукового строя языка, переключением внимания от семантики слова к его звуковому составу, т.е. к умению услышать в слове отдельные звуки и понять, что они расположены в определенной последовательности.
Звуковой анализ, как и синтез, вызывает значительные трудности у детей с нарушениями речи. Слово представляет собой определенную пространственно–временную последовательность звуков, поэтому проблемы неизбежны.
Звуковой анализ развивается тем успешнее, чем лучше дети владеют пространственными представлениями, ориентировкой в окружающем, порядковым и количественным счетом, словами, обозначающими пространственные отношения.
С самого начала коррекционного обучения развитие артикуляционных навыков и фонематического слуха проводится одновременно с развитием анализа звукового состава речи. Соответствующие упражнения помогают решить две задачи – ускорить процесс фонемообразования и подготовить детей к усвоению грамоты.
В процессе развития навыков звукового анализа необходимо учитывать, что трудности выделения звука зависят от его характера, положения в слове, а также от произносительных особенностей звукового ряда.
Лучше всего выделяются ударные гласные из начала слова (аист, улей). Щелевые звуки, как более длительные выделяются легче, чем взрывные. Как и гласные, они легче выделяются из начала слова. Выделение же взрывных звуков осуществляется успешнее, когда они находятся в конце слова.
Звуковой ряд из двух–трех гласных
анализируется лучше, чем ряд, включающий
согласные и гласные звуки. Это объясняется тем,
что каждый звук в ряду гласных произносится
почти тождественно изолированному произношению.
Кроме того, каждый звук в таком ряду представляет
собой единицу речевого потока, т.е. слог, а также
произносится более длительно.
В связи с этими особенностями рекомендуется
формировать функцию фонематического анализа и
синтеза первоначально на материале из гласных (ау,
уаи...), затем ряда–слога (ам, ом) потом
на материале слова из одного, двух и более слогов.
Способ акцентирования, интонационного выделения звуков в слове ребенку легче передать в игре «Живые звуки». Это могут быть – звукоподражания. Например: «Ты слышал, как жужжат пчелы? Попробуй пожужжать также – ЖЖЖ... А теперь давай поговорим на пчелином языке, как будто мы две пчелки. Вот так: «Давай дружжжить! Ты где жжживешь? А я жжживу в том жжжилище. Приходи ко мне в гости, я угощу тебя морожжженым». Такие игры, Как правило, подхватываются ребенком, сначала он повторяет за взрослым, а затем и самостоятельно находит слова со звуком «Ж», выделяя его и подчеркивая «пчелиным» способом.
Акцентируя в словах звуки «ТТТТТТТТТ» и «ССС», легко превратить обычную речь в «змеиный» язык. Звукоподражания можно включить в самые разнообразные игровые сюжеты. Главное, чтобы игровая роль определяла звуковую окраску речи, требовала выделения звука.
Не только звукоподражательные игры, но и хорошие детские стихи могут приучить ребенка к трудному и непривычному протяжению отдельных звуков в словах : «мышшшонку шшшепчет мышшшь...»
Когда ребенок в игровом, звукоподражательном
действии научился протягивать, усиливать
отдельные звуки в словах, перед ним можно
поставить новые задачи, расчитанные на
осознанную работу со словом.
Исходный принцип системы дошкольного обучения
грамоте состоит в том, что знакомству и работе
ребенка с буквами должен предшествовать
добуквенный, чисто звуковой период обучения.
Буква – это знак звука. Знакомство с буквенным
знаком окажется безрезультатным, если ребенок не
знает, что именно обозначается этим знаком.
При формировании сложных форм фонематического анализа необходимо учитывать, что всякое умственное действие проходит определенные этапы формирования, основными из которых являются следующие:
- в каждое занятие по произношению необходимо включать работу по звуковому анализу. Начинать надо с наиболее легкой его формы – выделения начального гласного звука в слове (Аня, аптека, утка, ива).
- следующий этап – анализ звукосочетаний типа ау, уа, иа, ауи. Детям, испытывающим трудности при анализе звукосочетаний, целесообразно предлагать упражнения с опорой на символы: О – звук а; о – звук у; – звук и; О о – ay; О– иа; Оо – ауи; игру «Живые звуки».
По мере знакомства с глухими согласными звуками проводится работа по выделению конечных согласных в односложных словах типа кот, мак, паук, анализу (и синтезу) закрытых слогов типа an, ym, ок. Важным этапом является выделение гласных звуков а, о, у, ы в середине слова. Некоторым детям этот вид анализа дается только в результате повторных индивидуальных упражнений.
- следующий этап: выделение согласных звуков в начале слова, слогообразующего гласного, анализ открытого слога.
Итогом такой работы становится оладение звуковым анализом односложных слов типа сок, для чего используются упражнение «Составь новое слово» (карточки): собака – облако – мак (сом); игра «Живые звуки» (с, у,п – суп, нос – н, о, с), звуковые схемы слов. К концу этого периода обучения дети владеют терминами: гласный звук, согласный звук, слово.
- на следующем этапе дети учатся делить слова на слоги; при этом в качестве зрительной опоры используется слоговая схема слова, которую можно выложить из полосок бумаги или зарисовать: – (один слог), – (два слога) и т.д. Слово отхлопывается или отстукивается по слогам. Для этого вида анализа берутся любые правильно произносимые детьми слова.
- следующий этап – полный звукослоговый анализ односложных и двусложных слов (бусы, сушка, замок). В слоговых схемах обозначаем звуки; схемы выкладываются или зарисовываются.
Дети узнают, что в слове столько слогов, сколько
гласных звуков. Для этого вида анализа
включаются те слова, произношение которых не
расходится с их написанием.
Последовательность составления звукослоговой
схемы слова следующая: а) слово отхлопывается по
слогам – определяется их количество; б)
выделяются гласные звуки; в) определяется
количество и последовательность звуков в
каждом слоге, общее количество звуков и их
последовательность; г) схема выкладывается или
зарисовывается.
На этом этапе используются упражнения в
преобразовании слов (Саша – Маша; мышка – мишка),
в добавлении недостающего звука (д, ш плюс
у – душ).
Наиболее сложным видом анализа является анализ
слогов и слов со стечением согласных звуков, для
чего дети выполняют упражнения в преобразовании
слогов (ла-пла, па-пла).
Для звукослогового анализа слов со стечением
согласных детям предлагают слова типа: стол,
стул, слон, Клава, кран, парк, клубок, клоун. Внимание
детей обращают на сравнение односложных слов
типа сон – слон.
После анализа составляется звукослоговая схема. Проводятся упражнения в подборе слов к схеме.
К концу этого периода дети овладевают умением членить предложения на слова. Этот вид анализа может вызвать трудности у отдельных детей, особенно когда речь идет о предложениях с предложными конструкциями. Деление предложений на слова проводится в игровой форме (с мячом), затем выкладывается схема предложения из полосок бумаги (схему можно зарисовывать).
Следующий период – обучение грамоте. Дети на практике усваивают правила правописания: раздельное написание слов, употребление заглавной буквы в начале и постановка точки в конце предложения.
Работу с разрезной азбукой строим вследующей
последовательности: а) анализ слогов, слов,
предложений; б) их составление из букв разрезной
азбуки; в) чтениеПроводятся упражнения в
преобразовании слов (цепочки слов): Лара – лапа
– лама – лампа, в добавлении недостающих
букв или слогов (карточки с рисунками или без них,
карточки-ребусы).
Дети, в полном объеме овладевшие звукослоговым
анализом, как правило, не испытывают трудностей в
обучении грамоте.
Благодаря звуковому анализу у детей развивается
умение последовательно вычленять звуки, а в
последствии и буквы в словах. Определять место
заданного звука в слове.
Звуковой анализ создает условия для
ориентировочно–исследовательной деятельности :
выделяя звуки из слова дети знакомятся с
особенностями акустики артикуляции гласных и
согласных звуков, а также согласных: твердых и
мягких, глухих и звонких.
На основе звукового анализа дети учатся понимать
смыслоразличительную функцию звуков:
- Гласных звуков: меняется гласная – меняется смысл слова (стул –стол, полка – палка...).
- По глухости – звонкости (суп – зуб, трава – дрова...).
- По взрывности – фрикативности (бинт – винт, вот – бот ...).
- По мягкости – твердости (мел – мель, дал – даль, мышка – мишка...)
У детей вырабатываем привычку при анализе
обращать внимание на то, какая гласная стоит за
согласной: если гласный 1 ряда – согласный
твердый, если 2 – согласный мягкий.
Составляя схемы слов дети видят что схема слов
дети видят, что схема слова кот отличается
от схемы слова стул: оба слова односложные,
но во втором случае – стечение согласных.
Такая работа важна и полезна, т.к. она способствует предупреждению смешения гласных и согласных звуков, подготавливает детей к правильному чтению и письму.
Воссоздавая звуковую форму слова, выделяя голосом ударный слог, дети учатся определять сильную и слабую позицию в слове. Кроме того подчеркнутое проговаривание слова, данного в схеме, вслед за звуковым анализом закладывает основы грамотного письма без пропусков, замен и перестановки букв.
У детей формируется умение принять учебную задачу и разрешить ее самостоятельно. Формируется навык самоконтроля и самооценки.
Также звуковой анализ является фундаментом для формирования осознанных навыков произношения. Развивает внимание, мышление, память, речь.
Мы учим детей выделять из речевого потока предложения. Для отработки этого умения используем графический диктант, при котором дети слушая текст графически обозначают количество предложений и их интонационную и целевую характеристику. При восстановлении деформированных предложений мы проводим лингвистический эксперимент – сопоставление разных вариантов порядка слов. Критерий лучшего варианта – ясность, четкость мысли и эмоциональность ее выражения.
Таким образом, мы стараемся предупредить затруднения при выделении слов из предложения. Учим детей пользоваться знаками препинания (.?!).
Предупреждаем сращивание и расчленение слов при письме. Закрепляем умение определять количество произнесенных слов.
Так в процессе обучения звуковому анализу слова речь впервые становится для ребенка предметом изучения, предметом осознания.