Тематическое планирование по образовательной области "Познание" для работы с детьми младшего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками, Общепедагогические технологии


“Детство – каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и Отечества. Чтобы детский ум и сердце входили красота настоящего человека, величие и ни с чем не сравнимая красота Отечества”, - писал В.А. Сухомлинский.

Одним из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста является развитие их познавательной сферы. Этому вопросу уделялось и уделяется достаточно много внимания как со стороны науки, так и со стороны практических работников. Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди – часть этого мира – открывают для себя все новые и новые объекты, явления и закономерности действительности. При этом каждый человек вращается в рамках сформированного у него образа мира.

Образ мира – это сложная, целостная система знаний и представлений человека о мире вообще, о других людях, о себе, о своей деятельности. В процессе жизни каждого человека эта система меняется, наполняясь все новым содержанием.

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе.

Образ мира формируется и существует в процессе зарождения, развития и функционирования познавательной сферы человека, которую мы рассматриваем как сложное образование, обеспечивающее человеку нормальное и полноценное интеллектуальное и эмоциональное существование и развитие личности в нашем мире.

В познавательной сфере можно выделить 3 компонента:

Познавательные (психические) процессы.

  • Сюда относятся: восприятие, внимание, память, воображение, мышление (представленное тремя основными видами мышления: наглядно-действенными, наглядно-образным и логическим и мыслительными операциями: анализ, синтез, обобщение, классификация, сравнение).

Информация.

  • Включает в себя опыт и достижения, накопленные человечеством на пути познания мира. Сюда же относятся источники информации, где человечество отражает, фиксирует, собирает и сохраняет опыт и достижения своего исторического развития.

Отношение.

  • Рассматривается как чувственно-эмоциональный опыт человека, который складывается из отдельных эмоциональных реакций на отдельные объекты, предметы, явления и события нашего мира.

Все компоненты познавательной сферы связаны между собой, они дополняют и определяют друг друга.

Познавательное развитие детей дошкольного возраста подразумевает работу педагогов со всеми тремя компонентами познавательной сферы. Педагогам следует помнить, что процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого.

Взрослые познают мир умом, маленькие дети - эмоциями. Для взрослых людей информация первична, отношение вторично. У детей все наоборот; отношение – первично, информация вторична. Ребенок при помощи взрослых (педагогов, родителей) познает мир. Учится взаимодействовать с ним, старается полюбить мир, в который он пришел.

Перед школой у каждого ребенка должен быть сформирован первичный, элементарный образ мира, а также первичное глобальное отношение к нему. Необходимо, чтобы это отношение было:

- Познавательным – мир удивлен, полон тайн и загадок, я хочу их узнать и разгадать;

- Бережным – мир хрупок и нежен, он требует к себе разумного подхода и даже охраны, я хочу защитить мой мир, ему нельзя вредить;

- Созидательным – мир так прекрасен, я хочу сохранять и преумножить эту красоту.

Развивая познавательную сферу ребенка-дошкольника, мы стремимся создать такие условия для жизни, развития и обучения, чтобы богатейшее эмоционально-чувственное восприятие мира позволило малышу стать человеком.

Организуя жизнь и деятельность детей третьего года жизни, мы старались:

Поддержать у детей естественное желание исследовать предметы, объекты и явления ближайшего окружения;

Накапливали и обогащали эмоциональный опыт детей в процессе восприятия объектов и явления окружающей деятельности;

Уделяли особое внимание формированию у малышей познавательного и бережного отношения к миру.

Для своих “опытов” дети выбирают объекты, принадлежащие к разным сферам: рукотворной, т.е. созданной руками человека; миру живой природы (растения, звери, насекомые, птицы, рыбы и т.д.); миру неживой природы (камешки, песок, земля, вода, снег и т.п.).

При ознакомлении с предметами рукотворного мира и неживой природы предоставляли малышам разумную свободу действий и манипулирования (дети брали предметы в руки, трясли, бросали, пробовали на вкус). Но вот при ознакомлении с объектами живой природы, на данном возрастном этапе, мы были предельно осторожны. Наблюдали за животными и их повадками на прогулках, держа их на расстоянии, а лучше всего это делать во время наблюдения в окно.

Наши дети живут в мире предметов, которые человек создал разумом и своими руками. Одни из них помогают человеку удовлетворить его естественные жизненные потребности (дома, мебель, посуда, одежда и др.). Следующие являются источниками радости, комфорта, красоты и эстетического наслаждения (картины, изделия народного промысла, книги). Третьи – предметы-помощники, они необходимы человеку в труде (транспорт, станки, инструменты, предметы быта и прочие). И нам, взрослым очень хочется, чтобы малыши бережно. С вниманием и заботой относились к ним. Для этого надо обратить внимание на себя, свои привычки и поступки. А как мы, взрослые относимся к вещам? Все ли содержим в порядке? Стараемся ли мы починить испорченную вещь или выкидываем ее? Формирование доброго бережного отношения к миру у детей двух лет строили на понятном, близком и доступном им содержании. В первую очередь это относится к игрушкам. Именно с их помощью проще всего сформировать у детей определенное отношение к рукотворному миру. Формируя у малышей сочувственное отношение к игрушкам, мы закладываем основы гуманного поведения и добрых поступков по отношению к людям и объектам живой природы; закладываем основы разумного и аккуратного отношения к орудиям труда, личным вещам, всему рукотворному миру. Решаем “проблемы” игрушек, а малыши, обладая удивительной способностью наделять предметы человеческими качествами искренне верят, что: плюшевому мишке очень больно, когда он падает; кукле без подушки, матраса и одеяла жестко и неудобно спать; куклы голодны, потому что у них нет посуды, куда можно положить еду; куклам холодно (жарко), потому что нет соответствующей одежды; зайчикам и кошечкам не хватает стульчиков, скамеечек; куклы ничего не видят из-за растрепанных волос, которые лезут им в глаза; машинка недовольна тем, что ей погнули колеса и теперь трудно ездить; посуда заблудилась и не может найти дорогу на кухню.

Одновременно с формированием бережного и доброго отношения к рукотворному миру мы решаем и другие важные для развития ребенка задачи:

Помогаем ребенку устанавливать целостные связи среди предметов и объектов в окружающем мире. Действуя с игрушками, малыш впервые начинает постигать, что квартира нужна для того, чтобы в ней жить, посуда – для того, чтобы удобно и аккуратно кушать, кровать и постельное белье – чтобы крепко, сладко спать и т.д.

Формируем у малыша представление о нем (добрый, внимательный, заботливый, ласковый, аккуратный, много умеет делать и т.д.)

Обогащаем знание детей о свойствах, качествах и функциональных возможностях предметов.

Особую роль в познавательном развитии детей двух-трех лет играют экскурсии и прогулки.

К.Д. Ушинский писал:

“Природа есть один из могущественных агентов в воспитании человека, и самое тщательное воспитание без участия этого агента будет отзываться сухостью, односторонностью, неприятной искусственностью. Бедное дитя, если оно выросло, не сорвав полевого цветка, не помявши на воле зеленой травы. Никогда оно не разорвется с той полнотой и свежестью, к которым способна душа человеческая...”

Создавая условия, способствующие развитию познавательной сферы и исключающие постоянные запреты и ограничения, воспитатель должен разжигать у малышей любопытство и заинтересованность ко всему происходящему и наблюдаемому в их окружении, поощрять у них малейшее проявление интереса.

Познавательное отношение к миру у детей младшего дошкольного возраста можно формировать во время:

Наблюдений за интересующими объектами, явлениями.

“Экспериментирования” и “исследования” свойств и качеств отдельных предметов.

Во время целевых прогулок и экскурсий в разное время года.

Учитывая условия, мы определяем перечень экскурсий, устанавливаем их последовательность. Количество экскурсий в природу зависит от интересов и потребностей детей, а также подготовленности воспитателя. В младшем дошкольном возрасте мы проводим не менее 4 – 5 экскурсий в год. Время продолжительности – не более 20 минут. Детей 2 – 3 лет не следует загружать обилием информации. Мы обращаем их внимание на отдельные, наиболее яркие явления и события, характерные для разных времен года. Даем информацию маленькими порциями, сопровождая ее играми, забавами и развлечениями.

Дети 2 -3 лет очень любят возвращаться к одним и тем же объектам, явлениям по несколько раз.

В августе была проведена первая экскурсия за пределы участка (это находится рядом, за асфальтовой дорожкой), выходили на лужок.

Наблюдений за насекомыми.

Программное содержание: учить детей замечать, узнавать и называть насекомых (бабочка, жук, муравей, комар), учить осторожному и бережному отношению к насекомым, воспитывать наблюдательность, любознательность.

Методические приемы: рассмотреть, полюбоваться, поделиться впечатлениями, прочесть стихи, показать пример бережного отношения к насекомым (не лови, не наступи, полюбуйся).

Вторая экскурсия была проведена к цветнику в сентябре.

Программное содержание: познакомить детей с растениями цветника (бархатцы, подсолнух, мы его называли ласково “солнышко”). Учить различать, называя их, показать стебель, листья, цветы. Воспитывать эстетические чувства, любознательность.

Методические приемы: рассмотреть, сравнить, полюбоваться, прочесть стихи о цветах.

Третья экскурсия была проведена к белоствольной березке в октябре месяце.

Программное содержание: познакомить детей с березкой. Обратить внимание на первые признаки сезона (на березке появились желтые листья, некоторые уже упали на землю).

Дать детям элементарные знания о том, как растения готовятся к зиме.

Методические приемы: рассмотреть, полюбоваться, прочесть стихотворение, собрать листочки, назвать цвет, размер, рассказ воспитателя об осени.

В зимний период, а это декабрь месяц, перед новогодним праздником, чтобы ближе познакомить детей с этим объектом, была проведена экскурсия к елке.

Программное содержание: учить детей различать высокую (большую) и низкую (маленькую) ели. Воспитывать бережное отношение к ним.

Методические приемы: наблюдение, сравнение, дать детям потрогать веточки, рассказ воспитателя о елке (ствол, макушка, ветки-лапы, листочки-иголки), прочесть стихотворение.

К елкам мы выходили затем не один раз, это уже были целевые прогулки (елочка сегодня в снегу, нет на ней снега и т.д.) для того чтобы у детей это дерево хорошо закрепилось в памяти.

И на весну у нас запланирована экскурсия “К Дедушке – Тополю”.

Программное содержание: учить детей различать старое и молодое дерево, воспитывать бережное отношение к ним.

Методические приемы: полюбоваться старыми развесистым деревом, попробовать обхватить дерево руками, сравнить его с молодым топольком (ствол, кора, ветки, листья).

Экскурсии являются специфическим видом занятий, они дают большую значимость в развитии и познании. При наблюдениях у детей активно развиваются основные психические процессы: мышление, воображение, память, речь, восприятие.

У детей формируется наблюдательность, умение видеть предметы и явления окружающего мира во всем его разнообразии и богатстве свойств и качеств. Важно развивать и поддерживать познавательный интерес ребенка к самостоятельным наблюдениям, к формированию знаний.

Большинство изменений и событий в мире природы человек может заметить, почувствовать и пережить только вне стен помещений. Ни картина, ни рассказ не заменят непосредственного контакта с природой, не дадут ощущения гармоничного и неразрывного единства с ней. Проявления природы в каждом сезоне разнообразны и удивительны. Непосредственное общение с природой и восприятие её детьми происходит на прогулке. Наша главная задача – пробудить в малышах чувство заинтересованности ко всему, что происходит вокруг.

Осенью, выйдя на участок, обращаем внимание детей на теплую погоду: “Сегодня греет солнышко – тепло”. Предлагаем протянуть руки к солнцу, чтобы они ощутили это тепло. После этого играем с солнечным зайчиком. На другой прогулке задавали вопрос: “А где солнышко?”.

В облачные дни спрашиваем детей, что они видят в небе. В начале осени еще видны кучевые облака. Рассматривали какие они красивые, белые, пушистые, похожие на кусочки ваты. В пасмурные дни обращаем внимание детей, что солнца на небе не видно: его закрыли тучи.

Листопад... Очень красивое и удивительное явление природы. Под деревьями лежат опавшие листья. Детям очень нравится их собирать: они разноцветные, разной формы. Красивые осенние листочки не давали скучать нашим малышам. Они кружились с листочками в руках, слушали как они шуршат под ногами, сравнивали по размеру и форме (большой – маленький, круглый – продолговатый). Слегка трясли березку на участке и листочки слетали с неё. Устраивали салют из осенних листьев, смотрели, как листочки плавают в луже, носили и перекладывали листья с места на место. Украшали листьями группу. Для закрепления знаний об осеннем явлении проводили игру “Мы осенние листочки”. В руках у детей осенние листья, воспитатель читает текст, а детей выполняют в соответствии с ним движения.

Мы – листочки, мы – листочки Стоят, держа листочки в руке
Мы осенние листочки
Мы на веточках сидели,
Ветер дунул – полетели. Разбегаются по дорожке
Мы летали, мы летали –

Все листочки так устали! Бегают, помахивая ими
Перестал дуть ветерок –
Все уселись в кружок. Садятся на карточки
Ветер снова вдруг подул
И листочки с веток сдул, Снова разбегаются
Все листочки полетели
И на землю тихо сели. Подкидывают листочки вверх.

Осенью часто дует порывистый ветер. Выходя на прогулку раздавали детям разноцветные флажки, предлагали поднять его, посмотреть как он колышется. Дарили малышам своим из фантиков птичек и бабочек. Они любят бегать с ними держа за ниточки. Задавали детям вопрос:

  • “От чего качаются деревья?”
  • “А сегодня ветер есть?”
  • “А когда вы узнали что ветра нет?”

Выслушивали ответы детей, обобщали их.

Очень любили дети наблюдать за дождем. Разучили и потом повторяли потешку:

“Дождик, дождик кап да кап,
Мокрые дорожки.
Всё равно пойдем гулять –
Наденем сапожки”.

Предлагаем детям послушать, как он стучит по крыше при этом вспоминая народную потешку:

“Дождик, дождик веселей
Капай, капай не жалей.
Только нас не замочи
К нам в окошко постучи”.

После дождя рассматривали какие предметы мокрые (крыши, скамейка, дорожка, листья на деревьях, трава). После дождя песок сырой, и нужно показать, как набирать его совками, как выкладывать из формочек, когда песок сухой, лепить из него нельзя. Таким образом во время игры малыши знакомятся и со свойствами песка.

Осенью рано темнеет и во вторую половину дня прогулки проводятся при свете прожектора. Поясняли детям, что вечером небо темное, посмотрите вверх, что вы там видите. Найдя на небе луну, дети очень радуются (она большая, круглая, то видна только ее часть), рассматриваем светящиеся звезды. Иногда на вечернем небе видели красные движущиеся огоньки. “Это летит самолёт”, поясняли детям.

Постепенно на смену осени приходит зима. Наблюдаем за тем, что солнце появляется реже, холодно, идет снег, вода замерзла, превратилась в лед. Люди надевают теплые шубы, шапки, ботинки, валенки, варежки. Дома отапливаются. Дети катаются на санках, лепят снеговиков, катаются с горы. Школьники катаются на лыжах. Наблюдаем за зимующими птицами, подкармливаем их. На прогулках детям никогда не бывает скучно, потому что мы с ними наблюдаем, играем, трудимся. Игры со снегом не просто развлечение, в них дети познают свойства снега, связывают их с погодой.

Малыши 2 – 3 лет любят лепить из снега пирожки, печень, используя формочки, совки, ведра. Приучаем детей сначала очистить от снега место для игры, подметать его маленькой метелкой или лопаткой.

Обращаем внимание детей на зимние явления. Наблюдаем, как падает снег. Спрашиваем, куда он падает (на скамейку, на ступени лестницы, на заборчик, на деревья, на крыши и т.д.).

Зима – это время ослепительного снега, веселых забав, волшебного новогоднего праздника. Снег ложится равномерно на землю, на каждую веточку, все кругом превращается в тихую, белую сказку.

Очень интересно проходят наблюдения за следами на снегу.

“- Что это? И тут...и тут... Это следы”

“Интересно, чьи это ножки протопали здесь дорожку?” - удивляюсь и делаю несколько шагов в сторону. И на снега остаются четкие отпечатки – следы.

“Это мои ножки протопали здесь дорожку”, - радостно сообщаю детям.

“Иди ко мне Артем, Маша, Аня”; по очереди приглашаю всех, обнимая каждого, приговариваю: “А вот и Машенькины ножки протопали здесь дорожку!”. Дети рассматривают свои следы и мои, видят разные рисунки на следах от обуви. Сравниваем след взрослого и след малыша, используя разные приемы сравнения (наложения, приложения). Сравниваем следы от правого и левого сапога, валенка. “Путешествуя” и прокладывая дорожки по участку, комментируем все увиденное на своем пути. “Мы едем – едем – едем, что-то мы сейчас найдем”, - и останавливаемся около дерева. “Что это?” - обращаюсь к детям – “Это – дерево. Вот мы шли – шли – шли и к дереву пришли. Здравствуй, дерево! Ты пойдешь с нами гулять по дорожке? Нет? Тогда до свидания”. Дети машут ручками и продолжают свой путь. Дорожки не должны вести детей “в никуда”. Они – это путь куда-то, к чему-то или к кому-то, это путь к цели.

В 3 – 4 года ребенок активно пытается расширить свой кругозор, хотя его познавательные возможности в основном остаются прежними и не позволяют перешагнуть границы ближайшего окружения. Трехлетний малыш все еще действует по принципу “что вижу, то и познаю”. Познавательная активность трехлетних детей характеризуется такими особенностями:

- активными действиями в окружающей действительности;

- желание малыша подражать близким, любимым взрослым, перенимать их опыт, интересы;

- увеличение количества познавательных вопросов к окружающим.

У детей 4 лет формируется умение воспринимать информацию на словесном уровне, т.е. информацию не подкрепленную зрительными образами.

Зная, что дети 4 лет стремятся подражать взрослым, мы педагоги должны быть очень требовательны к себе, к своим поступкам, манерам, речи.

Основными задачами работы по развитию познавательной активности у детей 3–4 лет являются:

  • Создание условий для расширения опыта детей, накопление запаса представлений об окружающей их действительности.
  • Закрепление основы бережного и созидательного отношения к окружающей действительности.

Реализовать эти задачи можно по-разному:

- через создание условий, побуждающих детей к самостоятельной познавательной активности;

- через специально организованные мероприятия.

Для этого достаточно просто увеличить “территорию познания” ребенка, вывести его за пределы группы и участка. Дети 3 – 4 лет очень любят прогулки по окрестности, с удовольствием и с нетерпением ждут их. Они позволяют расширить территорию активных действий ребенка, пополнить его создание новыми знаниями и представлениями об окружающем и просто немного душевно расслабиться, ощутить свободу. Прогулки по окрестности не требуют специальной подготовки. Достаточно предложить детям погулять и поиграть в другом месте, и они с восторгом согласятся.

Дети 3–4 лет, так же как и в два года, наблюдают за объектами и явлениями своего окружения, привлекающими внимание.

Наблюдения могут проходить:

- как простое рассматривание чего-либо (листья, снегопад, птицы, бабочки на цветке и т.д.);

- манипулирование с чем-либо (поймали с детьми снежинку на рукавичку – она не тает, а на теплой ладошке – раз и нет ее, потерли камешки друг о друга – они пахнут, ударили камешек о камешек – заблестели искорки).

Особое внимание обращаем на экскурсии, где внимание детей привлекается к отдельным службам детского учреждения, к труду сотрудников. В процессе этих экскурсий дети не только обогащаются новыми впечатлениями, они получают прекрасную возможность наблюдать различные способы выполнения профессиональных действий человека той или иной специальности.

Незаметно наступает конец учебного года. Приглядываясь к своим воспитанниками, мы начинаем замечать что:

- наши совместные прогулки, наблюдения и экскурсии постепенно переросли в традиционные моменты жизни детей в детском саду;

- дети обращаются к нам с вопросами познавательной направленности;

- дети не только охотно слушают, но и пытаются делиться с нами своими впечатлениями и сложившимися представлениями об отдельных предметах, объектах, явлениях и событиях своей жизни;

- дети внимательны к окружающему миру, не равнодушны к “проблемам” и “бедам” насекомых, птиц, растений и животных.

Мы заметили, что дети стали избирательно подходить к выбору объектов для наблюдения. Работая с детьми по теме: “Познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста”, мы поняли, что в наблюдения, экскурсии и прогулки играют в этом большую роль. Пришли к выводу (мнению), что к избирательным интересам детей необходимо относиться внимательно и бережно, всячески поддерживать и развивать их. Ведь появившейся у ребенка интерес к какому-либо объекту, побуждает желание больше узнать о нем. Невнимание к детским интересам может привести к угасанию и полному исчезновению.

Поставили перед собой цель: продолжить познавательное развитие детей в старшем дошкольном возрасте.

Тематическое планирование по образовательной области “Познание”
(младший дошкольный возраст)

Возрастная группа Варианты мероприятий. Временной период.
I младшая II младшая
1. Детский сад – страна игрушек. Детский сад – страна друзей. 1 неделя сентября.
  Адаптировать детей к условиям детского сада. Знакомство с детским садом как ближайшим социальным окружением ребенка (помещением и оборудованием группы: личный шкафчик, кроватка, игрушки и др.). Знакомство с детьми и воспитателями группы. Способствовать формированию положительных эмоций по отношению к детскому саду, воспитателю, детям. Вызвать у детей радость от возвращения из отпуска в детский сад. Продолжать знакомство с д/садом как ближайшим социальным окружением ребенка: профессия сотрудников д/сада (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач, дворник), предметное окружение, правила поведения в д/саду, взаимоотношения со сверстниками. В ходе игр помочь детям вспомнить друг друга, познакомить с новыми детьми. Формировать дружеские отношения. Развлечение для детей II младшей группы “Здравствуй детский сад”. (Подвижные игры, викторина).
2. Транспорт. Правила безопасности дорожного движения. 2-3 неделя сентября.
  Машина, автобус. Познакомить детей с видами транспорта (наземный). Светофор регулирует движение людей и машин. Передавать детям знания о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства. Расширять представления детей о правилах дорожного движения: автомобили ездят по дороге (проезжей части), а пешеходы ходят по тротуару; светофор имеет три световых сигнала (красный, желтый, зеленый). Переходить дорогу нужно на зеленый свет или по пешеходному переходу “зебра”, обозначенному белыми полосками. Формировать умение различать проезжую часть дороги, тротуар, обочину. “Едем в гости к бабушке и дедушке” (на машине), “На автобусе едем в д/сад”, “Светофор”, “Скорая помощь”, “Пожарная машина”.
3. Мониторинг. 4 неделя сентября и 1неделя октября.
4. Труд взрослых. Все работы хороши.  
  Воспитывать интерес к труду взрослых. Расширять круг наблюдений детей за трудом помощника воспитателя, дворника. Воспитывать интерес жизни и труду взрослых. Продолжить знакомить с трудом близких взрослых. Рассказывать детям о понятных профессиях (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач, продавец, повар, шофер, строитель). Поможем няне убрать со стола чашки. “Соберем опавшие листики”, “Листопад – салют”. Подметем дорожки. Игра “Магазин”, (продавец); варит кашу повар. “Строим дом”, “Мы строители”
5. Осень. 3 – 4 неделя октября.
  Формировать элементарные представления об осенних изменениях в природе: похолодало, на деревьях пожелтели и опадают листья; о том, что осенью созревают многие овощи и фрукты. Развивать умение замечать изменения в природе: становится холоднее, идут дожди, люди надевают теплые вещи, листья начинают изменять окраску и опадать, птицы улетают в теплые края. Расширять представления о том, что осенью урожай овощей и фруктов. Развивать умение различать по внешнему виду, вкусу, форме наиболее распространенные овощи и фрукты и называть их. Выставки детских работ. Праздник “Осенины”.
6. Предметы ближайшего окружения. Мой дом. Мой город. 1 – 2 неделя ноября.
  Знакомить детей с родным городом (Вологда); объектами (улица, дом, магазин, поликлиника); с транспортом, “городскими” профессиями (врач, продавец, милиционер). Знакомить с домом, с предметами домашнего обихода, мебелью, бытовыми приборами. Знакомить с родным городом, его названием, основными достопримечательностями. Знакомить с видами транспорта, в том числе городским, с правилами поведения в городе, с элементарными правилами дорожного движения. Знакомить с профессиями (милиционер, продавец, парикмахер, шофер, водитель автобуса). Тематическое развлечение “Мои любимые игрушки”. Выставки детского творчества. Сюжетно-ролевые игры: “Дочки – матери” (укладывание куклы спать). “По правилам дорожного движения”.
7. Тайна моего “Я”. 3 – 4 неделя ноября.
  Дать представление о себе, как о человеке; об основных частях тела, их значении. Закреплять знание своего имени, имен членов семьи. Формировать навык называть воспитателя по имени отчеству. Формировать первичное понимание того, что такое хорошо и что такое плохо; начальные представления о здоровом образе жизни. Формировать начальные представления о здоровье и здоровом образе жизни. Формировать образ “Я”. Формировать элементарные навыки ухода за своим лицом и телом. Развивать представления о своем внешнем виде (облике). Развивать тендерные представления. Формировать умение называть свои имя, фамилии, имена членов семьи, говорить о себе в первом лице. Развивать представления о своей семье. Открытый день здоровья. Спортивное развлечение.
8. Удивительный мир животных. 1 – 2 неделя декабря.
  Знакомить детей с миром животных. Учить узнавать в натуре, на картинках, в игрушках домашних животных (кошку, собаку, корову, курицу), их детенышей и называть их; узнавать на картинках некоторых диких животных (медведя, зайца, лису и т.д.), и называть их. Расширять представления детей о животных. Продолжать знакомить их с домашними животными и их детенышами, особенностями их поведения и питания. Знакомить с жизнью рыб и птиц. Расширять представления о диких животных (медведь, лиса, белка, еж и др.). Познакомить с лягушкой. Учить наблюдать за птицами прилетающими на участок (ворона, голубь, синица, воробей, снегирь). О насекомых (бабочка, жук, божья коровка, стрекоза). “Кто с нами рядом живет” (беседа). Игра: “Детеныш животных”, “Кто как кричит”, “Чей хвост”. Рассматривание картинок: “Птицы живущие рядом с нами”.
9. Вот зима – кругом бело... Новый год. 3 – 4 неделя декабря.
  Формирование элементарных представлений о зиме (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада). Расширять знания о домашних животных и птицах. Знакомить с некоторыми особенностями поведения лесных зверей и птиц зимой. Расширить представления о зиме. Знакомить с зимними видами спорта. Формировать представления о безопасном поведении зимой. Формировать исследовательский и познавательный интерес в ходе экспериментирования с водой и льдом. Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту зимней природы. Расширять представления о сезонных изменениях в природе (изменения в погоде), растения зимой, поведение зверей и птиц. Формировать первичные представления о местах, где всегда зима. I мл. гр.

Конкурс – выставка рождественской игрушки: “Родители детям”. Выставка детского творчества. Новогодний утренник.

II мл. гр.

Выставка детского творчества. Новогодний утренник. Выставка поделок детей с родителями.

10. Игры и забавы. Народные игрушки. 3 – 4 неделя января.
  Организовать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, трудовой, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) вокруг темы зима. Знакомить с народным творчеством на примере народных игрушек. Знакомить с устным народным творчеством (песенки, потешки и др.). Использовать фольклор при организации всех видом детской деятельности. Игры – забавы. Праздник народной игрушки: “В гости к матрешке”.
11. Спорт и здоровье. 1 – 2 неделя февраля.
  Сохранение и укрепление физического здоровья детей; воспитание культурно-гигиенических навыков; формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. Ходьба подгруппами и всей группой, парами, по кругу, с изменениями темпа, с изменением направления, врассыпную. Бег в прямом направлении, друг за другом, в колонне по одному, в медленном темпе 30 – 40 сек. с изменением темпа. Бег между предметов. Ползанье на четвереньках по прямой (3 - 4 м). Подлезание под воротики (выс. 30 – 40 см). Катание, бросание, ловля. Прыжки на двух ногах, слегка продвигаясь вперед; прыжки на двух ногах через предметы, линию. Прыжки вверх. Катание с горы, на санках, ледянках; скольжение по ледяным дорожкам. Лазанье по валам. Игры подвижные: “Догони меня”, “Перешагни через палку”, “Воробышки и автомобиль”, “Птички летают”, “Принеси предмет”, Проползи в воротца”, “Попади в воротца”, “Целься точнее”, “Зайка беленький сидит”, “Птички в гнездышках”, “Где звенит?”, “Найди флажок”, “Поезд”, “Заинька”, “Флажок”, (хороводные игры)
Развлечение: “Мы смелые и умелые” Забавы:”Игры – забавы” Развлечения: “Зимние радости”, “Кто быстрее?”.

Забавы “Мы растем сильными и смелыми”.

12. “Мы поздравляем наших пап” 2 – 3 неделя февраля.
Моя семья. “День защитника отечества”
  Формировать начальные представления о здоровом образе жизни. Формировать элементарные навыки ухода за своим лицом и теплом. Развивать представления о своем внешнем виде. Развивать тендерные представления. Формировать умение называть свое имя, фамилию, имена членов семьи, говорить о себе в первом лице. Развивать представления о своей семье. Открытый день здоровья. Спортивное развлечение.

II мл. гр.

Праздник посвященный Дню защитника отечества. (дети дарят свои подарки папам).

  Осуществить патриотическое воспитание. Знакомить с “военными” профессиями. Воспитывать любовь к Родине. Формировать первичные тендерные представления (воспитывать в мальчиках стремления быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины).
13. Мамин день – 8 марта. Семья. 1 – 2 неделя марта.
  Организовать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно - исследовательской, продуктивной, музыкально – художественной, чтения). Вокруг темы семьи, любви к маме, бабушке. Воспитывать уважение к воспитателю. Праздник “8 марта”. Выставка детского творчества. Изготовление подарков.
14. Ребенок и книга. 3 – 4 неделя марта.
  Регулярно читать детям художественные и познавательные книги. Формировать понимание того, что из книг можно узнать много интересного. Побуждать называть знакомые предметы, показать их по просьбе воспитателя, приучать задавать вопросы: “Кто/что это?”, “Что делает?”. Продолжать приобщать детей к рассматриванию рисунков в книгах. Продолжать приучать детей слушать народные песенки, сказки, авторские произведения. Сопровождать чтение показом игрушек, картинок, персонажей настольного театра и других средств наглядности. Формировать умение слушать художественное произведение без наглядного сопровождения. Предоставить детям возможность договаривать слова, фразы при чтении воспитателем знакомых стихотворений. Поощрять попытки читать стихотворный текст целиком с помощью взрослого. Помогать детям играть в хорошо знакомую сказку. Читать знакомые, любимые детьми художественные произведения, рекомендованные программой. Воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения. Объяснять детям поступки персонажей и последствия этих поступков.

Развивать умение с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок. Повторять наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произведения, предоставляя детям возможность договаривать слова и несложные для воспроизведения фразы.

Учить детей читать наизусть потешки и наибольшие стихотворения. Продолжать формировать интерес к книгам. Регулярно рассматривать с детьми иллюстрации.

I мл. гр.

Потешки: “Наша Маша Маленька...”, “Из-за леса, из-за гор...”, “Бежала лесочком лиса с кузовочком...”.

Сказки:

“Козлятки и волк” (обр. К. Ушинский), “Теремок” (обр. М. Булатова), “Маша и медведь” (обр. М. Булатова).

Поэзия:

“Кто как кричит”; В. Берестов “Больная кукла”. Н. Саконская “Где мой пальчик?”. А. Барто “Девушка – ревушка”.

Проза: Л. Толстой “Спала кошка на крыше”; Л. Толстой “Три медведя”; В. Сутеев “Кто сказал мяу”.

II мл. гр.

Песенки, потешки, заклички: “Пальчик – мальчик...”; “Ти-тили-тили-бом...”; Тень, тень, потень...”.

Сказки:

“Колобок” (в обр. Ушинского); “Волк и козлята” (об А.Н.Толстого); “Гуси-лебеди”, “Снегурочка и лиса”; “Лиса и заяц” (обр. М. Серовой); “Теремок” (в обр. Е. Чарушина)

Поэзия:

С. Маршак “Зоосад”, “Жираф”, “Зебры” и др. К. Чуковский “Путаница”, “Краденое солнце”, “Мойдодыр”, “Муха – цокотуха”, “Айболит”. А. Барто “Девочка Чумазая”, С. Михалков “Песенка друзей” и другие.

15. - Мониторинг по II мл. группе. Апрель.
16. Весна. 1 – 2 неделя мая.
  Формировать элементарные представления о весне (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке д/сада). Расширять знания о домашних животных и птицах. Знакомить с некоторыми особенностями поведения лесных зверей и птиц весной. Расширять представления о весне. Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту весенней природы. Расширять представления о сезонных изменениях (изменения в погоде, растения весной, поведение зверей и птиц). Расширять представления о простейших связях в природе (потеплело – появилась травка и т.д.) Праздник “Весна”. Выставка детского творчества. Высадка рассады цветов на клумбу.
17. Лето.  
  Формировать элементарные представления о лете (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада). Расширять знания о домашних животных и птицах, об овощах, фруктах, ягодах. Знакомить с некоторыми особенностями поведения лесных зверей и птиц летом. Познакомить с некоторыми животными жарких стран. Расширять представления детей о лете, о сезонных изменениях ( в природе, одежде людей, на участке детского сада). Формировать элементарные представления о садовых и огородных растениях. Формировать исследовательский и познавательный интерес в ходе экспериментирования с водой и песком. Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту летней природы. Праздник “Лето”.

Приложение

Роль экскурсий и прогулок в познавательном развитии младших дошкольников