Личностно-ориентированное обучение иностранного языка включает в себя такие подходы, как: деятельностный, культуроведческий, когнитивно-коммуникативный и т.д. Я хочу подробнее остановиться на когнитивно-коммуникативном подходе в обучении говорению и аудированию. Стоит сказать, уже в определении когнитивно-коммуникативного подхода заложении такая характеристика как сознательность и активность учащегося. Данный подход подразумевает использование в работе материалов и речевых ситуаций, максимально приближающих ситуации на уроке иностранного языка к живому, красочному общению.
Итак, начнём с говорения. Целью обучения говорению на уроке иностранного языка является формирование таких речевых навыков, которые позволили бы учащимся использовать их вне учебной речевой практике на уровне общепринятого бытового общения. В отечественной методике обучения иностранного языка выделяют два основных пути формирования умений говорений:
- « сверху вниз»
- «снизу вверх»
Первый путь « сверху вниз» предлагает развитие монологических навыков на основе прочитанного текста. Уже на до текстовом этапе учащиеся составляют мини-монологи, предвосхищая содержание текста, комментируя его заголовок.
Далее учащимся даётся задание прочитать текст. Задания после прочтения текста предполагают продолжительные высказывания. Вот лишь некоторые из заданий:
- найти в тексте эквиваленты русским словам и словосочетаниям, прочитать предложения с этими речевыми единицами
- ответить на вопросы по тексту.
Второй путь формирования умений говорения « снизу вверх» я применяю на начальном этапе обучения, когда дети не могут ещё читать. Вот этапы работы: ознакомление с лексикой, отработка её и применение. На среднем и старшем этапах обучения, когда уровень знаний по обсуждаемой теме высок, мы также применяем этот путь. Здесь мы повторяем материал по данной теме, происходит ознакомление с новым материалом, его первичная тренировка, выполняем речевые упражнения.
По моему мнению наиболее важной и продуктивной формой обучения учащихся умениям говорения является учебная дискуссия. Она наиболее ярко и полно отражает психологические особенности коммуникативной речи на изучаемом языке.
В плане подготовки учащихся к ведению учебной дискуссии я предлагаю несложные вопросы. При этом я не требую развернутых ответов. Учащиеся дают простые ответы. В дальнейшем предлагаю учащимся более сложные высказывания, содержащие противоположные подходы к проблеме. Учащиеся дают уже развёрнутые ответы. Далее предлагаю комплекс упражнений для обучения говорению.
Учащимся даётся английская пословица на доске, затем я обращаюсь к учащимся с вопросами. Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, разворачивается дискуссия. В заключении я высказываю свое мнение по отдельным положениям, комментирую те идеи, которые были недостаточно исследованы в выступлениях учеников.
Теперь рассмотрим другую сторону обучения – обучение аудированию. Аудирование составляет основу общения, с него начинается овладение устной коммуникацией. Аудирование – не только приём сообщения, но и подготовка во внутренней речи ответной реакции на услышанное.
На старшем этапе обучения я использую аутентичный текст « An Interview with Jonathon Porrit» (время звучания 3 минуты). Работа строится следующим образом.
На предтекстовом этапе предлагаю выполнить задание, направленное на преодоление лексических трудностей этого текста. Учащиеся делают свои предположения о значении неизвестных им слов, затем я сообщаю им правильные ответы. Далее предлагаю учащимся просмотреть ряд вопросов по тексту, на которые они должны ответить. Затем раздаю карточки со следующим заданием: учащиеся должны расставить номера в соответствии с логической последовательностью повествования. На данном этапе учащиеся только просматривают это задание. Теперь уже ученики готовы прослушать текст. Во время его прослушивания они и заполняют карточки, представленные ранее. После прослушивания проверяем правильность заполнения. И на послетекстовом этапе учащиеся отвечают на вопросы по тексу.
В заключении можно провести ролевую игру. Одна из сторон представляет «Green peace», а вторая – директора крупной нефтяной компании. Задача первой – убедить директора, что он должен закрыть предприятие. Задача второй стороны – отказаться закрыть предприятие и объяснить почему. Учащимся раздаются карточки с лексикой, которые они должны использовать в предстоящей дискуссии. Учащиеся составляют диалоги (около 6 предложений с каждой стороны).
Итак, на основе всего вышеизложенного я могу с уверенностью сказать, что когнитивно-коммуникативный подход в обучении учащихся способствует более глубокому формированию знаний учащихся, развивает не только мотивацию к занятиям иностранного языка, но и потребность в говорении на изучаемом языке, способствует развитию у учащихся самокоррекции, рефлексии.