Цели:
- Активное включение детей в интегрированное художественно-эстетическое развитие, посредством музыкальной, изобразительной, игровой, речевой деятельности в соответствии с ФГОС ДО.
- Инновационный подход в работе по развитию чувства ритма и в распевании.
- Приобщение к рассматриванию результатов изобразительной деятельности, слушанию и восприятию татарской классической музыки (НРК), посредством использования ИКТ.
- Активизация творческих проявлений, патриотических чувств, предоставления возможности детям к самовыражению.
Обучающие задачи:
- Учить исполнять песню со сложным ритмом, анализировать музыкальные произведения.
- Закреплять танцевальные движения без музыкального сопровождения и под музыку.
- Приобщать к рассматриванию и анализу результатов изобразительной деятельности.
- Обогащать умение выразительно передавать игровой образ, разучивая игры с текстом.
Развивающие задачи:
- Развивать чистое интонирование звуков, дикции, артикуляции.
- Создавать условия для развития чувства ритма.
- Активизировать коммуникативные качества, умение действовать коллективно и индивидуально, выполнять правила игры.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать патриотические чувства, обогащая эмоциональный опыт детей.
- Воспитывать интерес к классической музыке татарского композитора, воспитывать чувство коллективизма, коммуникативные качества.
- Воспитывать бережное и уважительное отношение к детскому творчеству.
Индивидуальная работа: предлагаю дифференцированную работу по организационной форме обучения (организация малых групп, фронтальная форма, индивидуальная работа); по индивидуально-психологическим особенностям (гендерный подход); по форме оказания педагогической поддержки детям (частичный образец выполнения задания, вспомогательные вопросы, установки, создание ситуации успеха).
Используемый музыкальный репертуар:
- «Светит месяц» русская народная мелодия;
- «Марш» С.З.Сайдашев;
- «Бравые солдаты» А.Филиппенко;
- «Если б я был …» финская народная мелодия.
Материал и оборудование:
- Проектор;
- Ноутбук;
- Диски с музыкальными произведениями;
- Музыкальный центр;
- Фортепиано;
- Музыкальная шкатулка;
- 5 карт-схем с заданиями;
- Напольный стенд с выставкой, посвящённой Великой Отечественной войне;
- Портрет С.З. Сайдашева;
- Карточки к игре «Если б я был …»;
- Карточки ноты к упражнению по развитию чувства ритма;
- Видеозапись «Парад Победы».
ХОД ЗАНЯТИЯ
Музыкальный руководитель: Исəнмесез, балалар! Здравствуйте, ребята! Я очень рада приветствовать Вас на музыкальном занятии. А какое у Вас настроение?
Дети: Хорошее, весёлое, радостное.
Музыкальный руководитель: Я вижу это по вашим улыбкам, по тому, как горят ваши глаза, потому что вам, наверное, интересно, что будет происходить сегодня на занятии? А вы хотите совершить путешествие в страну её Величества Музыки? А поможет нам в этом волшебная музыкальная шкатулка. Приготовились, мы отправляемся! Какой же нас с вами ожидает сюрприз? (Открывают шкатулку, достают 1 карточку – танцующих детей). Музыкальная шкатулка предлагает нам с вами исполнить танцевальные движения.
(Выполняются танцевальные движения: хороводный шаг, дробный шаг, выставление носочка вперёд, пружинка, поскоки)
Музыкальный руководитель: Что дальше приготовила нам музыкальная шкатулка? (2 карточка – изображение ладошек). Музыкальная шкатулка предлагает нам с вами послушать музыку нашего музыкального зала и с помощью ваших ладошек повторить её. Разделимся на три группы – одна встанет возле окна, другая возле стульчиков, третья возле детского столика. Я буду петь красивую песню, подходить к любой из групп и прохлопывать музыкальный рисунок, а вы с помощью своих ладошек будете повторять. Будьте очень внимательны!
(Исполняется упражнение на развитие чувства ритма «Музыкальный зал наш»)
Музыкальный руководитель: Музыкальная шкатулка приготовила нам с вами очередной сюрприз. (3 карточка – открытка празднования Дня Победы). В этом году наша страна будет отмечать 70 лет со Дня Победы в Великой Отечественной войне. О войне нам рассказывают книги, фильмы, воспоминания ветеранов войны. Великая Отечественная война была тяжёлой и жестокой из всех войн. В этой войне погибло много людей. Наши ребята из детского сада №7 приготовили для вас выставку своих рисунков – посмотрите. Они посвящены Великой Отечественной войне. Сегодня музыкальная шкатулка предлагает нам послушать произведение великого татарского композитора Салиха Замалетдиновича Сайдашева – нашего соотечественника, который жил и сочинял в городе Казань. В этом году ему исполняется 115 лет со дня рождения. В дни Великой Отечественной войны Салих Сайдашев не был на фронте, но вкладом композитора в Победу стала его музыка. Всенародную известность получил его марш, который мы сейчас будем слушать. Этому произведению суждена была завидная судьба, его исполняли на праздновании Дня Победы на Красной площади в Москве, марш стал своеобразной визитной карточкой Татарской Республики.
(Дети слушают «Марш» С. Сайдашева)
Музыкальный руководитель: Чтобы вы сказали про эту музыку? Какая она? Расскажите о ней (примерные варианты ответов детей: ритмичная, бодрая, патриотическая, торжественная). Совершенно верно, она именно такая. Молодцы! Какой следующий сюрприз приготовила нам музыкальная шкатулка? (4 карточка – изображение солдат). Музыкальная шкатулка приготовила для вас песню «Бравые солдаты» композитора А. Филиппенко, а прежде, чем мы будем её разучивать, нам нужно распеться. Выполним упражнение для язычка. Распоёмся на слогах: Ба-бэ-би-бо-бу».
(Разучивание песни «Бравые солдаты» музыка А. Филиппенко)
Музыкальный руководитель: Какой следующий сюрприз? (5 карточка – девочка что-то представляет). Музыкальная шкатулка приготовила для нас игру «Если б я был» финская народная мелодия. Я буду петь о тех образах, которые будет предлагать нам ведущий, вы будете с помощью движений и мимики изображать их. Будьте внимательными, не повторяйте друг за другом.
(Игра «Если б я был» финская народная мелодия)
Музыкальный руководитель: Вот и подошло к концу наше путешествие. Вам понравилось? Я очень рада. А музыкальная шкатулка у нас не простая, а волшебная, заглянем в неё ещё раз, что она нам приготовила. (Угощение).
Литература:
1. Каплунова И.М., Новоскольцева И.А.
Программа «Ладушки» сборник конспектов
музыкальных занятий «Праздник каждый день». –
Санкт-Петербург.: Композитор, 2009.
2. Комарова Т.С., Зацепина М.Б. «Интеграция в
воспитательно-образовательной работе детского
сада»// пособие для педагогов дошкольных
учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.
3. Комарова Т.С. «Развитие художественных
способностей дошкольников»//
учебно-методический комплект к программе «От
рождения до школы». – М.: Мозаика-Синтез, 2014.
4. Аудиоприложение к сборнику конспектов
музыкальных занятий «Праздник каждый день». –
Санкт-Петербург.: Композитор, 2009.
5. Интернет-ресурсы.