Осенний утренник "Праздник царицы-осени"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • расширить представление детей об овощах и фруктах, их полезных свойствах;
  • учить различать их по внешнему виду;
  • воспитывать у детей любовь к природе, бережное отношение к ней;
  • прививать эстетический вкус;
  • формировать обобщенное представление о санитарно-гигиенических нормах при употреблении овощей в пищу;
  • воспитывать любознательность.

Оборудование: плакаты с изображением осени, рисунки детей, листья, карточки, картинки, овощи, фрукты, магнитофон, аудиозаписи и видеозаписи.  Зал оформлен осенними листьями

ХОД ЗАНЯТИЯ

(В начале мероприятия звучит фонограмма песни В. Филиппенко «Урожай собирай»)

Ведущий:

Долго трудились разноцветные краски,
Природа вышла красивой, как в сказке!
Вся разноцветная – вот красота!
Вы посмотрите какие цвета!
Отгадать загадку просим,
Кто художник этот? ... (осень)

(показать на плакат «Осень» и на выставку рисунков)

1. Осень красит золотом
Рощи и леса,
Слышатся прощальные
Птичьи голоса

2. Алые и жёлтые
Ветер листья рвет,
Кружит, кружит в воздухе Пёстрый хоровод.

3. Солнышко лишь выглянет,
Спрячется опять.
Долго лето красное
Будем вспоминать.

4. Деревья все осенним днём
Красивые такие!
Сейчас мы песенку споём
Про листья золотые.

Песня про осень «Ах, какая осень!»

Ведущий: Ой, ребята, тише, тише! Что-то странное я слышу. Кто-то к нам сюда спешит

Лесовичок: Ап-чхи!

Наконец-то я добрался
К вам на праздник, детвора.
Целый год вас не видал я,
А как будто бы вчера!
Здравствуйте!
Я старичок-лесовичок,
В бороде травы клочок.
Я хожу с клюкой вокруг,
Стерегу и лес, и луг,
И деревья, и цветы,
А также ягоды, грибы.
Собирался я недолго,
Игры, шутки все сложил,
И в заветную котомку
Их к подаркам положил.
Вот и первая загадка,
Отгадайте, детвора,
Что же я сейчас достану
Из принесённого добра?

Загадки про овощи

1 ученик:

Красный нос в землю врос,
А зелёный хвост с наружи
Нам зеленый хвост не нужен
Нужен только красный нос.

Ответ: морковь (один из уч-ся 4 кл. на ощупь должен достать из корзины названный овощ, ведущая одевает корону с изображением моркови)

1 ученик:

Чтобы быстрым быть и ловким,
Нужно много есть морковки.
Это овощ, а не фрукт –
Нужный для детей продукт!

1 ученик: А вы знаете, ребята, что Русское "морковь", чешское "мрква", а также польское "моркев" скорее всего, произошли от готского слова "маухро" или от древнегерманского "морха" что обозначает "желтая репа".

2 ученик:

Что за скрип? Что за хруст?
Это что ещё за куст?
Как же быть без хруста,
Если я ...

Ответ: капуста (достает из мешка)...

2 ученик:

А я, сочная капуста,
Витаминами горжусь.
В голубцы, борщи, салаты
Я, конечно, пригожусь.
А какие вкусные
Щи мои апустные!

2 ученик:

Пришла Таня в жёлтом сарафане:
Стали Таню раздевать,
Давай плакать и рыдать.

Ответ: луковица

3 ученик:

Я – лучок от всех болезней.
Я, ребята, всех полезней.
Хоть я горький, не беда.
Нужно есть меня всегда
Головой на лук похож.
Если только пожуёшь
Даже маленькую дольку —
Будет пахнуть очень долго.

Ответ: чеснок

4 ученик:

Посмотрите, вот чеснок
Он растет у самых ног
Стрелами зелеными,
В небо устремленными.
Это овощ знатный,
Вкус его пикантный.

5 ученик:

Наши поросятки выросли на грядке,
К солнышку бочком, хвостики крючком.
Эти поросятки играют с нами в прятки.

Ответ: Огурцы

5 ученик:

Свеженький я и хрустящий.
Я – огурчик настоящий.
Был на грядке я зеленым,
Стану в банке я соленым.

3 ученик:

Как на нашей грядке
Выросли загадки
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют.

Ответ: Помидоры

6 ученик:

Очень важный я синьор,
Спелый, сладкий помидор.
Красный, сочный я и гладкий.
Угощаю всех, ребятки,
Кто мой сок томатный пьет,
Не болеет целый год.

6 ученик:

Что копали из земли,
Жарили, варили?
Что в золе мы испекли,
Ели да хвалили?

Ответ: картофель.

7 ученик:

Кругла, рассыпчата, бела,
На стол она с полей пришла.
Ты посоли ее немножко.
Ведь правда, вкусная картошка?!

Все овощи (вместе):

Все мы с огородной грядки,
Нас запомните, ребятки.
Витаминами богаты
И нужны мы всем ребятам!

Лесовичок: Молодцы, ребятки! Вот какой богатый урожай мы можем собрать осенью, и это ещё не все богатства. Может вы споете песенку про урожай?

Дети поют песенку В. Филиппенко «Урожай собирай» ( 4 кл)

Лесовичок: Молодцы! А теперь давайте поиграем в игру «Собери»(4 кл.)

2 команды по 4 человека:

1 ученик (пашет землю) – бежит и кладет обруч
2 ученик (сажает картошку) – бежит и кладет картошку в обруч
3 ученик (поливает картошку) – бежит и обегает обруч с лейкой.
4 ученик (убирает урожай) – бежит, кладет в ведро картофель (арбуз) и бежит обратно.

Кто первый, тот и выиграл. (Игра проводится под фонограмму песни «Земляничное варенье)

– Название "арбуз" было заимствовано из татарского языка, а татары в свою очередь переиначили персидский "харбуз." В переводе с украинского языка "гарбуз" – это тыква, а с персидский "харбуз" – дыня.

Ведущий: Какой ты молодец, старичок-лесовичок! Какую хорошую игру ты для детей придумал! А сейчас ребята расскажут стихотворение про овощи .

1 ученик: Ю.Тувим «Овощи»

Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу.
Ох!...

2 ученик:

Вот овощи спор завели на столе –
Кто лучше, вкусней и нужней на земле:
Картошка?
Капуста?
Морковка?
Горох?
Петрушка иль свекла?
Ох!..

3 ученик:

Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу.
Ох!

4 ученик:

Закрытые крышкою, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке:
Картошка,
Капуста,
Морковка,
Горох,
Петрушка и свекла.
Ох!
И суп овощной оказался не плох!

Ведущий: Молодцы! Все это хорошо, только ты скажи нам старичок-лесовичок, а где же осень?

Лесовичок: Ой, совсем забыл! Так заигрался! Так она должна с минуты на минуту сюда прийти!

Ведущий: Хорошо, лесовичок, успокоил меня. Давайте пока будем ждать прихода осени, стихи о ней нам дети почитают.

Ребята становятся полукругом и взявшись за руки читают стихи на фоне музыки Шопена «Вальс дождя»

1 ученик:

Осень наступила.
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит;
Ветер в поле воет;
Дождик моросит.
Воды зашумели
Быстрого ручья

Лесовичок:

Тише, тише, не шумите!
Прекратите шум и гам!
Кто-то в дверь стучится к нам!

Входит осень.

Ведущий: А вот и красавица-осень в гости к нам пришла!

Осень:

Вы обо мне, а вот и я,
Привет осенний вам друзья!
Не виделись мы целый год!
За летом следом мой черёд!
Вы рады встретиться со мной?
Вам нравится наряд лесной?
Осенние сады и парки?
Да, хороши мои подарки!

Ведущий: Здравствуй, милая осень! А мы тебя уже заждались! Милости просим!

Осень: Очень рада, что вы ждали меня!

Ведущий: Мы тебя не только ждали, но и готовились к твоему приходу! Для тебя песни пели и стихи читал и стихи! И сейчас песню тебе споём и станцуем.

«Осенняя песенка».

Осень: Какую замечательную песню вы знаете! (Разбрасывает листья)

Листопад, листопад,
Листья по ветру летят,
Кленовые, берёзовые, дубовые...

Ведущий: А сейчас мы проведем игру с гостями (3 человека). Каждая собирает свои листочки. Кто первый, тот и выиграл) (кленовые – красные, берёзовые – желтые, дубовые – зелёные) (приз, один из даров осени – яблоко)

Игра «Собери листочки» (под фонограмму песни «Земляничное варенье)

1 ученик:

Листопад, листопад,
Листья желтые летят.
Желтый клен, желтый бук,
Желтый в небе солнца круг.
Желтый двор, желтый дом.
Вся земля желта кругом.

2 ученик:

Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льется,
Это время года осенью зовется.

Игра  со зрителями

Осень: А теперь поиграем в игру «Правильно-неправильно»

1. Если хочешь стройным быть, надо сладкое любить

2. Ешь конфеты, жуй ирис, строен, стань как кипарис.

3. Чтобы правильно питаться, вы запомните совет:
Ешьте фрукты, кашу с маслом, рыбу мед и виноград.

4. Нет полезнее продуктов – вкусных овощей и фруктов.
И Сереже и Ирине всем полезны витамины.

5. Наша Люба булки ела и ужасно растолстела.
Хочет в гости к нам прийти, да в дверь не может проползти.

6. Если хочешь быть здоровым, правильно питайся,
Ешь побольше витаминов, с болезнями не знайся.

Осень: Что-то гости заскучали. Давайте и с вашими родителями поиграем и проверим, а знают ли они овощи и фрукты ... на вкус? Кто смелый?

Игра « Угадай на вкус!»

(на тарелках заранее приготовлены и спрятаны фрукты и овощи , покрытые сверху салфеткой на резанные на маленькие кусочки)

– Мы завяжем вам глаза, поднесем вам тарелку, из которой вы возьмете овощ или фрукт и попробуете его на вкус. Надо отгадать его и рассказать, как вы используете его дома.

Можно провести Игру «Собери лукошко», на знание съедобных и несъедобных грибов (на доеке 2 плаката. На одном написано «Съедобные грибы», на другом «Несъедобные грибы», внизу под доской вразброс стоят разные грибы. Выходят 2 мамы и по команде за 30 сек (дети хором считают до 30) должны прикрепить грибы (на липучке) каждая на свой плакат. Кто правильно все сделал, тот и выиграл.

Лесовичок:

Ой беда, беда, беда,
Всюду лужи и вода!
Побежала речка
Около крылечка,
Дети с улицы домой,
Хлынул дождик проливной.
Застучал по крыше,
Дождик, дождик, тише!

Танец с зонтиками, песня «Улетай туча».

Ведущий:

Нам радостно, нам весело,
На празднике своём.
Пусть дети улыбаются
Осенним ясным днём!
По лесной дорожке
Осень к нам пришла,
И в своей корзинке
Подарки принесла.

Осень:

Весело у вас, ребята,
Встрече с вами очень рада!
Песни, игры хороши,
Вас угощаю от души!

(Угощает ребят и гостей яблоками)

Ведущий: Спасибо тебе, Осень, и тебе, старичок-лесовичок! Приходите к нам в следующем году! На этом наш утренник кончается, спасибо за внимание, до свидания!