Разработка урока русского языка на тему "Изменение имен существительных по числам". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Тип урока: знакомство с новой темой.

Цель: формирование умений изменять имена существительные по числам.

Задачи:

  • обобщить знания об имени существительном; научить изменять существительные по числам;
  • развивать орфографическую зоркость; обогащать словарный запас;
  • формировать УУД.

УУД. 

  • Регулятивные: целеполагание, планирование, контроль, самооценка.
  • Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, моделирование, структурирование знания, смысловое чтение, самостоятельное создание алгоритмов при решении проблем, анализ объектов, обобщение, доказательство.
  • Коммуникативные: владение монологической и диалогической речью, управление поведением партнера, планирование учебного сотрудничества.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор,экран,презентация к уроку, карточки.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

– Улыбнитесь друг другу, ребята! Садитесь.

2. Психологический настрой учащихся

Учитель проводит с учащимися упражнение на создание положительного эмоционального настроя.Звучит лёгкая музыка.

– Ребята, возьмите в руки солнышко Добра и хорошего настроения. Посмотрите,как оно вам улыбается. Улыбнитесь и вы ему! Положите этот маленький кусочек хорошего настроения себе на правую ладонь. Прикройте левой. Почувствуйте, как оно согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу.От него исходит удивительная энергия,добро. Мысленно поместите добро и хорошее настрение этого солнышка в своё сердце. Чувствуете, у вас появляются новые силы энергия?! Я хочу, чтобы вы запомнили, то,что сейчас чувствует, и чтобы такое же чувство осталось у вас до конца урока. Желаю успехов!

3. Актуализация знаний

Чистописание. Слайд №1

Газета для человека,что окно для дома.

–  Объясните смысл пословицы. Найдите здесь «опасные» места и объясните их. Спишите предложение.

4. Словарная работа. Слайд №2.

Чудесная погода, вокруг деревни, февральский ветер, хорошая дорога, красивые берёзы,чувство радости, весело бежать.

– Составьте мини-рассказ о погоде за окном (2-3 предложения устно)

5. Работа над темой урока

– Внимание на экран.    Слайд №3

Лес, сугроб, дерево, шапка.

– Что общего между этими словами.
– Это имена существительные,неодушевлённые, нарицательные. Вставьте данные имена существительные в следующие предложения. Слайд №4

Мы вошли в зимний … . Кругом большие пушистые… . На высоких … лежат снеговые… .

– Получилось у вас предложения? Какие  затруднения возникли?
– Мы не можем использовать существительные сугроб,дерево, шапка в предложениях, т. к. они обозначают один предмет, а в предложении речь идёт о множестве предметов.
– Нам нужно изменить существительные так, чтобы они обозначали много предметов: сугробы, деревья, шапки.  Слайд №5

Мы вошли в зимний лес. Кругом большие пушистые сугробы. На высоких деревьях лежат снеговые шапки.

– Какое новое знание об имени существительном вы обнаружили?
– Мы узнали, что имена существительные могут обозначать один и много предметов. Слайд № 6

Физминутка

Мы сейчас все дружно встанем,
Отдохнём мы на привале.
Вправо, влево повернись,
Наклонись, поднимись,
Лапки вверх,
И лапки вбок,
И на месте прыг да скок!
А теперь мы сядем дружно,
Нам еще работать нужно.

6. Работа с учебником

– В упражнении вы видите  слова. Запишите слова в два столбика, вставьте пропущенные буквы. По какому принципу вы будете распределять слова по столбикам? (один, много)
Слайд № 7

– Давайте  проверим, как вы справились с заданием. Какие слова записали в первый столбик, а какие во второй?

Вывод. Имена существительные,которые называют один предмет стоят в единственном числе. Имена существительные, которые называют два или больше предметов стоят во множественном числе.Найдите это правило на странице в учебнике и прочитайте.

7. Закрепление изученного материала

– На ваших партах в конвертах лежат слова. Достаньте их и, работая в парах, составьте группы слов по принципу ед.ч.– мн.ч.
– Проверьте себя и оцените свою работу.

8. Домашнее задание

9. Подведение итогов урока

– Что нового вы узнали на уроке?
– Какие имена существительные относятся к единственному числу, а какие ко множественному числу?

10. Рефлексия

– Какое настроение у вас в конце урока? Спасибо за урок.