ЦЕЛЬ: Систематизировать представления детей о многообразии животного мира нашей планеты.
ЗАДАЧИ:
- расширять, уточнять и активизировать словарь детей по данной теме
- развивать умения классифицировать животных по среде обитания, по способу питания, по отношению к человеку;
- развивать навыки словообразования;
- развивать связную речь: учить формулировать правила с опорой на схемы; отвечать развернутыми фразами;
- закрепить правила безопасного поведения с животными ;
- формировать умение согласовывать свои действия со словами и музыкой ;
- развивать фонематический слух;
- развивать внимание, память;
- способствовать снятию психоэмоционального напряжения.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- мультимедийное оборудование (презентация “В мире животных”), карточки с животными, пазлы - животные, обручи, слоговые схемы
- (-, --, ---, ----), карточки “Накорми животных”, контуры бабочек (2 экз.), письмо (большой конверт) + мега раскраска “Зоопарк Умачка””
СЛОВАРЬ: травоядные, растительноядные, хищники, всеядные, насекомоядные, зоопарк, зоосад, сотрудники зоопарка, вольеры, животные нашей планеты
(Ребята проходят в зал под веселую музыку.) СЛАЙД
Логопед: Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Давайте поприветствуем их.
(на полу по кругу лежат закрытые картинки, на них контуры бабочек с разными узорами)
Логопед:
Ребята, вы должны взять любую бабочку и найти точно такую же на столах – это ваше место (ребята садятся на места за столы).
Сейчас я вам прочитаю стихотворение-загадку, а вы попробуйте догадаться – о чём и о ком мы сегодня будем говорить. СЛАЙД
Это очень странный сад,
Звери в клетках там сидят,
Его парком называют,
Люди в парке отдыхают.
Там укрытия, вольеры,
За забором ходят звери.
Как мы этот парк зовем
И смотреть зверей идем? (зоопарк)
- Кто знает, что такое зоопарк?
- из каких двух слов состоит слово ЗООПАРК?
Зоопарк – сложное слово, оно состоит из двух частей: зоо и парк.
- Кто знает, что значит слово зоо? (зоологический, животный).
- А что такое парк?
Получается зоопарк – парк для животных.
- Кто из вас был в зоопарке?
- Подумайте, зачем нужны зоопарки? (изучать животных и птиц; изучать повадки животных; увидеть животных из других стран, узнать редких животных ...)
- Как называют обитателей (жителей) зоопарка? (животные, звери, птицы, насекомые)
- Ребята, сегодня я получила письмо и удивительные фотографии.
Догадайтесь от кого письмо:
ЗАГАДКА
Он не знает ничего.
Вы все знаете его.
Мне ответьте без утайки,
Как зовут его...? (Незнайка)
СЛАЙД
Логопед читает письмо на экране:
“Дорогие ребята! Недавно я был в зоопарке и сделал прекрасные фотографии.
Полюбуйтесь ими. Ваш Незнайка”
(на слайде появляются чудо-животные)
Логопед: С письмом всё понятно, а вот в фотографиях я совсем запуталась.
Давайте вместе разберёмся, каких животных увидел Незнайка в зоопарке.
ЗАДАНИЕ 1:
образование относительных прилагательных
1. (работа со слайдами)
- голова чья? (голова коровы) СЛАЙД
- Как можно сказать по- другому? (коровья)
- Туловище чье? (туловище леопарда)
- Хвост чей? (хвост зебры)
Каких животных увидел Незнайка на этих фотографиях?
(назовите животных слева направо). Отвечаем полным предложением.
.
Переходим к следующей фотографии: СЛАЙД
- голова чья? (голова свиньи)
- туловище чьё? (туловище рыбы, рыбье)
- Хвост чей? (хвост лошади, лошадиный)
Каких животных увидел Незнайка на этих фотографиях?
Вспомните и назовите всех животных, которых увидел Незнайка.
Логопед: Ребята, я предлагаю всем нам посетить зоопарк и тоже посмотреть на животных и птиц, которые живут в зоопарке. Но чтобы идти в зоопарк надо знать правила поведения. СЛАЙД
Попробуйте самостоятельно с опорой на картинку-схему составить правила.
(дети формулируют по-порядку правила) СЛАЙД-схема
Варианты ответа:
- в зоопарке нельзя кормить животных
- в зоопарке нельзя кривляться и дразнить животных (почему?)
- в зоопарке нельзя громко кричать
- в зоопарке нельзя просовывать руки в клетки, перелезать за ограждения
- в зоопарке нельзя фотографировать со вспышкой (почему)?
- в зоопарке нельзя мусорить.
Логопед: Все правила повторили, пора в путь (идут под веселую музыку).
СЛАЙД
Останавливаются. СЛАЙД
ЛОГОПЕД Ребята, здесь объявление ( читает). “Зоопарк не работает, т.к. Незнайка открыл клетки и выпустил животных”
ЛОГОПЕД Что же нам делать?
(звучит телефонный звонок) СЛАЙД
ЛОГОПЕД Алло! Кто это? СЛАЙД
Ребята – это директор зоопарка. Он говорит, что зоопарк заработает только тогда, когда соберутся все животные.
Обратите внимание – все клетки пустые. СЛАЙД
ЗАДАНИЕ 2 “НАЙДИ ЖИВОТНЫХ”
Давайте поможем найти и собрать всех животных вместе. Но искать надо спокойно и аккуратно. Потому что это может быть опасно.
Итак, спокойно разошлись и ищем животных. Кто нашёл, подходит ко мне и говорит, кого нашел и сколько. - Я нашла шесть попугаев
- Я поймала одну обезьяну...
ЗАДАНИЕ 3 “ПОСЧИТАЕМ ЖИВОТНЫХ И ПТИЦ”
Встаньте по-порядку... ( Ребята встают по - порядку от 1 до 10. Затем считаются:1 бегемот, две обезьяны, три жирафа...)
Всех животных собрали. Давайте запустим их в клетки.
ЗАДАНИЕ 4 “ОПРЕДЕЛИТЬ КОЛИЧЕСТВО СЛОГОВ”
Ребята, сейчас вы должны определить количество слогов в названии вашего животного и найти соответствующую клетку. Каждый обруч – это клетка с табличками – слогами (В слове - бегемот – 3 слога...). Ребята занимают соответствующие клетки. Проверка.
Посмотрите на экран – все наши животные заняли свои клетки. СЛАЙД
Ребята, и с этим заданием вы справились. Предлагаю вам сесть на свои места.
Ребята, очень часто в зоопарке мы можем не видеть животных, т.к. они или отдыхают или прячутся. Но мы можем их услышать. Давайте, попробуем по голосу угадать животных. СЛАЙД
ЗАДАНИЕ 5 “УГАДАЙ, ЧЕЙ ГОЛОС” 5 СЛАЙДОВ
(свинья, волк, тигр, осёл, медведь)
Мы собрали всех животных в зоопарке, расселили по клеткам, угадали их по голосам. Но зоопарк еще не работает. Нам необходимо ответить на вопросы, показать свои знания о животных. Вы готовы ? СЛАЙД
БЕСЕДА
- Как можно разделить животных по отношению к людям? (дикие – домашние)
- Где живут домашние животные?
- Назовите домашних животных... СЛАЙД
- Где живут дикие животные ? (дикие животные живут на природе, на воле).
Дикие животные могут обитать в тундре, в лесу, в степях, в пустынях и других уголках природы СЛАЙД+СЛАЙД+СЛАЙД
А теперь я вас проверю.
- Угадайте, где могут обитать дикие животные на данном слайде? СЛАЙД
- назовите животных, которые обитают в холодных странах.... СЛАЙД
- догадайтесь, где могут еще обитать животные СЛАЙД
- назовите животных, которые живут в жарких странах СЛАЙД
- какие животные обитают в лесной полосе? СЛАЙД
ЗАДАНИЕ 6 “ЧЕТВЁРТЫЙ ЛИШНИЙ”
А теперь проверим, кто из вас самый внимательный. При ответе используем волшебное слово ПОТОМУ ЧТО
- кто лишний - почему? 3 СЛАЙДА
Ребята, здесь записка от директора зоопарка. СЛАЙД
“Ребята, вы должны помочь сотрудникам зоопарка покормить животных”
- Ребята, а вы знаете, чем питаются животные и птицы? СЛАЙД
ВОПРОСЫ
- как называются животные, которые питаются мясом (мелкими животными)?
Назовите хищников ... (после ответов детей) СЛАЙД
- как называются животные, которые питаются растительностью?
Назовите травоядных животных... (после ответов детей) СЛАЙД
- как называются животные, которые питаются всем и мясом и растениями?
Назовите всеядных животных... СЛАЙД
Прежде чем вы будете выполнять следующее задание – надо немного поразмяться.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
СЛАЙД (на каждый куплет меняется животное- жираф, слон, кошка, зебра)
ЗАДАНИЕ 7 “КТО ЧЕМ ПИТАЕТСЯ” - (работа с карточками) СЛАЙД
провести стрелки от продуктов к животному.
Проверка: (работа со слайдом- выходят стрелки на каждый ответ)
Отвечаем полным предложением
- чем питается обезьяна? Обезьяна питается бананами...
- чем вы угостили льва? Льва угостили мясом....
- что любит кролик?
- что приготовили для тюленя?
- назовите любимое блюдо панды
- Назовите лакомство для слона.
Ребята, директор зоопарка прислал вам еще задание.
ЗАДАНИЕ 8 “СОБРАТЬ ПАЗЛЫ” | (СЛОВООБРАЗОВАНИЕ) |
- у кого слон? | У меня слон |
- Если у слона большие уши, то его называют | большеухим |
- Если у обезьяны... длинный хвост ..... | длиннохвостая |
- Если у крокодила острые зубы – | острозубый |
- Если у верблюда два горба – | двугорбый |
- Если у жирафа длинная шея – | длинношее |
- Если у носорога толстая кожа – | толстокожий |
- Если у зебры полоски – её называют | полосатая |
- Если у леопарда пятна на шкуре – | пятнистый |
- Если у кенгуру есть сумка (где у кенгуру сумка ? - на животе) – сумчатое
Логопед: Ребята, мне кажется, что мы замечательно справились со своей работой, помогли сотрудникам зоопарка.
Пока вы выполняли поручения к нам пришло письмо от директора зоопарка.
Он благодарит вас за оказанную помощь. СЛАЙД
А в письме мега-раскраска “Зоопарк”, чтобы у вас в группе был свой зоопарк.
Но здесь есть определённое условие – принимают участие ребята всей группы.
СЛАЙД
(Ребятам передаётся письмо – раскраска)
А еще директор зоопарка предлагает вам все-таки прогуляться по зоопарку и посмотреть на прекрасный музей под открытым небом. СЛАЙД
РЕЛАКСАЦИЯ просмотр видеоряда про животных
СЛАЙДЫ С 36-66
Ребята, мы с вами замечательно прогулялись по зоопарку. Но нам пора домой, а животным пора отдыхать. Зоопарк закрывается. Попрощайтесь. СЛАЙД