Изучение природных явлений на уроках окружающего мира. Тема: "Почему радуга разноцветная?". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели урока: формировать начальные представления о свете и цвете, о причинах возникновения радуги; познакомить с цветами радуги, их последовательностью.

Планируемые результаты: учащиеся научаться перечислять цвета радуги в правильной последовательности с помощью мнемонического приёма.

Оборудование: наборы карточек с цветами радaуги, опорное предложение, круги с цветами, мобильный компьютерный класс, магнитная доска, электронное приложение к учебнику А. А. Плешакова «Окружающий мир»1 класс.

Этапы урока УУД Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Оргмомент.
2. Актуализация знаний
Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе.
Личностные: воспринимать речь учителя, непосредственно не обращённую к учащемуся.
Познавательные: умение слушать, извлекая нужную информацию, воспроизводить информацию по памяти.
– Вспомним, что мы изучали на прошлом уроке. Для этого послушайте стихотворение.
Было тихо, очень тихо-тихий час теней…
Лишь будильник робко тикал,
Мышь скреблась, сверчок пиликал,
Козлик мекал, кот мяукал,
Поросёнок дерзко хрюкал,
Бык ревел, и две собаки
Дружно вторили во мраке ржанию коней.
– Можно ли сказать, что было тихо? Почему? Как одним словом назвать, что слышалось? (звуки)
– О чём мы узнали на прошлом уроке? (Как возникают звуки.)
– При помощи модели расскажите, как возникают звуки. Почему надо беречь слух?
Дети слушают стихотворение, отвечают на вопросы, доказывают своё мнение, с помощью модели рассказывают, как возникают звуки.
Рассказывают о бережном отношении к слуху.
3. Создание ситуации успеха и постановка учебных задач

Работа по учебнику А. А. Плешакова «Окружающий мир» 1 класс 2часть, стр.40.

Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и отвечать на вопросы других.
Регулятивные: принимать и сохранять учебные задачи.
Познавательные: умение слушать и находить нужную информацию.
Личностные: положительное отношение к учёбе, желание приобретать новые знания, совершенствовать имеющиеся.
– Для человека вредны резкие, громкие звуки, а полезны звуки природы, щебетанье птиц, шум морского прибоя. И сегодня Муравьишка-Вопросик приглашает нас прогулку по лесу.
Вдруг набежали тучи, закапал дождик и на небе появилась красота!
– Что за семицветную дугу мы можем увидеть на небе?
Причитайте тему урока на стр.40
– Что узнаем нового?
– Кто видел радугу? Какая она?
– Как вы думаете, почему радуга разноцветная?
Определим учебные задачи нашего урока.
На доске:
1) Узнаем условия появления радуги.
2) Ответим на вопрос: почему радуга разноцветная?
3) Запомним цвета радуги.
Ученик читает заранее приготовленную загадку.

Что за чудо-красота!
Расписные ворота
Показались на пути,
В них не въехать, ни войти!
Солнце светит и смеётся,
И на землю дождик льётся.
И выходит на луга
Семицветная дуга!
Дети отгадывают загадку, находят тему в учебнике, строят свои предположения. Совместно с учителем определяют учебные задачи урока.

4. Организация
познавательной
деятельности по
решению учебных задач.

А) Проблемно-поисковая беседа.
Б) Рассказ учителя.
В)Демонстрационный
фильм с заданиями.
Г) Работа в парах.
Д) Игра.
Е) Работа в группе.

Личностные: оценивать собственную учебную деятельность, участвовать в творческом процессе.
Коммуникативные: вступать в учебный диалог, согласовывать усилия по достижению общей цели, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Регулятивные: корректировать свою деятельность, сравнивать с эталоном результаты деятельности, планировать решение учебных задач, организовывать самостоятельную деятельность, находить ошибки.
Познавательные: высказывать предположения, самостоятельно вести поиск информации в учебнике, устанавливать причинно-следственные связи, понимать информацию, представлять её в виде модели, совершенствовать навыки работы в Перволого.
– Почему мы сейчас не видим радугу?
– Что нужно, чтобы она появилась?
– Вспомните, при каких обстоятельствах вы видели радугу? Какая была погода?
– Какие чувства вызвало у вас появление радуги? (Показ картины природа с радугой на экране см. электронное приложение к учебнику)
– Слово «радуга» похоже на слово «радость». И в самом деле радостно бывает, когда на небе возникает удивительная дуга. «Райская дуга» – так в старину её называли и верили, что она приносит счастье. Ребята, вы правильно определили, что построили радугу солнечные лучи и дождевые капли.
Солнце светит сквозь падающий дождь, лучи его проходят сквозь дождевые капли, и на небе напротив солнца возникает цветная радуга.

– А теперь перейдём ко второй задаче и ответим на вопрос: почему радуга разноцветная?
– Найдите ответ в учебнике на стр. 41.
– Солнечный свет как бы белый, а на самом деле состоит из 7 цветов. Когда солнечный луч проходит через воздух, мы видим его как белый свет. Но вот на пути луча встретилась дождевая капля, которая действует как линза-призма. Проходя через каплю, луч распадается на 7 лучиков-цветов.

– А теперь перейдём к решению нашей 3 задаче: нам надо запомнить цвета радуги.
– Сколько их? (7)
Дело в том, что цвета располагаются в определённом порядке. Чтобы их запомнить есть специальная фраза-подсказка.
Найдите её в учебнике.
– Как может помочь эта фраза в запоминании цветов?

Проблемно-поисковая беседа: дети обсуждают и ищут ответ на вопросы.
При затруднении обращаются к учебнику.
Слушают рассказ учителя, прослушивают текст со слайда.

 

 

 

 

 

Дети самостоятельно ищут ответ в учебнике.

 

 

 

 

 


Самостоятельный поиск ответа в учебнике.
Перечисляют цвета.
Высказывают свои предположения.

Задания на экране.   Демонстрирует слайды с заданиями на интерактивной доске  (см. электронное приложение к учебнику, тема: почему радуга разноцветная?) Выполняют задания на интерактивной доске, проверяют результаты.
Игра, работа в группе.   Объясняет правила игры: дети делятся на группы, встают в круг и передают мяч по кругу правильно называя цвета радуги. Играют, передавая мяч по кругу и называя цвета.
Работа в парах.

 

 

Самостоятельная работа на компьютерах.

  Даёт инструкцию по составлению радуги из цветных полосок. Подведение итогов работы в парах.

 

– Проверим, внимательны ли вы были на уроке.
Нарисуйте в программе Перволого условия возникновения радуги. Можно рисовать схематически.

Выполняют задание, составляя из цветных разноцветных полосок радугу ( присутствуют полоски, которые не входят в цвета радуги)
Взаимопроверка.

Выполняют задание на компьютерах.

5. Подведение итогов.
Рефлексия
Личностные: оценивают собственную учебную деятельность.
Регулятивные: устанавливают причины ошибок.
Коммуникативные: высказывать свою точку зрения.
Познавательные: делать выводы.
– Со всеми ли учебными задачами мы справились?
– Что больше всего понравилось?
– Оцените свою работу на уроке цветом.
Представляют свои работы, анализируют и оценивают свою успешность работы на уроке цветом.
Красн. цв. – мне нужна помощь!
Жёлт. цв. – не всё получилось, как хотелось.
Зел. цв. – всё получилось!