Духовно-нравственное воспитание учащихся во внеурочной деятельности

Разделы: Внеклассная работа

Класс: 8


Воспитание — это создание условий для целенаправленного управления процессом развития личности.

Х.И. Лиметс

Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день.

Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания связана с тем, что в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера (это в первую очередь средства массовой коммуникации и информации, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства молодого человека, на его формирующуюся сферу нравственности.

Актуальность духовно-нравственного воспитания.

Во-первых, общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
Во-вторых, в современном мире ребёнок развивается, окружённый множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера на ещё только формирующуюся сферу нравственности.
В-третьих, нравственные знания информируют ребёнка о нормах поведения в современном обществе, дают представления о последствиях нарушения этих норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Одним из направлений внеурочной деятельности в среднем звене является духовно – нравственное воспитание. Что же такое духовность и нравственность? Духовность – это устремление человека к тем или иным высшим ценностям и смыслу, идеалу, стремление человека переделать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу и внутренне освободиться от обыденности". ( В. И. Даль)
Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром. Нравственность — внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.
( С.И.Ожёгов, Н.Ю.Шведова «Толковый словарь русского языка»)
Нравственность – это компонент культуры, содержанием которого выступают этические ценности, составляющие основу сознания.
Нравственность – это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это способы и приёмы передачи вовне своего внутреннего духовного мира.

Задачи духовно-нравственного воспитания

1. Гармоничное духовное развитие личности, привитие ей основополагающих принципов нравственности, доброты, честности, желания заботиться о ближнем, уважение к старшим.
2. Усвоение лучших моральных и нравственных принципов, выработанных человечеством на протяжении своей истории, сохранение исторической преемственности поколений; воспитание патриотов России.
3. Сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества; развитие национальной культуры; воспитание граждан демократического государства, уважающих права и свободы личности; объединение усилий семьи, ОУ в воспитании детей.

Внеучебная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации – это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе. Она способствует реализации требований федеральных образовательных стандартов общего образования. Её преимущества: предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни

Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия.

Все сказанное учитывается в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования II поколения, а именно в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»: «Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России». ФГОС предусматривает реализацию основной образовательной программы через урочную и внеурочную деятельность. Одной из моделей организации внеурочной деятельности является кружковая работа. Ее реализация осуществляется через мероприятия, проводимые во внеурочное время.

Вопросы воспитания нравственности были, есть и будут самыми важными актуальными для становления будущей личности.

Цель работы внеурочной деятельности – создание условий для формирования у детей положительного социального опыта, навыков культуры общения, стремления прийти на помощь к тем, кто в этом нуждается, оценки своих знаний, умений, достоинств и недостатков характера, поступков и отношений с другими людьми – этому учит толерантность. Данная цель предполагает решение следующих задач:

– дать почувствовать себя полноправным гражданином своей страны;
– способствовать воспитанию положительного отношения к школе, коллективной жизни;
– укреплять веру каждого обучающегося, ученика в свои силы и возможности;
– воспитывать любовь к родным местам, формировать чувства причастности к родному краю, чувства патриотизма.

Существуют разные формы занятий, которые реализуются в нашей школе:

1. Краеведческий кружок.
2. Кружок «Православная культура».
3. Семинары.
4. Лекции.
5. Встречи с духовными лицами.6.Экскурсиии.

Практическая часть занятий (выход в социум)

Дети получают информацию разными путями. Народные игры и сказки имеют познавательную ценность. Они многое могут рассказать детям о мире, в котором они живут, об их стране. Знакомство с православной культурой даёт представление о народных традициях, обрядах, учит бережному, трепетному отношению к родной природе, своим предкам к своей семье. Изучение культуры родной страны дает представление о религии, живописи( иконописи), архитектуре и зодчестве (соборах, храмах, церквях, монастырях), жизни святых. Большое значение придается встречам с духовными лицами, посещение службы в храмах, церквях. Где ребята наглядно видят духовность и нравственность.

В нравственном воспитании учащихся весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них нравственных чувств.

Приобщение к народным традициям и праздникам осуществляется через проведение таких мероприятий как: "Русская масленица" и рождественская "Широкая масленица", «Коляда», « Посиделки». выставка рисунков на тему "Волшебница-Зима". Патриотическое воспитание является частью духовного воспитания. В рамках патриотического воспитания проводятся: « Уроки мужества», встречи с ветеранами, интересными людьми села.

В школе ведется историко-краеведческий кружок «Начало».

Имеется авторская краеведческая программа «Начало» учителя Ханбековой Г.П. Рассчитана на 68 часов для 5-8 классов, а в 9-11 классах работает краеведческое объединение «Начало». Включает теоретическую и практическую часть. Программа реализуется с 2012 года, способствует гражданско-патриотическому воспитанию учащихся. Имеет положительные результаты. На первом уровне ребята получают теоретические знания по истории родного края. Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества, происходит через беседы с учителем, родителями, коллективные трудовые и творческие дела. Результат третьего уровня выход в социум. Ребята принимают активное участие в окружных краеведческих конкурсах. НПК, краеведческих Головкинских чтениях, районных Малышевских чтениях, постоянно занимают призовые места. А так же социальных проектах. Ведется поисковая работа, был найден блокнот военных стихов И.М.Савельева, бывшего директора нашей школы, учителя-фронтовика. Команда « Начало» постоянно принимает участие в областных слетах активистов школьных музеев и областных Фестивалях. Сотрудничаем с 2006года с Самарским Областным центром детско-юношеского туризма и краеведения.

В 2013-2014гг. на областных Фестивалях активистов школьных музеев историко-краеведческой направленности наша команда заняла 1место. Работаем с районным Сергиевским музеем с музеем санатория СМВ, районным архивом. В школьном музее « Начало» проходят встречи с ветеранами, уроки мужества, экскурсии, интегрированные уроки. Материал музея используется для внеклассных мероприятий, внеурочной деятельности, краеведческого кружка, летописи школы.

Процесс становления личности и её нравственной сферы не может быть ограничен возрастными рамками. Он продолжается и видоизменяется всю жизнь.

Духовно-нравственное воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса в школе, что помогает воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, помогает усваивать нормы поведения в обществе.

Литература:

1. Соловцова И.А. Духовное воспитание школьников: проблемы, перспективы, технологии./ И.А.Соловцова //Учебно-методическое пособие для педагогов и студентов. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2004. – С. 49.
2. Чернилевский Д.В. Духовно-нравственные ценности образовательной системы России XXI века./ Д.В.Чернилевский – М.: РИО МГТА, 2003.
3. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». ФГОС второго поколения.