Воспитание — это создание условий для целенаправленного управления процессом развития личности.
Х.И. Лиметс
Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день.
Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания связана с тем, что в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера (это в первую очередь средства массовой коммуникации и информации, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства молодого человека, на его формирующуюся сферу нравственности.
Актуальность духовно-нравственного воспитания.
Во-первых, общество нуждается в
подготовке широко образованных, высоко
нравственных людей, обладающих не только
знаниями, но и прекрасными чертами личности.
Во-вторых, в современном мире ребёнок
развивается, окружённый множеством
разнообразных источников сильного воздействия
на него как позитивного, так и негативного
характера на ещё только формирующуюся сферу
нравственности.
В-третьих, нравственные знания
информируют ребёнка о нормах поведения в
современном обществе, дают представления о
последствиях нарушения этих норм или
последствиях данного поступка для окружающих
людей.
Одним из направлений внеурочной деятельности в
среднем звене является духовно – нравственное
воспитание. Что же такое духовность и
нравственность? Духовность – это устремление
человека к тем или иным высшим ценностям и
смыслу, идеалу, стремление человека переделать
себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу и
внутренне освободиться от обыденности". ( В. И.
Даль)
Духовность проявляется в стремлении человека
строить свои отношения с окружающим миром на
основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь
на основе гармонии с окружающим миром.
Нравственность — внутренние, духовные качества,
которыми руководствуется человек, этические
нормы; правила поведения, определяемые этими
качествами.
( С.И.Ожёгов, Н.Ю.Шведова «Толковый словарь
русского языка»)
Нравственность – это компонент культуры,
содержанием которого выступают этические
ценности, составляющие основу сознания.
Нравственность – это способность человека
действовать, думать и чувствовать в соответствии
со своим духовным началом, это способы и приёмы
передачи вовне своего внутреннего духовного
мира.
Задачи духовно-нравственного воспитания
1. Гармоничное духовное развитие личности,
привитие ей основополагающих принципов
нравственности, доброты, честности, желания
заботиться о ближнем, уважение к старшим.
2. Усвоение лучших моральных и нравственных
принципов, выработанных человечеством на
протяжении своей истории, сохранение
исторической преемственности поколений;
воспитание патриотов России.
3. Сохранение и приумножение нравственных,
культурных и научных ценностей общества;
развитие национальной культуры; воспитание
граждан демократического государства, уважающих
права и свободы личности; объединение усилий
семьи, ОУ в воспитании детей.
Внеучебная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации – это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе. Она способствует реализации требований федеральных образовательных стандартов общего образования. Её преимущества: предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни
Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия.
Все сказанное учитывается в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования II поколения, а именно в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»: «Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России». ФГОС предусматривает реализацию основной образовательной программы через урочную и внеурочную деятельность. Одной из моделей организации внеурочной деятельности является кружковая работа. Ее реализация осуществляется через мероприятия, проводимые во внеурочное время.
Вопросы воспитания нравственности были, есть и будут самыми важными актуальными для становления будущей личности.
Цель работы внеурочной деятельности – создание условий для формирования у детей положительного социального опыта, навыков культуры общения, стремления прийти на помощь к тем, кто в этом нуждается, оценки своих знаний, умений, достоинств и недостатков характера, поступков и отношений с другими людьми – этому учит толерантность. Данная цель предполагает решение следующих задач:
– дать почувствовать себя полноправным
гражданином своей страны;
– способствовать воспитанию положительного
отношения к школе, коллективной жизни;
– укреплять веру каждого обучающегося, ученика в
свои силы и возможности;
– воспитывать любовь к родным местам,
формировать чувства причастности к родному краю,
чувства патриотизма.
Существуют разные формы занятий, которые реализуются в нашей школе:
1. Краеведческий кружок.
2. Кружок «Православная культура».
3. Семинары.
4. Лекции.
5. Встречи с духовными лицами.6.Экскурсиии.
Практическая часть занятий (выход в социум)
Дети получают информацию разными путями. Народные игры и сказки имеют познавательную ценность. Они многое могут рассказать детям о мире, в котором они живут, об их стране. Знакомство с православной культурой даёт представление о народных традициях, обрядах, учит бережному, трепетному отношению к родной природе, своим предкам к своей семье. Изучение культуры родной страны дает представление о религии, живописи( иконописи), архитектуре и зодчестве (соборах, храмах, церквях, монастырях), жизни святых. Большое значение придается встречам с духовными лицами, посещение службы в храмах, церквях. Где ребята наглядно видят духовность и нравственность.
В нравственном воспитании учащихся весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них нравственных чувств.
Приобщение к народным традициям и праздникам осуществляется через проведение таких мероприятий как: "Русская масленица" и рождественская "Широкая масленица", «Коляда», « Посиделки». выставка рисунков на тему "Волшебница-Зима". Патриотическое воспитание является частью духовного воспитания. В рамках патриотического воспитания проводятся: « Уроки мужества», встречи с ветеранами, интересными людьми села.
В школе ведется историко-краеведческий кружок «Начало».
Имеется авторская краеведческая программа «Начало» учителя Ханбековой Г.П. Рассчитана на 68 часов для 5-8 классов, а в 9-11 классах работает краеведческое объединение «Начало». Включает теоретическую и практическую часть. Программа реализуется с 2012 года, способствует гражданско-патриотическому воспитанию учащихся. Имеет положительные результаты. На первом уровне ребята получают теоретические знания по истории родного края. Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества, происходит через беседы с учителем, родителями, коллективные трудовые и творческие дела. Результат третьего уровня выход в социум. Ребята принимают активное участие в окружных краеведческих конкурсах. НПК, краеведческих Головкинских чтениях, районных Малышевских чтениях, постоянно занимают призовые места. А так же социальных проектах. Ведется поисковая работа, был найден блокнот военных стихов И.М.Савельева, бывшего директора нашей школы, учителя-фронтовика. Команда « Начало» постоянно принимает участие в областных слетах активистов школьных музеев и областных Фестивалях. Сотрудничаем с 2006года с Самарским Областным центром детско-юношеского туризма и краеведения.
В 2013-2014гг. на областных Фестивалях активистов школьных музеев историко-краеведческой направленности наша команда заняла 1место. Работаем с районным Сергиевским музеем с музеем санатория СМВ, районным архивом. В школьном музее « Начало» проходят встречи с ветеранами, уроки мужества, экскурсии, интегрированные уроки. Материал музея используется для внеклассных мероприятий, внеурочной деятельности, краеведческого кружка, летописи школы.
Процесс становления личности и её нравственной сферы не может быть ограничен возрастными рамками. Он продолжается и видоизменяется всю жизнь.
Духовно-нравственное воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса в школе, что помогает воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, помогает усваивать нормы поведения в обществе.
Литература:
1. Соловцова И.А. Духовное воспитание
школьников: проблемы, перспективы, технологии./
И.А.Соловцова //Учебно-методическое пособие для
педагогов и студентов. – Волгоград: Изд-во ВГИПК
РО, 2004. – С. 49.
2. Чернилевский Д.В. Духовно-нравственные
ценности образовательной системы России XXI века./
Д.В.Чернилевский – М.: РИО МГТА, 2003.
3. «Концепция духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России». ФГОС
второго поколения.