Цель урока: раскрыть значимость колокольных звонов в истории и культуре русского народа. Познакомить учащихся с видами колокольного звона, с историей возникновения колоколов.
Задачи:
- Образовательные:
- познакомить с особенностями звукоизвлечения и разнообразием колокольных звонов;
- сформировать первоначальные знания о колоколах и истории их возникновения на Руси;
- закрепить полученные знания и подготовить учащихся к разговору о колокольных звонах в композиторской музыке.
- Развивающие:
- формировать умение различать колокольные звоны;
- способствовать развитию целостного музыкального мышления на основе сотворческого восприятия их в самостоятельном опыте;
- развивать творческие способности через организацию разных видов музыкальной деятельности.
- Воспитательные:
- способствовать формированию слушательской культуры учащихся на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;
- воспитать бережное отношение к русским традициям и исторически сложившемуся уважению русского народа, почитающего колокол, как символ русской земли;
- способствовать развитию творческой активности учащихся.
Учебные универсальные действия:
Личностные УУД:
– выражать свое отношение, чувства, эмоции к
прослушанному музыкальному произведению,
аргументируя личностными ощущениями;
– опираться на собственные предпочтения и свой
личностный субъективный опыт, на свои интересы,
склонности, устремления, индивидуально значимые
ценности и учиться максимально использовать его,
а не просто безоговорочно принимать, что говорит
учитель
Регулятивные УУД:
– определять тему урока;
– анализировать музыкальное произведение на
основе средств музыкальной выразительности;
– оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной целью.
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной форме;
– участвовать в диалоге;
– слушать и понимать позицию друг друга.
Познавательные УУД:
– уметь извлекать информацию из
музыкальных, художественных и поэтических
иллюстраций;
– выявлять сущность и особенность музыкального
произведения;
– уметь на основе анализа делать выводы.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов действий.
Форма урока: фронтальная, групповая.
Методы: словесный, сравнения, эмоциональной драматургии, слуховой наглядности, зрительской наглядности, музыкальное обобщение.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, музыкальный центр, фортепиано.
Виды деятельности: слушание, исполнение, размышление.
Формы организации познавательной деятельности:
1. Фронтальная.
2. Групповая.
3. Коллективная.
Оборудование:
Технический ряд: компьютер, проектор.
Зрительный ряд: Презентация.
Музыкальный ряд:
- М.Мусоргский «Великий колокольный звон».
- Колокольный звон «Благовест».
- Колокольный звон «Набат».
- Колокольный звон «Трезвон».
- Муз. народная, сл. И Козлова «Вечерний звон».
- Муз. Г.Струве, сл.Н.Соловьевой «Моя Россия» (спрашивайте материал у автора статьи. Прим. ред.)
Литературный ряд:
- Ю.Сомов «Звон колоколов» – стихотворение.
- С.Есенин «Колокол дремавший» – стихотворение.
Дидактический материал:
- Текст стихотворения Ю.Сомова «Звон колоколов».
- Текст стихотворения С.Есенина «Колокол дремавший».
- Учебник «Музыка» 2 класс /Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина/
- Карточки с определением колокольного звона.
- Колокольчики разного цвета.
Урок музыки – урок искусства и импровизационность, вариативность, индивидуальность – неотъемлемые и необходимые его качества. При организации материала учитель стремится к тому, чтобы учащиеся не просто усвоили знания, а вывели их в процессе постигающего мышления, реального и мысленного эксперементирования, выявления существенных связей и отношений между элементами своей деятельности, рефлексируя в общении на уроке.
Ход урока
У. Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок, тему которого мы определим вместе с вами. Давайте прочитаем стихотворение Ю.Сомова
Презентация. Слайд 1 /Текст стихотворения/ «Звон колоколов»
Когда ты слышишь звон колоколов,
Душа вдруг замирает бесконечно.
И в этот миг о тяжести оков
Не думаешь, а думаешь о Вечном.
По капельке вливается в тебя
Душевная живительная влага.
И хочется обнять весь мир, любя,
И раствориться в нем, другим во благо!
– Так о чем мы с вами будем говорить на
уроке?
Д. Мы будем говорить на уроке о
колокольном звоне.
У. Как вы думаете, какая тема нашего
сегодняшнего урока?
Д. Тема нашего урока – колокольный звон.
У. Молодцы. Мне осталось лишь добавить
одно слово – «Великий колокольный звон».
Слайд 2 /Тема урока/
– Сегодня на уроке мы будем говорить о звоне
колоколов, колокольчиков и выяснять, когда
появился колокольный звон, где его можно
услышать, а также поговорим о его разновидностях
и о том, какое место он занимал и занимает в жизни
человека. Мы сегодня научимся различать виды
колокольного звона и отличать их друг от друга.
– Предлагаю послушать вступление к опере «Борис
Годунов», автором которого является
М.П.Мусоргский.
Слайд 3 / «Великий колокольный звон» М.Мусоргского/Слушание: вступление к опере М.Мусоргского «Борис Годунов»
У. Какая музыка сейчас звучала?
Д.Звучал колокольный звон.
У. Вы услышали именно звук колоколов или
что-то еще?
Д. Звуки музыкальных инструментов,
которые подражают колокольному звону.
У. Какие инструменты или группы
инструментов имитировали колокольный звон?
Д. Колокольный звон передали духовые
инструменты, струнные смычковые, оркестр.
У.Как вы думаете, какие по размеру
колокола прозвучали в этом музыкальном отрывке?
Д. Колокола большие и маленькие.
У. Как вы смогли определить?
Д. Низкие звуки – большие колокола,
высокие звуки – маленькие колокола.
У. Какое настроение передали нам
колокола?
Д. Колокола предали настроение радости,
праздника, торжества.
У. Колокола появились на Руси еще в
древние времена. Выглядели они по-разному.
Слайд 4 /Колокола/
По преданию, в IV веке монах заболел и пошел в лес за лечебными травами. Устав, он прилег на траву и задремал. Сквозь сон монах услышал удивительную музыку. (Звучит колокольчик). Даже скорее не музыку, а перезвон. Монах почувствовал, что от этого перезвона болезнь куда-то уходит, и он начинает выздоравливать. Когда же он открыл глаза, то увидел, что возле самого его уха качается знакомый цветок. Какой?
Слайд 5 /Колокольчик/
Д. Колокольчик
У. И монах решил, что именно голос цветка
помог ему. Он вернулся в монастырь и сделал копию
этого цветка, отлив его из металла.
Слайд 5 /Колокольчик и колокол/
У. Про колокола и колокольные звоны в
старину говорили много добрых, красивых
слов. Так, например, колокола называли русским
чудом, а про колокольный звон говорили, что это
голос Родины.
О чем нам может говорить голос Родины –
колокольный звон?
Д. Колокольный звон может говорить о
добре, о любви, о горе, о печали.
У. Когда нам может говорить колокол о
печали, о горе?
Д. Когда война или пожар.
У. Каким голосом будет с нами
разговаривать колокол о горе и печали?
Д. Колокол будет разговаривать низким и
громким голосом.
У. А когда колокол может говорить нам о
радости и любви?
Д. Когда победа, хорошая новость,
радость.
У. Каким голосом будет с нами
разговаривать колокол о победе и хорошей
новости?
Д.Колокол будет разговаривать нежным,
тихим, добрым, ласковым голосом.
У.Вы, ребята, сейчас дали характеристику
каждому колокольному голосу. Другими словами, вы
назвали ТЕМБР голоса. Тембр –
окраска звука. У большого колокола тембр
будет низким, у маленького колокола тембр будет
высоким.
Слайд 6 /Колокола/
У. У колоколов, как у людей, есть свои имена, своя судьба. Их даже одушевляли, сравнивали с человеком. Смотрите, как он устроен: тулово, ухо и язык. И его голос, как у человека – поет и в нем есть душа.
Существует несколько видов колокольных звонов.
С некоторыми мы сегодня познакомимся и будем
учиться различать, вслушиваясь в их звучание.
Вслушайтесь в строчки поэтического текста
С.Есенина, они вам помогут узнать вид
колокольного звона.
Читаем стихотворение С.Есенина «Колокол дремавший…»
Колокол дремавший разбудил поля,
Улыбнулась солнцу сонная земля.
Понеслись удары к синим небесам,
Звонко раздается голос по лесам.
Скрылась за рекою бледная луна.
Звонко побежала резвая волна.
Тихая долина отгоняет сон,
Где-то за рекою Благовеста звон.
У. О каком колокольном звоне идет речь
в стихотворении?
Д. В стихотворении идет речь о звоне –
Благовест.
У. Благовест – название этого
звона происходит от двух слов «Благая
весть».
Что означают эти слова?
Д. Радостная, добрая новость.
Слайд 7 /Благовест/
У. Благо = добро, радость, праздник
Вест = весть – добрая весть.
Благовест оповещает о хороших новостях, о победе над врагом, о празднике, о торжественном событии. Звучит при помощи одиночных редких ударов в один колокол. Послушайте колокольный звон Благовест и определите его характер.
Слушание: Колокольный звон «Благовест»
У. Какой характер колокольного
звона «Благовест»?
Д. Характер полетности, радости,
светлый звон.
Повторное слушание: Колокольный звон «Благовест».
У. Сейчас прозвучит еще один вид колокольного звона. Послушайте и определите характер его звучания.
Слушание: Колокольный звон «Набат»
У. Какой характер звучания этого
звона?
Д. Колокольный звон передает характер
тревоги, волнения.
У. О чем оповещает этот звон?
Д. Оповещает о горе, беде, страданиях.
Слайд 8 /Набат/
У. Этот колокольный звон называется Набат – вид колокольного звона, который представляет собой тревожные сигналы о бедствии (о пожаре, о нападении врага). Звучит при помощи частых ударов в один колокол.
Повторное слушание: Колокольный звон «Набат»
У. И еще один вид колокольного звона, с которым мы сегодня познакомимся. Давайте послушаем, как звучит этот вид колокольного звона, и какой характер этого звона.
Слушание: Колокольный звон «Трезвон»
У. Какой характер звучания этого
звона?
Д. Колокольный звон передает
характер радости, праздника, звучит звонко.
У. А чем отличается этот звон от
Благовеста и Набата?
Д. В этом колокольном звоне много
колоколов разных тембров звонят одновременно.
У. Какое настроение передает этот звон?
Д. Настроение праздника, радости.
Слайд 9 /Трезвон/
У. Этот колокольный звон называется Трезвон – самый сложный вид колокольного звона – звонят во все колокола, которые мы можем услышать во время радостных событий и праздников.
Повторное слушание: Колокольный звон «Трезвон»
У. Итак, ребята, с какими видами
колокольного звона мы познакомились?
Д. Мы познакомились с колокольными
звонами: Благовест, Набат, Трезвон.
У. А чтоб дальше продолжить
заниматься,
Пришло время нам размяться!
Мы не только отдохнем, а еще и закрепим виды
колокольного звона, которые мы с вами изучили. И
при помощи движений, мимики и пластики попробуем
передать особенности их звучания.
Слайд 10 /Физминутка/
Физминутка:
Вот звонит колокольный звон:
Бом-бом, бом-бом.
Созовет он весь народ –
Бом-бом, бом-бом.
Зазвучал Благовест:
Динь-дон, динь-дон,
О победе над врагом
Динь-дон, динь-дон.
А теперь Трезвон:
Дили-дон, дили-дон.
Колокольный перезвон –
Дили-дон, дили-дон.
У. Молодцы! Мы с вами сумели при помощи мимики, движений и пластики передать главные особенности колокольных звонов: Благовеста, Набата и Трезвона.
Слайд 11 /Колокола/
У. В народе по особому, с любовью и
гордостью относились к колоколам – что даже
давали им имена – Сысой, Георгий, Гавриил, Лебедь,
Медведь, Царь-колокол. Названия деталей колокола
тоже звучат по-человечески: плечо, ушко, язык.
Колокола умеют говорить.
Да и судьба колокола, что судьба человеческая –
колокола подвергались наказанию: их били кнутом,
зарывали в землю, отбивали уши, вырывали язык.
Говорят, что один колокол испугал коня царя Ивана
Грозного и тот велел отрубить колоколу уши.
Слайд 12 /Звонница/
У. Ребята, вы видите на слайде дом, в
котором живут колокола. Как он называется?
Д.Этот дом называется колокольня.
У.Еще у этого здания есть второе
название – ЗВОННИЦА. Почему его так
называют?
Д. Колокола звонят! Мы слышим
колокольные звоны.
У.А кто руководит этим чудным ансамблем
колоколов?
Мы знаем, что музыканта, играющего на пианино
называют – пианист,
На скрипке – скрипач,
На гуслях – гусляр,
На колоколах – звонарь.
Слайд 13 /Звонарь/
Чтобы заставить дружно и слаженно звучать этот
ансамбль, необходимо учиться в специальной школе
звонарей. Колокольный звон – это целая наука.
Сейчас мы с вами попытаемся представить, что
находимся в школе звонарей на первом уроке. Перед
вами на каждой парте находятся
карточки-определения услышанной колокольной
музыки.
Первый ряд, работая в паре с соседом, находит
слова, которые относятся к звону Благовест.
Второй ряд – к звону Набат.
Третий ряд – к звону Трезвон.
Все определения наклеиваем на листок в форме
колокола.
Работа парами. Проверка определений.
Слайд 14 /И.Левитан «Вечерний звон»/
У. Тема колоколов волновала и
интересовала поэтов, музыкантов, художников.
Сможем ли мы услышать колокольный звон в
картинах художников?
В учебнике на стр.38 есть иллюстрации картин
русского художника Исаака Левитана «Вечерний
звон». Давайте внимательно рассмотрим, что
изображено на картине.
Разбор картины: что изображено? (церкви,
вечер, наверное художник слышал колокола, когда
писал картину), какие цвета использовал художник?
Рассмотрев картину, попробуем и мы услышать
колокольные звоны. А помогут нам в этом
слова-подсказки, которые даны у вас в учебнике на
цветных плашках.
Д. На картине «Вечерний звон»
колокольный звон будет задушевным, нежным,
радостным, задумчивым.
У. А сейчас прозвучит песня, написанная
на народную музыку и стихи И.Козлова.
Слушание песни «Вечерний звон»
У. Как вы думаете – как называется
песня?
Д. Песня называется «Вечерний
звон»
У. Эти произведения появились на свет
отдельно друг от друга, но если совместить два
«Вечерних звона», то можно найти много
интересных совпадений. В чем заключаются эти
совпадения?
Д. В картине и в песне говорится о
колокольном звоне.
У. Какое внутренне ваше душевное
состояние, когда вы смотрите на картину и
слушаете музыку?
Д. Состояние спокойствия, доброты,
покоя.
У. Но главная общая черта этих двух
произведений в их содержании. Что воспели в своих
творениях: художник в картине, поэт в стихах,
народ в музыке?
Д. Воспели любовь к Родине.
Слайд 15 /Колокола/
У. Люди всегда с большим уважением и любовью относились к колоколам. Послушайте, как это сказано в стихах:
Колокола! Ваш звучный звон –
Язык земли, меня вскормившей.
Живёт в вас радость, клич и стон,
Как отголосок жизни бывшей.
Колокола – Руси венец,
Червоным золотом горящий.
Ваш звон – связующая нить
Меж будущим и настоящим.
Г. Голуб
Мы тоже с вами знаем песню, в которой прославляется наша Родина.
Исполнение песни «Моя Россия» (спрашивайте материал у автора статьи. Прим. ред.)
У. Вот и подошел к концу наш урок. Чему
он был посвящен?
Д. Урок посвящен колокольному звону.
У. С какими видами колокольного
звона мы познакомились?
Д. Мы познакомились с колокольными
звонами – Благовест, Набат, Трезвон.
У. Ребята, у вас на партах лежат
колокольчики разных цветов – красный, зеленый,
синий. Если вам очень понравился урок – возьмите
красный колокольчик; если не очень понравился
урок – возьмите зеленый колокольчик; если вам
урок не понравился – возьмите синий колокольчик.
На выбранном колокольчике напишите, как он
звучит.
А сейчас при помощи ваших маленьких
колокольчиков мы озвучим большой колокол.
Дети прикрепляют свои колокольчики на большой
колокол – «озвучивают».
У. Вот как зазвучал наш колокол
(проговариваются слова, которые написали дети).
Какой звон получился?
Ответы детей.
У. Ребята, вы сегодня хорошо поработали на уроке, узнали много нового и интересного о колокольном звоне и его разновидностях. И чтобы вы еще раз подтвердили отличное усвоение знаний, полученных на уроке, домашнее задание будет таким: выразить знания, полученные на уроке в рисунке – изобразить, на ваш выбор, колокола, чтобы мы поняли, о каком колокольном звоне вы хотели нам рассказать.
Слайд 16 / Пусть звучит Благовест/
У. Итак, мы сегодня познакомились с колокольными звонами. Колокольные звоны – голос Родины, народа, подлинное духовное творчество. Колокола – сама жизнь, история, часть музыкальной культуры России.
Колокольные звоны плывут над Россией,
Разгоняя все беды, над раздольем летят.
Колокольного звона не сыщешь красивей,
Об истории русской звоны те говорят!
Сохраним это состояние души до следующего урока. Всего доброго, пусть чаще звучит в вашей душе и жизни Благовест!