История Сахалина.
Древняя и средневековая история Сахалина полна тайн. Так, сегодня мы не знаем, когда на наших островах появились первые люди. Археологические открытия последних десятилетий позволяют сказать только, что это произошло в эпоху палеолита.
Загадкой остается и этническая принадлежность населения островов вплоть до появления здесь европейцев и японцев. А они появились на островах только в семнадцатом столетии и застали на Курилах и южном Сахалине айнов, на северном Сахалине – нивхов. Вероятно, уже тогда в центральных и северных районах Сахалина жили ульта (ороки). Первой европейской экспедицией, оказавшейся у Курильских и Сахалинских берегов, стала экспедиция голландского мореплавателя М.Г.Фриза. Он не только исследовал и нанес на карту юго-восток Сахалина и Южные Курилы, но и провозгласил Уруп владением Голландии, что, однако, осталось без каких-либо последствий.
Точку в споре поставил Г.И.Невельской, который в 1849 г. сумел найти судоходный пролив между островом и материком. За открытиями Невельского, последовало присоединение Сахалина к России. На острове один за другим возникают русские военные посты и селения. В 1869-1906гг. Сахалин был крупнейшей каторгой в России. С начала XIX в. Сахалин и Курилы становятся объектом российско-японского территориального спора. В 1806-1807 гг. на Южном Сахалине и Итурупе русскими моряками были разгромлены японские поселения.
Ответом на это стал захват японцами на Кунашире русского мореплавателя В.М.Головнина. На протяжении двух последних столетий русско-японская граница неоднократно менялась. В 1855 г. В соответствии с Симодским договором граница прошла между островами Уруп и Итуруп, Сахалин же был оставлен нераздельным. В 1875г. Россия передала Японии принадлежавшие ей Северные Курилы, получив взамен все права на Сахалин.
В результате поражения России в русско-японской войне 1904-1905 гг. В последний раз российско-японская граница перетерпела изменения в 1945г., когда наша страна в результате победы во второй мировой войне вернула себе Южный Сахалин и Курильские острова.
ЦЕЛИ:
- Повторение и закрепление знаний о географии своей местности и экологии родного края;
- Расширение кругозора учащихся.
ЗАДАЧИ.
Образовательная
- Формирование целостного представления о географии своего края.
- Активизация познавательной деятельности учащихся.
Развивающая
- Развивать интерес к творческой, работе, самостоятельность к изучению природы своего края;
- Раскрывать индивидуальные особенности учащихся через познание окружающего мира;
- Обогащать словарный запас.
Воспитывающая
- Воспитание любви к Родине (малой родине), бережного отношения к окружающей природе, правильного поведения в природе, ответственности и самостоятельности через участие учащихся в игре и умение работать в группах (командах).
ОБОРУДОВАНИЕ:
- карта Сахалинской области,
- Красная книга Сахалинской области,
- эмблемы,
- презентация,
- мультимедиа.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
1. Под звуки песни о Родине в класс заходят участники игры и размещаются по своим местам.
2. Вводное слово учителя: – С чего начинается Родина? (ответы учащихся).
Родина - это слово известное всем с детства и означает страну, в которой человек родился и живёт. Однако каждый человек, думая о Родине, видит её по-своему. Для одного Родина – это село, что сбегает к тихой речке, для других – чайки над рыбацким судном, или мчащаяся по заснеженной тундре упряжка оленей, кому-то видится узкая тенистая улочка между домам.
Сегодня, наш КВН посвящается памяти “200-летия со дня рождения адмирала Г.И.Невельского.” Это русский исследователь Дальнего востока, адмирал и его экспедиция способствовала окончательному установлению границы между Россией и Китаем на Дальнем Востоке. В честь него – названы: часть Татарского пролива и мыс в этом проливе, залив, гора, улицы и город на Сахалине.
3. Представление участников игры КВН:
- Команда 1. “Сахалинцы”, капитан…( на груди эмблемы)
- Команда 2. “Дальний восток”, капитан… (на груди эмблемы).
4. Правила игры:
1. Команда за каждый правильный ответ получает 5 баллов.
2. В конце игры команда, которая получает наибольшее количество баллов – становится победителем.
3. Когда одна команда отвечает, другая молчит.
4. Готовность к ответу, команда показывает флажком.
5. На каждое задание дано четкое количество времени.
5. Представление жюри и болельщиков
II. Основная часть.
1. Приветствие
Команды приветствуют друг друга.
Команда: “Сахалинцы”:
Мы живем на Сахалине
И хотим Вам всем сказать,
Что на нашей всей планете
Лучше остров не сыскать.
Команда: “Дальний восток”:
Мы приветствуем вас всех,
Просим не сердиться.
Если выиграете вы,
Мы не будем злиться.
Вместе, обращаясь к жюри: “Жюри, жюри журите, но строго не судите!”
2. Разминка команд
Викторина: “Знаешь ли ты свой край?”.
Вопросы команде “Сахалинцы”.
1). Год рождения Сахалинской области. (2 января 1947г.)
2). Что означает слово “Сахалин”? (С языка коренных народов – “Чёрная речка”).
3). На сколько километров вытянулся о. Сахалин с севера на юг? (948 км).
4). Сахалин остров или полуостров? (остров).
5). Кто доказал, что Сахалин - остров? (Г. Невельской).
6). Где находится лежбище котиков на Сахалине? (о. Тюлений).
7). Какое дерево наших лесов называют северным виноградом?( Рябина).
8). Самый опасный хищник наших лесов. (Бурый медведь).
9). Главное сокровище островного края. ( Нефть, газ, уголь, рыба, лес).
10). Самая высокая трава из растений Сахалинской области. (Медвежья дудка).
11). Столица нашего края. (г. Южно-Сахалинск).
12). Главная достопримечательность города. (Областной краеведческий музей).
Вопросы команде “Дальний Восток”.
1). Год рождения Смирныховского района? (16 января 1965 г.).
2). В честь кого назван посёлок Смирных? (Героя Советского Союза Леонида Смирных).
3). На сколько километров вытянулись Курильские острова с с-в на ю-з? (1200км).
4). Что означает название острова Парамушир? (Большой остров).
5). Самое большое и холодное море островного края. (Охотское).
6). Самая высокая гора острова Сахалин. (гора Лопатина, 1609 м.).
7). Какое дерево даёт сладкий и ароматный сок? (берёза).
8). Назовите лекарственное растение от 99 болезней. (зверобой).
9). Назовите населённый пункт, названный в честь великого русского писателя. (Чехов).
10). Часто на эмблемах Сахалина изображаются скалы. Что это за скалы, где они находятся? (Три брата, город Александровск-Сахалинский).
11). Самый ценный морской зверь, занесённый в Красную книгу Сахалинской обл. (калан).
12. Какой населённый пункт Сахалинской области летает? (посёлок Сокол).
3. Конкурс капитанов
Конкурс для капитана команды “Сахалинцы”
“Веришь – не веришь?”
(капитаны команд в конвертах получают задания).
Задание № 1.
1.Сахалин-остров.
2.Сахалинская область- единственная область в России.
3.о. Кунашир принадлежит Малой Курильской гряде.
4.Сахалинская область граничит с Японией
5.Острова, на которых мы живем, расположены на Дальнем Востоке.
6.о.Монерон находится на Сахалине, а о.Тюлений к Симуширу.
Задание № 2. Реши кроссворд “Сахалин”.
1. Рыжая плутовка. (Лиса).
2. Белые горошки на зелёной ножке. (Ландыш).
3. Международный морской порт Сахалина с паромной переправой. (Холмск).
4. Клыкастый олень. (Кабарга).
5. Сахалинский женьшень. (Аралия).
6. Копытное животное, взятое под охрану государства. (Изюбр).
7. Залив на юге Сахалина. (Анива).
Задание № 3. Нарисовать с закрытыми глазами контур Сахалина.
Конкурс для капитана команды “Дальний Восток”.
Задание № 1. Загадки: На земле он всех умней, потому и всех сильней. (Человек).
Ни на меру, ни на вес, но у всех людей он есть. (Ум).
Задание № 2. Реши чайнворд “Мой край”.
1. Морской зверь острова Тюлений. (котик).
2. Южный морской порт Сахалина. (город Корсаков).
3. На осине в гуще кроны , вьёт гнездо своё…( ворона)
4. В какой части света находится Сахалинская область? (Азия)
5. Самое тёплое море островного края, (Японское)..
6. Хищный зверь из семейства псовых, на зиму впадает в спячку. (енот. собака).
Задание № 3. Нарисовать с закрытыми глазами контур Сахалина.
4. Конкурс для болельщиков.
1.
– Идут острова от Камчатки, скрываясь в туманной дали,
И, кажется, в строгом порядке в дозоре стоят корабли,
Где море плещет волною хмурой.
Туман сползает в простор долин,
Где начинается Родины утро
Лежит наш остров… (Сахалин).
2.
Где я был, вы назовите и на карте покажите.
Это было на востоке, море это не глубоко.
Летом там туман бывает,
Мелкий дождик поливает
И семь месяцев в году можно бегать там по льду.
В этом море крабов ловят,
Добывают там сельдей – назови его скорей! (Охотское море).
3.
Первую пахали в старину,
В ней лишь “О” на “А” я заменяю.
Дальше в Африке река течёт,
Надо взять её наоборот.
А теперь взгляните на восток,
Там не маленький вам виден островок.
Как он называется? (Сахалин).
4. Не лает, не поёт, а по–птичьему клюёт? (рыба).
5. Вы слышали о летающих тарелках? А у нас на островах встречаются прыгающие тарелки. Кто это такие? Где обитают? (морские гребешки, живут в Дальневосточных морях).
6. На каких базарах ничего нельзя купить? Где они находятся? (на птичьих базарах, на скалах).
7. Назовите животных Красной книги Сахалинской области. (рысь, кабарга, северный олень, калан и другие).
8. Мореплаватель, который первым нанёс Сахалин на карту. (И.Ф. Крузенштерн, 1805г.)
9. Самый высокий действующий вулкан Курильской гряды. (вулкан Алаид, высота - 2339 м., на острове Атласова).
10. Как называется пролив, отделяющий остров Сахалин от острова Хоккайдо? (пролив Лаперуза). Звучит песня Е. Мартынова “Лебединая верность”, (исполняет гость).
Интеллектуальная игра: “Островное ожерелье России”
(капитаны команд задают другой команде вопросы, те отвечают и наоборот).
Вопросы команде “Сахалинцы”:
1). Древние жители островного края. (тончи, айны)
2). Землепроходец, получивший первые сведения о Сахалине. (И. Москвитин)
3). Небольшой островок у юго-западных берегов о. Сахалин. (о. Монерон)
4). Крайняя южная точка Сахалина. (мыс Крильон)
5). Центр нефтяной и газовой промышленности нашего края. (Охинский район)
Вопросы команде “Дальний Восток”:
1). Когда Сахалин был объявлен местом каторги и ссылки? (1869 год.)
2). Современные поселения коренных жителей Сахалинской области. (Ноглики, Некрасовка, Виахту, Поронайск)
3). Самая маленькая птица островного края. (королёк)
4). Жемчужина Дальневосточных морей (сайра)
5). Сырьё для получения “агар-агара” (анфельция)
6. Игра “Пятачок” (игра на скорость и сообразительность)
(с болельщиками, гостями)
- Назовите 5 видов растений Сахалинской области.
- Назовите 5 видов животных Сахалинской области.
- 5 видов рыб Сахалинской области.
- 5 видов грибов.
- 5 городов.
- 5 красивейших мест родного края.
III. Заключительная часть
- Жюри подсчитывает набранные баллы и объявляет победителя.
- Подведение итогов. Награждение команд.