Предназначение данного проекта:
- углубленное понимание темы “Атом и атомное ядро” через разностороннее раскрытие данной проблемы;
- формирование гражданской позиции студентов;
- раскрытие межпредметных связей
Актуальность проекта:
- В настоящий период изучение предмета “Физика” проводится только на информационном уровне
- Конференция приурочена к 70-летию Атомной промышленности России
Методические цели урока:
- использование коллективных форм работы;
- привитие интереса к предмету;
- развитие умений и навыков самостоятельной работы;
- активизацию деятельности учащихся;
- самостоятельная работа с источниками информации при подготовке к проекта
Цель урока-конференции:
- оценить значение открытий атомной и ядерной физики и выявить их положительные и отрицательные стороны
Задачи урока:
Образовательные:
- отработка новых методов, приёмов, форм и средств обучения в процессе изучения новой темы
- обобщить и систематизировать знания учащихся по Физике атома и атомного ядра;
- познакомить учащихся с возможностями использования ядерной энергии;
- оценить положительные и отрицательные стороны использования ядерной энергии;
- продолжить формирование умений пользоваться дополнительными источниками информации;
Воспитательные:
- сформировать мировоззренческие идеи, связанные с угрозой человечеству при использовании ядерной энергии;
- воспитывать стремление к овладению знаниями, к поиску интересных фактов;
Развивающие:
- развивать интерес к предмету;
- развивать умение, отбирать необходимые знания из большого объёма информации, умение обобщать факты, делать выводы;
- совершенствовать навыки самостоятельной работы
Тип урока: конференция
Методы изучения: информационные, наглядные
Оборудование: Проектор, компьютер, звуковая система, видео ролики, Презентация “Цепная реакция успеха” Данная работа представляет собой урок-конференцию по ядерной физике “Цепная реакция успеха”.
СТРУКТУРА УРОКА
Этап урока | Дидактическая задача урока | Ответственный | Хронометраж |
Организационный момент | Подготовить студентов к работе на уроке | Преподаватель Курбасова Н.К. | 1 мин |
Значимость данного проекта. | Курбасова Н.К., преподаватель | 4 минуту | |
Атомная физика-основа ядерной энергетики | Тихонова Анна, студентка Группы 22ОЭ | 8 минут | |
Ядерное оружие и его использование | Студентка группы 22ИД Аверкина Ксения | 12 минут | |
Развитие ядерной энергетики | Милованова Ксения, Богданова Ксения студентки группы 22ИД | 10 минут | |
Мирные профессии атома | Студентка группы 22ИД Пидопригора Анастасия | 10 минут | |
Заключительное слово | Курбасова Н.К., преподаватель | 5 минут |
Пояснительная записка
Конференция является одним из активных методов обучения студентов профессиональной деятельности при помощи более глубокого изучения дисциплин профессионального цикла. Конференция не мыслима без информационных технологий. Поэтому ее лучше проводить в виде презентаций в программе Power Point.
Конференция выбрана в качестве одной из форм повторительно-обобщающего урока по разделу “Атом и ядро” и приурочена к 70-летию Атомной промышленности. Главное предназначение данного проекта - углубить понимание тем “Ядерная физика”, “Строение атома и ядра”, “Радиоактивность, ее “за” и “против” . Конференция предполагает обсуждение острых вопросов и разностороннее раскрытие данной проблемы, формирует у учащихся гражданскую позицию, а также раскрывает межпредметные связи физики с химией и биологией, математикой и литературой, ОБЖ, обществознанием и экологией
Данный проект направлен на развитие и удовлетворение познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся. В процессе подготовки к данному уроку студенты самостоятельно приобретают знания, используя различные источники информации, первоисточники, историческую литературу, хронику событий. Урок-конференция создает в представлении учащихся целостную картину мира, воспитывает гражданственность и осознанный выбор здорового образа жизни.
В работе конференции примут участие -четыре студента, подготовивших доклады по вышеуказанным темам, а также звукорежиссер и ответственный по свету. Все выступления сопровождались показом слайдов, фотографий, кадрами из хроники событий или презентациями.
Сегодня при изучении физики обучение проводится лишь на информационном уровне. Включение в программу физики вопросов, связанных с влиянием атомной энергетики на окружающую среду, на человека, генетические особенности радиации, использование радиации в мирных целях позволит учащимся продвинуться на пути познания и лучше понять его.
По вопросу “Из истории открытия радиоактивности” слушатели познакомились с экспериментами А.Беккереля, Марии и Пьера Кюри, Э.Резерфорда. Так как данная тема более всего знакома аудитории, сообщение можно вести в виде диалога, а то и часто дополняясь присутствующими в зале. Особый интерес аудитории привлечет вопрос об аварии на Чернобыльской атомной электростанции. Хроникальные кадры и видеофрагменты запечатлели события, произошедшие 26 апреля 1986г. на атомной электростанции. В докладе были зачитаны эпизоды событий из жизни очевидцев из биографической книги-исповеди С.Алексиевич “Чернобыльская молитва”. Кстати, 8 октября писательница стала Лауреатом Нобелевской премии по литературе.
Основными целями конференции являются:
- анализировать достоверные факты и сделать выводы:
- существует ли мирный атом
- опасна ли атомная энергетика;
- каковы последствия Чернобыльской аварии;
- каковы проблемы экологии окружающей среды АЭС
Подготовка вопроса о дозе облучения и уровне радиации предусматривала не только познакомить аудиторию с данными физическими величинами и единицами их измерения. В задачи докладчика входило изучение радиационного фона в г. Москвы, здания колледжа и его кабинетов и территории, прилегающей к учебному корпусу. Интереснейший и познавательный материал был собран докладчиком по вопросу “Влияние радиации на человека”. Подробно рассмотрено чувствительность тканей, строение клеток и организмов и их вид до и после воздействия радиации, приведены таблицы коэффициентов чувствительности тканей при эквивалентной дозе облучения. Большое место в докладе было отведено генетическим последствиям радиации.
В завершении будет рассмотрен вопрос о мирных профессиях радиации, об использовании радиоактивности в медицине и криминалистике, на таможне и в быту.
Урок будет насыщен интереснейшими дополнительными материалами по теме, актуален и значим, т.к. в нем были рассмотрены вопросы почти по всем предметам общеобразовательного цикла. Была подчеркнута связь физики с фундаментальными науками: химией, историей, ОБЖ, биологией, а также ярко отражены вопросы экологии и охраны окружающей среды.
Используемые ресурсы и литература.
- Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев. Учебник для 11 классов. М., 20012г.
- Энциклопедия по физике, 2006г Касьянов В.А. Физика 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М., ДРОФА, 2012
- Бадев В.В, Егоров Ю.А, Казаков С.В."Охрана окружающей среды при эксплуатации АЭС", Москва, Энергоатомиздат, 1990 г.
- Г.Александров, М., 2003г. “Мирные профессии атома”
- "Радиоэкологические проблемы ядерной энергетики", Атомная энергия, том 68, вып.5, май 1990 г.
- http://nuclphys.sinp.msu.ru/radiation/soderganie.htm
- http://www.machaon.ru/atomsec/cap1.html#1.2.1
- http://bluesbag6.narod.ru/
- http://bluesbag6.narod.ru/index10.html
- Мирные профессии атомов
- Алексахин Р.М, Крышев И.И, Фесенко С.В, Санжарова
- Видеоролики “Атомная энергетика...”, “За минуту до взрыва”, “Город-призрак”, “Первые испытания атомных бомб”, “Хиросима” и другие.