Урок географии "Градусная сеть". 6-й класс

Разделы: География

Класс: 6


Цель урока: сформировать понятие о градусной сетке,  определить как она выглядит на глобусе и картах, сформировать понятие о различии изображения на ней меридианов и параллелей.

Задачи:

  • Развивающие:
  • развивать умение работы с картой;
  • развивать практические умения нахождения меридианов и параллелей на глобусе и карте, характеризовать их особенности;
  • развивать интерес  к изучаемому предмету.
  • Воспитательные:
  • воспитывать стремление расширять свой кругозор;
  • побудить интерес к работе с картой и атласом.

Оборудование: учебники, атласы, настенная карта полушарий, глобус, презентация (Приложение 1), раздаточный материал.

Основные понятия: карта, глобус, экватор, полушария, ось, градусная сетка, меридианы, параллели.

Тип урока: комбинированный.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент      

– Доброе утро, ребята! Сегодня у меня отличное настроение, я рада встрече с вами.
А какое настроение у вас, ребята? (Приложение 2. Раздать заранее). Покажите тот символ, который соответствует вашему настроению.
Один поэт сказал:  «Считай, ты потерял день, в какой не улыбнулся».
А чтобы он не был потерянным, посмотрите друг на друга и улыбнитесь, мысленно пожелайте успехов.

(Данный прием позволяет учителю оценить эмоциональное состояние учащихся в начале урока).

1. Географическая разминка – повторение

Учитель: Какие термины темы:    План местности – масштаб – мы знаем?

Работа с терминами:

II. Стадия вызова

Верю  –  не верю. (Приложение 3. Разложить карточки на партах заранее).

Вопрос

Ответ

да

нет

1. Показывает во сколько раз направление на карте или плане меньше, чем на местности Масштаб    
2. Уменьшенное изображение поверхности земли или её части на плоскости в уменьшенном виде, условными знаками План местности    
3. Угол между направлением на север и какой-нибудь предмет Азимут    
4. Условная линия на плане или карте, которая соединяет точки земной поверхности с одинаковой абсолютной высотой Горизонтали    
5. Высота над уровнем моря Абсолютная высота                   
6. Язык плана Условные знаки                         
7. Высота от подошвы до вершины Относительная высота              
8. Изображение спутника  на плоскости Географическая карта    
9. Условные линии, соединяющие условные знаки Изогипсы    
10. Условные линии, соединяющие точки земной поверхности Горизонтали    

Проверка (слайд 3)

Вопрос

Ответ

да нет
1. Показывает во сколько раз направление на карте или плане меньше, чем на местности Масштаб +  
2.Уменьшенное изображение поверхности земли или её части на плоскости в уменьшенном виде, условными знаками План местности +  
3.Угол между направлением на север и какой-нибудь предмет Азимут +  
4.Условная линия на плане или карте, которая соединяет точки земной поверхности с одинаковой абсолютной высотой Горизонтали +  
5. Высота над уровнем моря Абсолютная высота +  
6. Язык плана Условные знаки +  
7. Высота от подошвы до вершины Относительная высота +  
8.Изображение спутника  на плоскости Географическая карта  

9.Условные линии, соединяющие условные знаки Изогипсы  

10. Условные линии, соединяющие точки земной поверхности Горизонтали +  

Взаимоконтроль в парах

Проверка:

«5» – нет ошибок;
«4» – 1или 2 ошибки;
«3» – 3 или 4 ошибки;
«2» – больше 4 ошибок.

Выставление отметок

2. Задачи: (слайды 4-5)

Переведите численный масштаб в именованный:

1 : 100         в 1 см 1 м
1 : 2 500      в 1 см 25 м
1 : 500 000  в 1 см 5 км

Переведите именованный масштаб в численный:

в 1 см 75 дм      1 : 750
в 1 см 310 км    1 : 31 000 000
в 1 см 10 см      1 : 10

3. Фронтальный опрос. Прием «Похлопаем-потопаем». Если согласны с утверждением – хлопаем в ладоши, если нет – топаем.

1. Масштаб показывает, во сколько раз уменьшены все линии на плане по отношению к действительным размерам. да
2. Масштаб бывает четырех видов: численный, именованный, графический, линейный. да
3. Чем крупнее изображена территория, тем больше масштаб.
4. Чтобы перевести именованный масштаб в численный, необходимо приписать два нуля.
5. Физическая карта полушарий– мелкомасштабная. да
6. Карта – уменьшенное изображение Земли на плоскости при помощи условных знаков. да
7. Различаются  по размерам изображенной территории, по масштабу, по содержанию. да
8. Бывают физическая, политическая, климатическая и т.д.) да
9. Ориентирование – УМЕНИЕ ОПРЕДЕЛЯТЬ СВОЕ МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ ОТНОСИТЕЛЬНО СТОРОН ГОРИЗОНТА. да

4. Работа в группах

Мы научились ориентироваться по карте и плану местности. И сегодня у нас новая  тема. А вот чем конкретно мы будем заниматься на уроке, вы сейчас узнаете сами. Возьмите  листочки в конверте (Приложение 4, Приложение 5), лежащие у вас на партах, и расшифруйте содержание записки.

1 14 10 5 9 5 8 10 17 15 5
п у т е ш е с т в и е

 

1 13
п о

 

12 3 2 19 14 8 16 2 20
г р а д у с н а я

 

3 5 10 6
с е т ь

 

– Что у вас получилось? (Путешествие по градусная(ой)  сеть(и)
– Чтобы наше путешествие было удачным, нужно вооружиться знаниями.

Этап актуализации субъектного опыта учащихся.

У каждого человека бывают ситуации, когда необходимо определить свое местонахождение, найти верную дорогу. Какими способами можно определить свое местонахождение?
Как найти на Земле какой-либо пункт, как узнать его географический адрес? Представим себе шахматную доску. Каждая ее клетка имеет свой адрес, состоящий  из буквы и цифры. Зная их, мы легко находим нужную клетку, чтобы поставить туда фигуру, т.е. играем в шахматы. Если мы внимательно рассмотрим  и глобус и  географическую карту, то увидим, что они тоже покрыты клетками, которые образованы пересекающимися продольными и поперечными линиями.

Составляем кластер (записать на доске, уч-ся по очереди выходят и записывают свои точки зрения)
Прием кластера, целью которого является систематизация материала по степени его значимости в логической последовательности с учетом причинно-следственных связей.

Тема нашего урока: «Градусная сетка».

Учитель: Попытаемся сформулировать определение градусная сеть. (Зачитывают варианты ответов). Попытаемся сформулировать цель урока: сформировать понятие о градусной сетке,  определить как она выглядит на глобусе и картах, сформировать понятие о различии изображения на ней меридианов и параллелей.
Это градусная сеть, с помощью градусной сети можно определить положение любого объекта на нашей планете.

Градусная сетка на глобусе и картах.

На глобусах и картах меридианы  и параллели проводят через одинаковое число градусов, например через 100 или 150.

Линии меридианов и параллелей на глобусе и географических картах, разделенные на градусы, называют градусной сеткой, с помощью которой можно определить положение любого объекта на нашей планете.

III. Стадия осмысления

Учитель: Человек перемещается по всем уголкам планеты. Наша планета огромная и удивительная.  Как людям  не заблудиться и прибыть в пункт назначения? Для этого существуют:?
Вы   имеете личный опыт, значит, сможете выполнить следующую работу. (Решить анаграммы способность к анализу и синтезу.)

Анаграмма (слайд 12)

салюоп  
                        ктваоэр
                                                 суглоб
                                                                   лелрапаль
                                                                                          реиидман

– Что объединяет эти понятия? Почему прошу найти связь между понятиями – экватор, полюса, меридианы, параллели? (п. о. Глобус –  модель Земли). 
– Как называются точки на севере и на юге глобуса? (Полюса)
– Что такое Полюс? (Дети пытаются дать определение)

Запись в тетрадь: Полюс – это точки пересечения воображаемой  земной оси с поверхностью Земли.

Работа с картой: Найдите  полюс в атласе  на карте полушарий.

Учитель: Что такое экватор? (Дети пытаются дать определение)
Запись в тетрадь: Экватор – это воображаемая линия, которая делит Землю на два равных полушария: северное и южное. Линия  пересечения земного шара плоскостью, проходящей через центр Земли перпендикулярно оси ее вращения.
Экватор делит Землю на два полушария

Приложение 7

– Назовите и покажите эти полушария на глобусах. Сегодня экватор проходит здесь (учитель «прокладывает» экватор по классу: даёт ленту в руки двум учащимся так, чтобы она проходила между группами и две из них оказывались по одну сторону от линии, а две – по другую.)
– Откройте учебник  на стр. 28. Запись в тетрадь: Линии-помощники – продольные и поперечные линии (параллели и меридианы) составляют градусную сетку, с помощью которой можно определить положение любого объекта на нашей планете. (Приложение 6)

Уменьшаясь к северу и югу,
Форму круга сохранить сумели.
Параллельны все они друг другу,
Потому зовутся параллелями.
Самую большую звать экватор,
Маленькая – это точка полюс.
Все с востока тянутся на запад,
И по ним к широтам ведут поиск. 

Запись в тетрадь: Параллель – это  условные линии, проведённые  параллельно экватору.

Глобус весь пересекают,
Сходятся на полюсах.
Постепенно подвигают
Стрелки на любых часах.
Через сушу, океаны
Пролегли меридианы.

Запись в тетрадь: Меридиан – условная линия, проведённая через полюса.

– Как называются линии-помощники? (Меридианы и параллели). С помощью линий меридианов и параллелей на карте можно определить направление и указать положение частей территорий и объектов.

Составьте синквейн:

  • 1 вариант со словом меридианы,
  • 2 вариант со словом параллели.

– Начальный меридиан – это… (Гринвичский меридиан)
– Сегодня он проходит здесь (учитель «прокладывает» гринвичский меридиан по классу аналогично экватору.) Нулевым  является Гринвичский меридиан. Его долгота 0°.
От Гринвичского меридиана и начинаем отсчет в градусах, следуя строго вдоль параллели на запад или на восток. К западу от нулевого меридиана все точки имеют западную долготу (з.д.), к востоку – восточную долготу (в.д.). Западная и восточная долгота измеряются от 0° до 180°. Россия располагается в обоих полушариях – Восточном и Западном, поскольку территорию нашей страны пересекает 180-й меридиан.

Заполнить таблицу (слайд 19)

Свойства линий градусной сетки

IV. Закрепление материала

– Что вы узнали на уроке?
– Что такое градусная сетка, экватор,  полюс,  меридиан,  параллель?
– Может ли параллель иметь величину: 45°, 78°, 95° ( 95 нет – только до 90, остальные –да)
– Может ли меридиан иметь величину: 37°, 129°, 181° (181 нет – только до 180, остальные – да)

Вставьте пропущенное слово:

Условная линия, проведенная параллельно экватору  – …
Самая длинная параллель  –  …
Точка Земли, через которую проходит воображаемая  земная ось  –  …
Самая короткая параллель  –  …
Условные линии, соединяющие Северный и Южный полюса  –  …
Что является границей между Северным и Южным полушариями  –  …

IV. Стадия рефлексии

Нарисовать смайлик:
Веселый – на уроке понравилось и тему урока понял;
Грустный – не все еще понял на уроке.
На этом наш урок подходит к завершению. Мне хотелось бы узнать, а какое настроение у вас сейчас? Благодарю вас, ребята, за работу.

Выставление отметок в журнал и дневники.

VI. Итог урока

Домашнее задание: (слайд 23)

1. §11, выучить новые определения.
2. Определить в каких полушариях находятся все материки Земли.
3. На контурной карте обозначить:

Красным – экватор и нулевой меридиан.
Зеленым – линию перемены дат и Северный и Южный полюса
Синим – меридианы 30°, 60°, 90°, 120°, 150° (в двух полушариях).
Черным – параллели  20°, 40°, 60°, 80°, (в двух полушариях).

4. Составьте рассказ,  используя представленные условные знаки.

Составляем кластер (записать на доске, уч-ся по очереди выходят и записывают свои точки зрения)
Прием кластера, целью которого является систематизация материала по степени его значимости в логической последовательности с учетом причинно-следственных связей.