Лаборатория актерского мастерства – источник увлекательных эффективных заданий и технологий, повышающих мотивацию в обучении иностранному языку

Разделы: Иностранные языки


«Let’s play classroom theatre!» – ключевая фраза на наших занятиях актерского мастерства. Фраза, которая зажигает в детских глазах огонек. Фраза, которая дает старт для вдохновения к познанию себя и своего внутреннего мира. Удивительно, но, вовлекая учеников в мир спектаклей, песен, игр, импровизаций, имитаций, учитель понимает, что все это в совокупности может оказать неоценимую помощь в формировании и развитии языковой компетенции, решении задач эстетического воспитания, в развитии творческих способностей детей. Драма близка ребенку, так как динамична и напоминает мир игры, в котором он живет. Это то, во что мы вовлечены в повседневной жизни, когда сталкиваемся с разными ситуациями. Деятельность, которая стимулирует наше воображение, пробуждает чувства и воодушевляет нас играть разные роли, может называться драмой. Слова Алана Мэйли это подтверждают. “Drama is doing.  Drama is being.  Drama is such a normal thing.”

Почему же нужно использовать драму на уроках английского языка? Соприкосновение с драмой делает общение ученика с учителем ярким и запоминающимся. Занимаясь одним общим делом, учитель и его ученики становятся единомышленниками, а значит:

– разрушается непонимание между учителем и учеником;
– учитель становится менее доминантным;
– дети становятся свободнее, раскованнее, увереннее в себе;
– ситуация успеха побуждает ребенка к дальнейшей деятельности;
– игра будит творческую фантазию.

«Drama Lab» включает в себя 3 основных этапа.

Первый этап называется «Drama activities for starters». Основными цели этого этапа – познакомить учащихся, научить их работать в команде, слушать и терпимо относиться друг к другу, помочь найти баланс между мыслью и действием. Упражнения данного этапа помогают справиться с языковым барьером, а главное, создают доброжелательную атмосферу в коллективе.

На данном этапе эффективно используются следующие виды заданий из категории Getting ready (Non-verbal warming-up).

Задание Handshakes – учащиеся свободно передвигаются по просторному кабинету и при встрече с одним из одногруппников пожимают ему руку, при этом очень важно осуществить так называемый «eye contact» и улыбнуться. Далее учитель предлагает более усложненный вариант, а именно, завести беседу: Hello. I’m Nick. Nice to meet you. How are things?

Как научить учеников обращать внимание друг на друга, а главное, чувствовать, что каждому  из них отводится ключевая роль в независимости от того где он находится: на занятиях нашей лаборатории или сцене.

ЗаданиеCopy your partnerявляется одним из основных в этой категории. Ребята становятся друг напротив друга. Один из учащихся демонстрирует какое-нибудь движение, а другой пытается точно его воспроизвести. Основная цель достигается быстро, а главное, точно.

(Non-verbal relaxation)

Упражнение  Just relax – Close your eyes and listen to me very attentively. –Imagine you are sitting on the banks of a river deep in the countryside. It is summer. A wind is blowing gently. Think of all the sounds you can hear in this landscape.  – Now it is time to come back. Start to get ready to open your eyes. Now open them, and stand up in your own time. Данное упражнение является  не только обучающим на наших уроках по драме, но и стало для учеников хорошей «relax-минуткой» для перехода к другому виду деятельности.

Основа успеха любой постановки – слаженная работа в группе. В нашей лаборатории мы используем большое количество упражнений, которые помогают ребятам относиться внимательно и толерантно друг к другу.

Задание  Atom 3 – Учащиеся двигаются по классу под музыку. Учитель выключает музыку и говорит: Atom 3, это означает, что учащиеся должны сформировать группу из 3-х человек.
Следующая категория первого этапа – Working with mime. На этой ступени я представляю следующие упражнения.

ЗаданиеWhat am I doing – учащийся получает карточкy и пытается продемонстрировать молча то, что он прочитал. Например:You are in a crowded train trying to read someone else newspaper. Другие ученики пытаются догадаться и при этом могут задавать уточняющие вопросы.

Следующий этап работы в нашей лаборатории называется «Working with words, phrases, sentences and texts».

Интересный, захватывающий сюжет стоит во главе драмы. Он дает определенную силу над вещами и людьми, поэтому мы уделяем огромное внимание технологии «Читательского кружка» на этом этапе. Данная технология  занимает важное место в моей копилке креативных идей. Надо отметить, что она прошла активную апробацию на моих уроках, был организован ряд обучающих семинаров для учителей. После чего я могу с полной уверенностью утверждать, что данная технология является одной из прогрессивных и значимых при работе с текстом. Используя на своих уроках этот вид деятельности, мы, учителя, не только можем мотивировать учащихся к дополнительному чтению, но и развивать речевую компетенцию.

Существует ряд требований, которые учитель должен соблюдать при организации «Читательского кружка».

  1. Книга должна соответствовать языковому и возрастному уровню учащихся.
  2. В классе учитель формирует группы из 5-6 человек. В каждом кружке должны быть учащиеся с повышенным уровнем знания иностранного языка.
  3. Книга для работы в «Читательском  кружке» должна быть единой для всех участников данной технологии. Учителю будет легче контролировать процесс обсуждения.
  4. Важным фактором успеха и результативности данной технологии являются регулярные встречи с участниками кружка.
  5. Учащиеся должны пользоваться ключевыми  заметками «Role sheets», которые они делают во время подготовки  к данной технологии.
  6. Темы для обсуждения должны быть представлены учащимися.
  7. Учитель должен помнить, что он играет ключевую роль в организации «Читательского кружка». Мотивируя учащихся и создавая доброжелательную, позитивную, естественную атмосферу в кружке, учитель может добиться превосходных результатов   работы с текстом. Но главное – помнить, что не существует правильных и неправильных ответов при обсуждении книг.
  8. Учитель во время проведения «Читательского кружка» также получает новую роль. Он становится тьютором, человеком, который не играет доминантную роль, а лишь помогает и направляет учащихся провести это заседание успешно и плодотворно.

«Читательский кружок» представляет  собой группу учеников, которые встречаются в классе для того, чтобы обсудить книгу, которую они планируют заложить в основу сценария. Каждый ученик получает определенную роль. В данном кружке существует 6 ролей, но если количество учеников превышает это количество, то учитель может двум, трем учащимся предложить одну и ту же роль. «Читательский кружок» включает в себя:

  1. Discussion Leader – должен быть ведущим и задавать общие вопросы на протяжении всего заседания кружка, представить участников, предоставлять им право выступить.
  2. Word Master – должен выбрать 5 новых или сложных слов, которые, на его взгляд, кажутся ключевыми и значимыми в тексте. Ученик должен пояснить свой выбор.
  3. Passage Person – данная роль включает в себя следующее задание. Ученик читает текст, находит интересные и сложные абзацы. Затем пытается объяснить, чем вызван его выбор: интересные фразы, лексика или яркое описание  главных героев. Читает вслух абзацы и задает вопросы.
  4. Summarizer – должен пересказать кратко текст своими словами. Работая над ролью, ученик должен делать заметки о главных героях, событиях, основных мыслях рассказа.
  5. Connector – одна из творческих ролей. Ученик читает рассказ и пытается найти параллели между рассказом и внешним миром. Работа ученика имеет большую значимость, если личный опыт или опыт друзей можно связать с сюжетом книги.
  6. Culture Collector – должен найти различия и единства в культурах читателя и автора книги. Прочитать отрывки, где эти моменты прослеживаются, и задать вопросы.

Каждая роль имеет четкий перечень вопросов, который поможет подготовиться к работе в «Читательском кружке». Работая над своей ролью, каждый ученик читает, размышляет, анализирует, задает вопросы, делает выводы, а главное, открывает для себя волшебный мир под названием «Книга».Project work – открыть волшебный мир любого художественного произведения поможет мотивирующий проект, который не только познакомит учеников с сюжетом книги, но и сделает работу над ним захватывающей и интересной.
Приведу пример проектной работы над книгой Л. Кэрролла  «Алиса в стране Чудес». Проект состоял из разработанной системы нетрадиционных заданий, которые развивают логическое мышление и творческое воображение учащихся.

ard quiz game – задание направлено на повторение сюжетной линии всего текста. Ученики  составляют разного рода вопросы и записывают на отдельных листочках под определенным номером, которые располагаются в виде змейки. По очереди ученики подбрасывают цифровой кубик и в соответствии с выпавшей цифрой выбирают номер вопроса.

Card quiz game on «Alice’s adventures in Wonderland»

Where did Alice fall down?
Why did Alice get very small?
What did a small cake say to Alice?
What is the use of a book without pictures and conversations?
Are you very good at your school lessons?
Who did Alice run after like the wind?
What’s the use of crying?
Why did Alice get smaller every second?
What did the Caterpillar tell Alice to do?
What did Alice have to eat if she wanted to get bigger?
What did Alice see when she entered the Duchess’s kitchen?
What did Alice discuss with the Cheshire Cat?

Второе задание называется  The best…  – ученики выписывают главных героев книги и самые яркие, на их взгляд, высказывания.

Одно из самых любимых заданий моих учеников называется «Summarap» – оно направлено на развитие воображения участников данного проекта. Ребята самостоятельно подбирают музыку в стиле рэп и сочиняют слова после прочтения книги.  Музыкальные задания всегда делают мероприятие ярким и запоминающимся.

One day I had a curious dream,
But now I ask, “What did it mean?”
I saw a cat up in a tree,
Who spoke as well as you or me.
In a pool of tears I met a mouse,
And then a Hatter outside a house,
Having tea with a mad March Hare.
Perhaps they’re both still sitting  there.

Хочу закончить свою статью и пожелать всем нам получать огромное удовольствие от проделанной работы, при этом  помнить  золотое правило, о котором говорил в своей книге Алан Мэйли «Drama techniques»  – «Even a rehearsed reading is better than nothing».

Let the show begin!