УМК: «Школа России». Учебник для общеобразовательных учреждений. Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В.
Технологическая карта
Цель | Создать условия для знакомства с новой величиной – массой и единицей её измерения – килограммом |
Задачи | Образовательная: дать
представление о величине – массе и единицей её
измерения – килограммом; познакомить с
правилами сравнения, сложения и вычитания масс. Развивающие: формировать навыки логического мышления (наблюдение, сравнение); учить детей выдвигать гипотезы, находить правильное решение. Воспитательные: способствовать воспитанию у учащихся коммуникативных умений, чувства взаимопомощи, стремления преодолевать трудности, воспитывать здоровый образ жизни. Деятельностная: формировать у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия на основе метода рефлексивной самоорганизации. |
Формируемые УУД | Личностные: внутренняя позиция
ученика на основе положительного отношения к
школе. Регулятивные: определять цель выполнения заданий на уроке в сотрудниячестве с учителем; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Познавательные: ориентироваться в учебнике, уметь отвечать на вопросы, по установленному правилу строить логические рассуждение, осмысливать математические действия. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; слушать и понимать речь других, участвовать в диалоге на уроке, работать в паре, группе; уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. |
Основные понятия | Понятие «килограмм» – единица измерения массы. |
Планируемые результаты | Учащиеся научатся взвешивать предметы с точностью до килограмма; сравнивать предметы по массе; упорядочивать предметы, располагая их в порядке увеличения массы; использовать математическую терминологию при составлениии и чтении математических равенств; решать логические задачи; контролировать и оценивать свою работу и её результат. |
Ресурсы: – основные – дополнительные |
Учебник, мультимедиапроектор, интерактивная доска, одинаковые 2 матрёшки, весы, гири, предметы для взвешивания (1,5 кг яблок, 1,5 кг апельсинов, пакеты с рисом и гречей), таблички с новыми словами (масса, весы, килограмм, легче и тяжелее), изображение Волшебника, иллюстративный материал, жетоны «звёздочки», фотографии, карточки с заданиями. |
Организация пространства | Кабинет |
ХОД УРОКА
Основные этапы занятия |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Ожидаемые результаты |
||
Личностные |
Метапредметные |
Предметные |
|||
Организационный момент | Создаёт эмоциональный настрой. Эта книга – наш учебник, в ней живёт один волшебник. Он и весел, он и строг – и готов начать урок. А девиз у нас таков: ... |
Под музыку П.И. Чайковского дети
приветствуют учителя, садятся за парты. Озвучивают девиз урока |
Настроение на учебную деятельность. Понимают значение знаний для человека. |
Планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками | |
Актуализация знаний. | Обеспечивает мотивацию. Какую величину вы знаете? Учебник: с. 37, № 3 Какое задание предложите? Формулирует задание. Контролирует выполнение работы. Проверка. На доске схема: величина Хвалит за работу. |
Предполагаемые ответы Можно сравнить,
измерить. Читают и проверяют результат. 9см > 7см на 2см Наблюдают за построением схемы. |
Сформированы навыки делового общения. | Осознание того, что уже усвоено,
ориентироваться в своей системе знаний: умение
измерять и сравнивать. Осознанно и призвольно строить сообщения в устной форме. Умение понимать информацию, записанную в схеме. |
Знание единицы измерения – длины – см Недостающие данные можно получить в результате измерений. Умение читать схему. |
Объяснение нового материала 1. Введение понятия «масса». |
Создает проблемную ситуацию. Почему волшебник послал меня к вам. Только вы сможете помочь открыть новую величину. Волшебник дал двух матрёшек и задание найти в них отличие. Матрёшки совсем одинаковые. |
Слушают. Предлагают разные версии. |
Сформированы навыки делового общения. | Умение формулировать собственное мнение и аргументировать свою позицию. | Запомнят единицу массы в кг, научатся рассуждать, записывать и решать задачи. |
Хотите узнать? Есть свойства предметов,
которые мы не всегда можем увидеть. Эксперимент.
Надо взять предметы в руки. Что заметили? Когда мы говорим легче и тяжелее, то имеем в виду свойство предметов, которое называется? Волшебник научил меня в трудных ситуациях произносить волшебные слова: ... Когда мы говорим, что один предмет легче или тяжелее другого, то имеем в виду свойство предмета, которое называется ... Почему масса является величиной? Просит учащихся высказать свои предположения о цели урока и о предполагаемой деятельности. |
Выходят к доске, берут матрёшки в руки Думают. Повторяют : Озвучивают понятие: масса. |
Самоопределение. |
Предлагать помощь и сотрудничество.
Умение выделять и формулировать цель урока. |
||
Работа над новой темой урока. | Выдвигает новую проблему, предлагая
решить логическую задачу. Трудно сравнить массу
предметов? Рассмотрите предметы, назовите одним
словом. Весы – измерительный прибор,
для измерения массы предмета. Для чего
используют весы в жизни? Люди каких профессий используют в своей деятельности весы. |
Внутренние рассуждения. Высказывают
свои предположения. Ожидаемый ответ: весы. Весы для взвешивания предметов. Соотносят картинки со словом. |
Смыслообразование: заложены основы познавательной инициативы.
Смыслообразование: осознание важности уроков математики для жизни. |
Осознанно строить сообщения в устной форме. |
Использование в речи математической терминологии. |
2. Разъяснение принципа взвешивания. | На одной чаше весов ставим мешочек риса,
на другую мешочек гречи. Массы данных предметов равны: р = г. Когда чаша весов находится ниже, она тяжелее, когда выше – легче: т > л |
Наблюдают за действиями учителя. | Заложены основы познавательной инициативы. | ||
Физкультминутка «Живые весы» | Изображайте работу весов по моим командам: ... | На основе примеров из жизни учатся сравнивать массу предметов. | Умение слушать. | ||
Рефлексия | Работа парами. Запись предложений с помощью знаков: <, >, =. Проверка |
Записывают под диктовку. Одна пара на
доске. Самоконтроль. |
Сформированы навыки делового общения. | Умение оценивать информацию | Применение нового материала на практике. |
3. Знакомство с единицей измерения массы
– килограммом. Введение мерки для измерения массы |
Организует работу с иллюстративным
материалом. Удобно ли использовать такие мерки в жизни? Какой вывод можно сделать? Когда мы приходим в магазин, продавец нас понимает и взвешивает продуктов столько, сколько мы пожелаем. Какой единицей измерения массы он пользуется? На доске схема: величина Тема. Килограмм – общепринятая единица измерения массы. Удобнее пользоваться гирями. Историческая справка |
Предполагаемое рассуждение: мерки разные Делают вывод: сравнить массу можно только одинаковыми мерками килограммом
Выступление ученика «Математика в пословицах и поговорках» |
Применение и предоставление информации. |
Умение строить речевое высказывание в
устной форме. Умение делать выводы. Умение понимать информацию, записанную в схеме Добывание новых знаний, |
Использование в речи математической терминологии. |
4. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. | Организует индивидуальную работу,
самопроверка с использованием экрана: 1кг, 1см,
2кг, 2см, 3кг, 5кг, 5, 7см,7кг, 8см, 10кг – Какое число «лишнее», почему? Распредели на 2 группы. Расставьте единицы измерения массы в порядке возрастания. – Какие арифметические действия можете предложить с именованными числами. |
Читают числа. Ожидаемые ответы. Число – 5 «лишнее», т.к. оно не именнованное число 1см, 2см, 7см, 8см – длина 1кг, 2кг, 3кг, 5кг, 7кг, 10кг – масса Сравнивать, складывать, вычитать, решать задачи. |
Заложены основы познавательной
инициативы. Сформированы навыки делового общения. |
Принятие учебной задачи. Анализ объектов с целью выделения признаков, выбор критериев для классификации объектов, подведение под понятие. |
Знание таблицы сложения однозначных
чисел. Знания последовательности чисел от 1 до 10. Умение составлять и решать равенства и неравенства. Использование в речи математических терминов. Действия с величинами. |
5. Закрепление изученного материала. | Организует игру «Посещение магазина». Иван пришёл в магазин покупать продукты с упаковочным пакетом, на котором указано сколько килограммов он может выдержать. Иван обращал внимание на этикетку товара. Для чего? Рассмотрим одну из них. На данной этикетке содержится много информации: название товара, название производителя, масса …Какая информация интересует нас сейчас? Рассмотрите рисунок (интерактивная доска) и закончи предложения. |
Рассматривают рисунки и отвечают на вопросы учителя. |
Умение перерабатывать информацию, основанную на жизненном опыте. | Умение использовать рисунки для
решения задач.
Поиск, выделение, обработка и передача информации. |
Использование в речи математической
терминологии. Действия с величинами. Недостающие данные можно получить на этикетке товара. |
6. Работа с учебником. | Организует работу по учебнику: с. 36, № 1 | Выполняют задание. | Навыки делового общения. | Умение использовать рисунки | Действия с величинами. |
7. Включение в систему знаний и
повторение. 2-ая физкультминутка – игра. |
Организует для отдыха игру «Топай –
хлопай». Почему возникло разногласие? Нужно проверить это, выполнив практическую работу в группах. Согласны? Организует работу в группах. 1 группа. Сколько апельсинов составят 1 кг 2 группа. Сколько яблок составят 1 кг 3 группа.Узнай массу своего тела, запомни 4 группа. Измерь массу рюкзака. Организует проверку самостоятельной работы. Какой вывод сделали группы? Теперь мы знаем сколько яблок и апельсинов в 1 кг? А для чего измеряли массу тела и рюкзаков? Вывешивает таблицу соотношения массы тела и массы рюкзака. Если вы хотите вырасти здоровыми, необходимо следить за массой своего тела и массой рюкзаков. Доволен ли ты своей работой? |
На основании жизненного опыта делают
выводы и выполняют соответствующие движения. Последнее высказывание вызывает разногласия детей. Мы не знаем точно: могут ли 3 яблока весить 1 кг Работают в группах: выполняют задания на карточках, затем рассказывают о своей работе всему классу.
Дети знакомятся с нормой соотношения массы школьного портфеля и массой тела: Масса Масса |
Нравственная оценка усваиваемого
содержания, установка на здоровый образ жизни.
Сформированы навыки делового общения. |
Игра позволяет выявить «верные»
утверждения, полагаясь на собственный опыт или
интуицию. Постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий. Умение участвовать в работе группы, |
Знание единицы измерения – массы – кг
Действия с величинами.
Умение читать данные таблицы. |
8. Рефлексия деятельности. | Проверка знаний. Решение нестандартных задач. Вручает жетоны за правильные ответы, на которых напечатаны буквы. Волшебник говорит вам: ... |
За правильные ответы получают жетоны. Выходят к доске и выстраиваются в линию. Читают на жетонах слово: «Молодцы!» |
Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | Понимание причины успеха. Умение оценивать качества своей и общей учебной деятельности |
Используют знания, полученные на уроке. Запомнить единицу массы в кг |