Цель урока: создать условия для осознания и осмысления детьми новой информации, познакомить учащихся с различением треугольников по длинам сторон
Задачи урока:
- Образовательные: повторить понятия остроугольного, тупоугольного, прямоугольного треугольника; систематизировать знания обучающихся о треугольниках, различающихся по видам углов, учить школьников распознавать треугольники на чертежах,
- Коррекционно-развивающие: учить анализировать полученные данные и делать вывод, способствовать развитию внимания; развитие мелкой моторики, стимулировать познавательную деятельность учащихся постановкой проблемного задания, оценкой и поощрением; развивать наблюдательность; развивать математическую речь;
- Воспитательные: воспитывать интерес к геометрии, через связь с другими предметами аккуратность, дисциплинированность, воспитывать познавательную активность;
- Соблюдение здоровьесберегающего режима на уроке.
Оборудование: карандаши, линейки, ножницы, клей, чертёжные инструменты, геометрические фигуры, модели углов, карточки, палочки для моделирования, учебник М.Н. Перова, Г.М. Капустина, Математика 5 класс, Москва “Просвещение”, 2013г.
План урока
- Организационный момент
- Работа устно (повторение раннее изученного материала)
- Актуализация знаний учащихся
- Сообщение темы урока и новых знаний
- Физминутка
- Коррекция и первичное закрепление знаний
- Итог урока и оценка работы учащихся
- Рефлексия
Ход урока
1. Организационный момент.
- Проверка готовности учащихся к уроку (тетрадь, учебник, дневник, ручка, карандаш, линейка).
- Психологический настрой.
Вы услышали звонок?
Дал сигнал он: “На урок!”
Вы друг другу улыбнитесь
И тихонечко садитесь.
Будем думать, рассуждать
И заданья выполнять.
Повторим правило поведения на уроке:
На уроке я сижу,
Не верчусь и не кричу,
Руку тихо поднимаю,
Если спросят – отвечаю.
Для чего нам нужно соблюдать это правило?
“Знаешь – говори –
Не знаешь – слушай”
2. Работа устно (повторение раннее изученного материала)
Назовите геометрические фигуры: (Слайд 2-5)
- Найдите прямоугольный треугольник. (Слайд 6-8)
- Найдите тупоугольный треугольник.
- Найдите остроугольный треугольник.
- Сколько сторон в треугольнике?
- Сколько вершин в треугольнике?
- Сколько углов в треугольнике?
3. Актуализация знаний учащихся. (Слайд 9)
Измерьте длины отрезков и сравните их длины.
Карточка-1 | Карточка-2 | Карточка-3 |
Длины трёх отрезков разные | Длины двух отрезков одинаковые, одна длина отрезка меньше | Длины трёх отрезков одинаковые |
IV. Сообщение темы урока и новых знаний
Сегодня на уроке мы научимся различать треугольники по длинам сторон.
Работа по карточкам. (Слайд 9-10)
1) Измерьте стороны треугольника АВС:
Карточка -1 АВ = ВС = АС = Треугольник АВС - ________________________ |
- Что можно сказать о длинах сторон этого треугольника? (Все стороны разные, одинаковых сторон нет.)
Учебник стр.79
- Если в треугольнике все стороны разные (нет равных сторон), то треугольник называется разносторонним. (Учащиеся записывают на карточке треугольник АВС – разносторонний.)
2) Измерьте стороны треугольника АТМ:
Карточка-2 АТ = ТМ = АМ = Треугольник АТМ - ________________________ |
- Что можно сказать о длинах сторон этого треугольника? (Две стороны одинаковые, а третья сторона другой длины.) учебник стр.80
- Если две стороны треугольника равны, то треугольник называется равнобедренным. (Учащиеся записывают на карточке треугольник АТМ – равнобедренный.)
3) Измерьте стороны треугольника СКЕ:
Карточка-3 СК = КЕ = СЕ = Треугольник СКЕ - ________________________ |
- Что можно сказать о длинах сторон этого треугольника? (Все три стороны равны.) учебник стр.81
- Если три стороны равнобедренного треугольника равны, то треугольник называется равносторонним. (Учащиеся записывают на карточке треугольник СКЕ – равносторонний.)
V. Пальчиковая гимнастика
VI. Физминутка (Слайд 11)
VII. Коррекция и первичное закрепление знаний (Слайд 12-13)
1) Отгадайте загадку:
Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нём прямой.
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад.
Как зовут его?
(Квадрат)
- Проведите диагональ квадрата. Разрежьте квадрат на две части. Какие фигуры получились? (Получилось два треугольника.)
- Сравните треугольники (методом наложения друг на друга).Сделайте вывод: какие получились треугольники. (Одинаковые)
- Измерьте стороны треугольников. Что можно сказать о длинах сторон этого треугольника? (Две стороны одинаковой длины, третья сторона имеет другую длину.)
- Как называются эти треугольники? (Эти треугольники - равнобедренные.)
2) Известны длины всех трех сторон треугольника. Определите его вид. (Слайд 14)
АВС АВ = 5 см ВС = 3 см АС = 6 см |
МСВ МС = 10 дм СВ = 12 дм МВ = 10 дм |
ВСЕ ВС = 50 см СЕ = 5 дм ВЕ = 50 см |
разносторонний | равнобедренный | равносторонний |
3) Геометрический диктант (Слайд 15-16)
- 5 5 соединить со стартовой точкой. Какая фигура получилась? Назовите вид треугольника.
- 8 4 соединить со стартовой точкой. Какая фигура получилась? Назовите вид треугольника.
- отметьте стартовую точку. 5 ; 9 ; 10 ; 9 ; 5 . Что получилось? Соединим точки как на рисунке. Что получилось?
4) Моделирование.
- Возьмите 3 одинаковые по длине палочки. Постройте из них треугольник. Как называется такой треугольник?
- Возьмите 3 разные по длине палочки. Постройте из них треугольник. Как называется такой треугольник?
- Постройте из палочек равнобедренный треугольник.
5) Занимательные треугольники (Слайд 17-19)
- Найди на каждом чертеже по 3 треугольника.
№ 263 стр. 82
Ребята подумайте и скажите, а где можно применить рисунки из треугольников?
В лоскутном шитье наверное вы слышали на уроках швейного дела о такой технике. Из экономии, чтобы никакая тряпица не пропала, даром, придумали наши прабабушки из клочков ненужного тряпья мастерить одеяла. И появлялось в скромном крестьянском доме яркое радужное пятно-покрывало, которое и украшало, и согревало.
Сегодня лоскутная техника — широко известный вид декоративных работ и у нас в стране, и за рубежом.
Техника проста — составить узор из треугольников, соединенных вместе. Из треугольника можно составлять любые композиции: укладывать в полосу, в квадрат, в большой треугольник, в елочку.
В геометрической резьбе. На уроках столярного дела вы занимаетесь или будете заниматься геометрической резьбой.
Издавна из дерева возводили дома, делали утварь, посуду, прялки, игрушки. Чтобы придать неповторимость своим изделиям мастера украшали их резьбой.
VIII. Итог урока и оценка работы учащихся
Закончи предложение: (сначала отвечают дети, а затем учитель)
- Я узнал(а), что …
- Я думаю, что …
- У меня …
Рефлексия (Слайд 21)
Оцените свою работу. Приклейте в тетради в конце работы смайлики:
- Я доволен своей работой
- Я не доволен своей работой
- Мне нужно ещё потрудиться
Используемая литература
- М.Н. Перова, Г.М. Капустина, Математика 5 класс, учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Москва “Просвещение”, 2010.
- Рабочая тетрадь.