Обобщающий урок-семинар по теме «Антропогенез». 11-й класс

Разделы: Биология

Класс: 11


Цели урока: обобщить изученный материал по разделу “Антропогенез”, развивать умения учащихся находить и обрабатывать информацию, готовить сообщения, выражать свое мнение, дискутировать, обсуждать.

Вопросы семинара, выданные учащимся за 2 недели до урока. Часть вопросов – базовые, на них при желании можно найти информацию и в учебнике, а часть вопросов требуют более глубокой проработки материала с использованием различных ресурсов, таким образом, учащиеся могут выбрать вопросы, сообразуясь со своими запросами и интересами.

Вопросы:

  1. Почему современных человекообразных обезьян нельзя считать предками человека? В чем различие между человеком разумным и шимпанзе обыкновенным?
  2. Какие особенности строения и образа жизни помогли австралопитекам выжить в борьбе за существование?
  3. Можно ли считать прямохождение достаточным критерием для очеловечивания? Приведите аргументы “за” и “против”.
  4. Какие социальные закономерности проявляются у древнейших людей? Каково их значение?
  5. В науке встречается мнение, что вымиранию неандертальцев способствовала жесткая конкуренция с кроманьонцами, а что вы думаете по этому поводу? Обоснуйте свое мнение, приведите аргументы “за” и “против”.
  6. Сравните остатки материальной культуры людей разных видов (умелого, прямоходящего, неандертальского разумного, современного типа). Какова по вашему мнению роль труда и общественной жизни в антропогенезе?
  7. Ученые по разному решают проблему роли социальных и биологических факторов в развитии человека. Одни утверждают, что развитие генетически обусловлено индивидуальными способностями. Другие считают, что при рождении у всех людей задатки одинаковы, а различия формируются под действием воспитания, образования и других факторов. Каково ваше мнение? Аргументируйте свою точку зрения.
  8. В разных странах нередко находили детей, воспитанных животными, такие дети не проявляли черт, присущих человеку, а вели себя как детёныши животных – воспитателей, человеческие черты поведения в них так и не удалось сформировать. Как вы можете объяснить такое явление? Почему Маугли, Тарзан и ряд других персонажей литературы и кино, быстро очеловечивающиеся в книге или фильме на самом деле так и остались бы почти без изменений.
  9. Как вы объясните тот факт, что в некоторых семьях из поколения в поколение переходят музыкальные или художественные таланты, а некоторых склонность к преступности или алкоголизму?
  10. Происходит ли в настоящее время эволюция человека, как биологического вида?. Если “да”, то каковы её факторы и движущие силы? Каким видится вам человек через 50 тысяч лет?
  11. В чем причины расовых различий? Какое адаптивное значение имеет комплекс признаков каждой расы? Что доказывает общность происхождения рас?
  12. Почему северные популяции людей развивались в материально-техническом плане быстрее южных? Каковы причины разного уровня развития науки и техники у разных народов?
  13. Почему в условиях городов расовые различия стираются быстрее, чем в сельской местности? А противоречия между представителями разных народов и признаки расизма проявляются более остро?
  14. Приемлем ли расизм в обществе, желающим быть цивилизованным? Обоснуйте свое мнение.

Список вопросов может быть сокращен или дополнен в зависимости от состава, интересов и количества учащихся. В нашей школе никогда не было в 11 классе больше 15 учеников, поэтому вопросов хватало.

Хочется отметить, что вопросы всегда вызывали у учащихся интерес, часто выступления перерастали в дискуссию, при составлении вопросов учитывались и идей, подсказанные самими учащимися.