Письмо заглавной буквы "Г"

Разделы: Начальная школа


Задачи: 
  • Научить писать заглавную букву Г.
  • Научить писать соединения буквы Г с другими изученными буквами . Научить писать слова –имена собственные.
  • Работать над лексическим значением слова.
  • Воспитывать внимание и интерес к русскому языку.
  • Содействовать воспитанию культуры поведения, взаимопонимания, умения дружить.  
  • Развивать внимание, монологическую речь, память, наблюдательность, фонематический слух, навык письма.
Основные понятия темы
  • Согласные звуки [г] – [г’], их обозначение буквой Г. Отличие гласных звуков от согласных.
  • Правила оформления предложения на письме.
  • Гигиенические правила на письме: к посадке, положению тетради , держанию ручки. 
Планируемый

результат

Предметные умения УУД
Умение писать правильно согласную букву Г.

Научатся проводить звуковой анализ слов, читать и записывать слова и предложения, объяснять лексическое значение слов, выделять ударный слог, отличать имена собственные , умение распознавать гласные и согласные буквы. 

Регулятивные: освоение способов написания и соединения письменных букв, способа безотрывного написания слов. Действовать по образцу и заданному правилу; контролировать свою деятельность; адекватно понимать оценку взрослого и сверстников.

Познавательные: осмысление соответствия звука букве; осмысление разницы между печатным и письменным шрифтами.

 Формирование логических действий: анализа, сравнения; установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные: уметь осуществлять кооперативно-соревновательное общение со сверстниками, слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей, обосновывать и доказывать собственное мнение и объяснять свои действия (способ написания), проявлять согласованность усилий по достижению общей цели.

Личностные: используют адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, осознание алгоритма своего действия; перевод внешней речи на внутренний план.

Ресурсы урока
Для учителя:
  • В.Г. Горецкий “Прописи”, “Просвещение” “Школа России”
  • Таблица с письменной буквой Г г, печатной буквы Гг.
  • Рисунки гусят.
  • Интерактивная доска.
  • Напечанные и написанные слова и предложения.
  • Картинка "Горизонт"
Для учащихся:
  • В.Г. Горецкий “Прописи”, №3  к “Азбуке” В.Г. Горецкий для 1класса “Просвещение” “Школа России”, 2015г.
  • Цветные карандаши.
  • Калька.
  • Напечанные и написанные слова и предложения.

Ход урока

1. Организационный момент
Цель этапа Содержание деятельности учителя Содержание деятельности учащихся
  Проверьте, друзья,

Вы готовы начать урок?

Поздороваемся с нашими гостями.

Возьмите друг друга за руки и скажите: Я желаю тебе удачи на уроке, если тебе будет трудно, я тебе помогу.

- Сначала на свое место сядут те, чье имя начинается с  гласного звука. Почему ты сел?

- Теперь сядут те, чье имя начинается с согласного звука.

Итог:

- Молодцы, никто не остался без места. Все сели тихо и правильно.

Учащиеся проверяют на парте наличие необходимых  принадлежностей. Желают друг другу хорошей работы

Учатся организации рабочего места.

2. Мотивация к деятельности.  Постановка темы.
Цель этапа — мотивировать учащихся на изучение темы.. Научить распознавать звуки (г) и [г’] в словах.  А. И так мы готовы начать урок письма! Учатся понимать и принимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Задача урока – не только учиться писать, но и оценивать результат работы по правилам.

Б. Повторение изученного на уроке чтения.

- Послушайте стихотворение.

- Скажите какие звуки встречаются чаще остальных?

По узкой тропинке
Гусиным шажком
Гусиное войско
Шагает гуськом.
А гусь Гога и гусь Гага
Друг без друга
Ни шага!
- Ге-Ге-Ге, гогочет гусь,
- Я собой, друзья, горжусь.

 

 

Учитель рассказывает стихотворение 

3. Актуализация необходимых знаний. 
Цель — познакомить со звуком [г, г], буквой Г, соотносить звук и букву 1. Постановка учебной задачи -проблемы.

- О ком это стихотворение? (о гусях)

- Как звали гусей? (Гога, Гага) - поставить картинки.

- Надо написать клички гусей письменными буквами. Попробуй.

- Что интересного заметили? (Написали с большой буквы)

(Мы не проходили заглавную письменную букву Г. ) Получилась она такой как на плакате? Нет.

- Вот вам и проблема. Назовите тему урока.

- Правильно, будем учиться писать письменную  заглавную (прописную,  большую) букву Г.

- Кто сформулирует тему урока? (Научиться писать письменную  заглавную (прописную)большую букву Г.)

- На уроке чтения мы договорились два звука обозначать одной буквой Г.

- Расскажите, что вы помните о новой букве.   (буква Г – печатная, она согласная, обозначает 2 звука твёрдый  [г] и мягкий  [г’]. Эти звуки звонкие, парные, есть 2 письменные буквы  заглавная и маленькая. Нам нужна большая буква, чтобы писать имена, клички, ... и другие имена собственные. А маленькая буква писать остальные слова.)

Выставляются рисунки гусят на доску. Под картинками выставляются  клички печатными буквами.

Два ученика по желанию выходят к доске и пишут письменными буквами клички гусят. (получается по орфографии верно, а по каллиграфии с графическими ошибками

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учатся  у доски по плакату давать связный монологический рассказ о новой букве

2. Работа над коллективным составлением плана  изучения темы урока.

- Как будем это делать? (Будем писать букву Г, слоги с буквой Г; слова, которые начинаются с большой письменной Г; составлять схему слова, предложения составлять)

- Проверьте план , который я составила.(вносим изменения: карточку, узор; меняем местами слоги – соединения  с  кличками, схему с именем)

Итог: определили задачу  урока.

Дети самостоятельно формулируют тему урока.

 

Учащиеся устно составляют коллективно план работы над новой буквой. Учитель выставляет карточки  своего плана на доске. Ребята вносят изменения и убирают ненужные или меняют  их местами .Учатся анализировать работу товарищей .

 

                       ФИЗМИНУТКА(1)

Утром встал гусак на лапки.
Приготовился к зарядке.
Посмотрел он в право, влево.
Повороты смело сделал,
Смело пощипал немного пух
И с разбегу в воду плюх!

 
4.Организация познавательной деятельности. 
Цель:  формировать умение писать заглавную письменную букву Г и её  соединения 1. Анализ заглавной письменной  буквы Г.

- Давайте вспомним наше правило, которое мы выполняем перед работой в тетради :

Я тетрадочку открою
И как надо положу.
Я от вас друзья не скрою:
Ручку правильно держу,
Сяду ровно, не согнусь,
За работу я берусь.
Этот пальчик в лес пошел.
Этот пальчик гриб нашел.
Этот пальчик чистить стал.
Этот пальчик жарить стал.
Этот пальчик столько съел.
От того и потолстел.

А) Показ образца написания буквы учителем на экране. (Буква в кепке с длинным козырьком).

Б) Показ образца написания буквы учителем на доске с подробным комментированием . (Ставим ручку на 1/3 часть сверху дополнительной строчки, опускаемся по наклонной линии, выполняем палочку с закруглением влево. Отрываем ручку. В средней части строки пишем перевёрнутую, горизонтальную палочку с закруглением, одеваем кепку с длинным козырьком).

Длина горизонтальной справа от наклонной должна быть равна ширине палочку с закруглением слева линии .

В) Игра “Поймай мелок”.

Д) Воображаемое письмо “в воздухе”.

 

Демонстрируют правильное применение гигиенических правил письма.

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети находят знакомый элемент Общий элемент “Палочка с закругление внизу” и “перевёрнутая горизонтальная палочка”.

Учатся сравнивать написание новой буквы с ранее изученными.Ученик на плакатах с письменными буквами находит общий элемент.

Наблюдают над симметричностью линий.

 

 

Учатся воспроизводить форму письменной буквы в воздухе.

2. Упражнение в написании новой буквы в рабочей тетради.

 Записать 3 раза новую букву.“Калька” - смотрим как получилось.

- Где ножки?  на полу стоят ровно.

- Где глазки?  Высоко.

- Спинка? Прямая .

- Где рука-помощница? Придерживает тетрадь.

- Длина наклонной  должна быть равна длине палочки с закруглением слева (пол строки)

Графическая работа.

Вывешивается образец письменной буквы Г и учитель проверяет букву на  параллельность написания элементов, прикладывая кальку.

Самоанализ написанного.

-Найдите самую красивую букву обведите её.

 

Учатся писать в тетради букву.

Учатся выполнять санитарно-гигиенические навыки письма.

Учатся проверять букву на  параллельность написания элементов .

Учатся применять критерии оценивания выполненной работы

3.Обучение письму слогов. (Га, Го)

А) Показ  учителем на доске с полным комментированием нижнего соединения Го.

Вспомните, какие соединения слогов бывают?

-Теперь научимся писать соединения. (пишу письменную заглавную букву Г снизу провожу линию до 1/3 рабочей строки делаю “качалочку”  прописываю букву “о”, она предлагает свою руку следующей букве.) Напишите в прописи 2 раза.

Б) Показ верхнего соединения Га.

- Показ верхнего соединения учителем (пишу письменную  заглавную букву Г снизу провожу линию до  середины верхней линии   рабочей строки  и пишу а,   напишите до конца строки слог Га.

Г) Графическая работа.

- Обозначьте зеленой ручкой верхнее и нижнее соединения.

Самооценка своей работы.

- Найдите самое красивое соединение, обведите его.

 

 

 

 

Учатся писать слоги Га, Го, и делают графические пометы в соединениях. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Оценка выполнения работы по критериям: правильно, красиво.

ФИЗМИНУТКА(2)

Раз, два выше голова.
Три, четыре руки шире.
Пять, шесть тихо сесть.
Семь, восемь лень отбросим.
Девять, десять не шуметь.
Одиннадцать, двенадцать рот закрыть.

Проводят 2-3 ученика.
Цель :формировать упражнение в составлении звукового разбора слова. и) Д) Решение проблемы

- Можем  уже  решить нашу проблему - Да. Кто может на доске написать в кличках гусей новую письменную заглавную букву Г.

 - Гусята довольно, от правильного написания их кличек

4. Звуко-буквенный анализ слова   Галина, Гена

1) Назовите имя девочки на новый звук.(ГАЛЯ, полное - Галина)

- Работаем устно - делаем звуковой анализ слова Галина.

Дети выходят к доске и  записывают каллиграфически  правильно буквы под картинками гусят.
2) Проверка

Сколько слогов в слове?

На какой слог падает ударение?

 Расскажи, что обозначает каждый квадратик?

1-й звук в слове Галина -г -он согласный, твёрдый, звонкий., буква Г

2-й звук  а- он гласный, поётся., обозначу на письме буквой а- буква А

3-й звук –л - согл., мяг., звон., обозначу на письме буквой Л-л

4-й звук  и –гл,  поётся., ударный , обозначу на письме буквой -и

5-й звук н - согл., ТВ, звонкий, обозначу на письме буквой -Н

6-й звук а –гл, поётся -а

2) Оцените  себя.

 

Учатся выполнять слого-звуковой анализ слов, соотносить слова со схемой моделью. Учатся связному монологически полному ответу. Вызванный  ученик работает у доски  самостоятельно. 

 

 

 

 

 

 

Учатся применять критерии оценивания выполненной работы

  5. Обучение письму слова  по образцу в прописи.

Письмо слова. (Галина )

- Вернемся с вами в пропись стр.25 Какими буквами написано слово Галина?(письменными) Попробуем записать его на кальку.

Отложите кальку.

Найдите последнюю рабочую строку в прописи, запишите имя Галина 1 раз.

Поставьте запятую, запишем еще имя Глеб.

- Проверьте друг у друга. Как ваш сосед написал слово.

Самооценка.

- Оцените свою работу  .

Обведите самое красивое по написанию имя, при этом обратите внимание на соединения..

Учатся писать слова на кальку и самостоятельно в пропись. Учатся применять критерии оценивания выполненной работы
Цель: развивать пространственные представления детей. 6. Исследовательская работа над графической стороной слова “горизонт”. Работа в паре.

На доску вывешивается табличка с письменным написанием слова “горизонт” для пометок.

Как вы думаете что это такое? Где мы это можем встретить?

1. Обведите слово ручкой по контуру,

2. Посчитайте сколько здесь нижних соединений и сколько верхних. Посоветуйтесь вместе.

 

Делают графическое исследование в паре. Доказывают условными значками на образце у доски.

Учатся применять критерии оценивания выполненной работы

Взаимопроверка написанного.

Цель: формировать умения работать с алфавитом. 7.Работа с лентой букв. Еще раз посмотрите на ленту букв, где находится наша буква. Назовите предшествующую букву, следующую.А теперь найдите ее на плакате.  
Цель: формировать умение составлять предложение по данным словам 8. Развитие речи. Работа в парах.

Работа с деформированным предложением. (даны 4 разных предложения по степени сложности).

Галина набрала много грибов.  
Боровик - самый главный гриб!  
Галина и Гена собирали грибы.
Гена набрал много грибов.  

1 вариант снимет скрепку. Разложите карточки на них слова.

- Подумайте.

- Что можно с сделать? (Составить предложения)

- Составьте предложение.

- Прочитайте какие получились предложения. У кого предложение самое  длинное, из скольких слов? Что помогло в составлении предложения? (первое слово пишется большая буква, слова пишутся раздельно, в конце стоит точка). Карточка с точкой -это последнее слово.

2 вариант: собирает карточки и скрепляет.

А теперь обратимся в пропись и запишем предложение, которое нам подготовили. Прочитайте его и запишите. Помня правила написания предложений.

- А теперь все встанут и пройдут по классу, посмотрят как работали друзья.

 

Учатся составлять  предложения из слов в парах. Доказывают свои ответы.

5. Подведение итога. Рефлексия.
Цель – проверить умение учащимися проводить рефлексию своей деятельности - Подведём итог проделанной работы на уроке.

- Какие новые знания приобрели сегодня?

- Что узнали о ней?

- Начинать свой ответ со слов:

- Сегодня  на уроке  я  узнал...

- У  меня получилось...

- Было  трудно...

- Было  интересно...

- Теперь  я  умею...

- Меня удивило...

- Над чем нужно еще поработать?

- Кто работал на уроке?

Учащиеся анализирую свою работу на уроке и работу одноклассников.(Ответы строят полными предложениями по данному алгоритму.)