ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Базовый учебник: Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 2014.
Цель урока: совершенствование практических навыков решения основных задач на проценты и умение их применять при решении жизненных задач
Планируемые результаты:
- предметные: уметь в процессе реальной ситуации использовать понятие процента и умения решать основные типы задач на проценты
- личностные: умение работать в парах, слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения
- метапредметные: уметь воспроизводить смысл понятия проценты; уметь обрабатывать информацию; формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности
Задачи:
- образовательные (формирование познавательных УУД): обеспечить осознанное усвоение процентов при решении задач; закрепить навыки и умения применять алгоритмы при решении задач на проценты; создание условий для систематизации, обобщения и углубления знаний учащихся при решении задач по теме “Проценты”.
- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): умение слушать и вступать в диалог; формировать внимательность и аккуратность в вычислениях; воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе.
- развивающие (формирование регулятивных УУД): способствовать развитию творческой активности учащихся; повысить познавательный интерес к предмету; развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез - правил решения задач, умений анализировать способы решения задач); развитие не только логического, но и образного мышления, фантазии детей и их способности рассуждать.
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений
Формы работы учащихся: Фронтальная, парная, индивидуальная
Необходимое оборудование: доска, экран, проектор, компьютер, калькуляторы (в случае необходимости), карточки самооценивания.
Структура и ход урока
Этап урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Время (в мин) | Формируемые УУД |
1. Организационный этап | Создать благоприятный психологический настрой на работу | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. | Включаются в деловой ритм урока. | 1 | Коммуникативные: планирование
учебного сотрудничества с учителем и
сверстниками. Регулятивные: организация своей учебной деятельности Личностные: мотивация учения |
2. Актуализация знаний | Актуализация опорных знаний и способов действий. | Организация устного счета и повторения основных типов задач на проценты. | Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы. | 3 | Познавательные: структурирование
собственных знаний. Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: оценивание усваиваемого материала. |
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. | Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы. | Записывают дату в тетрадь, определяют тему и цель урока. | 4 | Познавательные: умение
осознанно и произвольно строить речевое
высказывание в устной форме. Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. |
4. Применение знаний и умений в новой ситуации | Показать разнообразие задач на проценты, решаемых в жизни. | Организация и контроль за процессом решения задач. | Работают в парах над поставленными задачами. | 23 | Познавательные: формирование
интереса к данной теме. Личностные: формирование готовности к самообразованию. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата. |
5. Физкультминутка | Смена деятельности. | Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. | Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу. | 2 | |
6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. | Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых. | Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок. | Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач. | 4 | Личностные: формирование
позитивной самооценки Коммуникативные: Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы. |
7. Рефлексия (подведение итогов урока) | Дать количественную оценку работы учащихся | Подводит итоги работы групп и класса в целом. | Учащиеся сдают карточки самооценивания. | 2 | Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке |
8. Информация о домашнем задании | Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания | Дает комментарий к домашнему заданию | Учащиеся записывают в дневники задание. | 1 |
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учеников | ||||||||||||||||||||||||||||||
1. Организационный этап Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. У каждого из вас на столах лежат карточки самооценивания. Подпишите их. В время урока мы с вами будем выполнять задания. По окончанию решения каждой задачи, вы должны оценить свою работу: "+" - справился с задачей без затруднений, - справился с задачей, но возникали затруднения при решении, "–" - не справился с задачей. |
Учащиеся слушают учителя | ||||||||||||||||||||||||||||||
2. Актуализация знаний Устный счет:
Задание: в первой строке замените десятичные дроби процентами, а во второй строке проценты замените десятичными дробями. Давайте вспомним основные задачи на проценты. а) как найти процент от числа; Найдите: 38% от 450 Решение:
б) как найти по проценту целую величину; Найдите: число, 5% которого равны 14. Решение:
в) как найти процентное соотношение одного числа от другого. Сколько процентов составляет 130 от 520? Решение: 130 : 520 * 100% = 25%. Повторим эти правила в общем виде:
|
Учащиеся устно выполняют предложенные задания. | ||||||||||||||||||||||||||||||
3. Постановка цели и задач урока.
Мотивация учебной деятельности учащихся. Рассмотрим следующую задачу: У нас в классе 26 человек. Сегодня не пришли в школу 7 человек- заболели ОРВИ. Отправят ли класс на карантин, если процент заболеваемости должен быть минимум 25%? - Ответить на этот вопрос помогут проценты. Если мы выразим количество учащихся в процентах, ответ будет ясен. - Действительно, в нашей жизни человек очень часто сталкивается с понятием проценты. Где мы встречаемся с этим понятием? Кроме того, полученные знания на уроках математики, помогут вам в дальнейшем при решении задач по химии (например: узнать концентрацию песка в компоте), физике, биологии (жирность сметаны). А также при сдаче экзамена ЕГЭ. Сегодня вы будете исполнять роль покупателя, вычислять как выгодно приобрести товар ;побываете в роли завуча школы; в роли бухгалтера, начисляющего заработную плату вашему папе. Тема нашего урока: Решение задач на проценты. Наша цель на уроке - обобщить знания по теме "Проценты" и суметь применить их при решении реальных жизненных задач. |
Учащиеся предлагают свои решения.
Отвечают на поставленный вопрос (В магазине, и в банке, и в аптеке, и в кулинарии, и по телевизору и в школе)
Формулируют тему и цель урока, записывают в тетради дату и тему урока. |
||||||||||||||||||||||||||||||
4. Применение знаний и умений в новой
ситуации Итак, приступаем к решению задач, которые очень часто нам приходится решать в жизни. |
Учащиеся в парах выполняют решение предложенных задач. При необходимости могут использовать калькуляторы, имеющиеся на столах. По окончании работы над каждой задачей, оценивают результат своей деятельности на листах оценивания. | ||||||||||||||||||||||||||||||
Завуч школы. 1) В пятых классах 105 учеников, 56 из них учатся на “4” и “5”. В шестых классах 48 учеников, 25 из них учатся на “4” и “5”. В седьмых классах 72 ученика, 38 из них учатся на “4” и “5”. В какой параллели качества знаний лучше? Ответ округлить до десятых процента. |
Ответ к задаче: 53,3% учащихся закончили четверть на“4” и “5” – в 5 кл 52,2% учащихся закончили четверть на“4” и “5” – в 6 кл 52,8% учащихся закончили четверть на“4” и “5” – в 7 кл |
||||||||||||||||||||||||||||||
Продавец - покупатель. Ученики в парах вычисляют скидку на два, заранее определенных, товара, и стоимость покупки.
|
Ответ к задаче:
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Бухгалтер – сотрудник фирмы. Оклад сотрудника – 14 200 рублей. Доплата за вредность – 40 % Доплата за выслугу лет- 20% Какова заработная плата сотрудника? Прибавить к ней 55% от начисленной суммы – премия. И вычесть 13% - налоги. Какую сумму получит сотрудник? |
Ответ к задаче: Заработная плата
сотрудника 22 720 рублей, Премия 12 496 рублей, Общая сумма 35 216 рублей, Налог 4 578,08 рублей, Сумма, которую получит сотрудник 30 637,92 рубля. |
||||||||||||||||||||||||||||||
Врач - пациент 1) Средняя продолжительность жизни в России не курящего человека 62года., а курящего 52,7года. Определите на сколько процентов укорачивает свою жизнь курящий человек.? |
Ответ к задаче: 52,7:62*100=85%-живет курящий человек. 100%-85%=15% |
||||||||||||||||||||||||||||||
5. Физкультминутка Давайте немного передохнем. Дружно с вами мы считали, о процентах
рассуждали, |
Учащиеся поднимаются с мест, повторяют действия за учителем. | ||||||||||||||||||||||||||||||
6. Контроль усвоения, обсуждение
допущенных ошибок и их коррекция Наш урок подходит к концу. Давайте обсудим: какие задачи вызвали у вас затруднения и почему? |
Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач. | ||||||||||||||||||||||||||||||
7. Рефлексия (подведение итогов урока) Итак, вы сегодня решали взрослые жизненные задачи. Они, конечно, упрощены и их не настолько много, как встречается в жизни. Но с каждым днем вы взрослеете, и задачи усложняются вместе с вами. Собираются карточки самооценивания и выставляются оценки за работу на уроке. |
Учащиеся сдают карточки самооценивания. | ||||||||||||||||||||||||||||||
8. Информация о домашнем задании Решите следующую задачу: В семье Ивановых, состоящей из мамы, папы и пятелетней Оли, семейный бюджет на месяц делится следующим образом: Статья расхода Процент от заработанной суммы Оплата расходов на содержание квартиры
Плата за детский сад за 1 ребенка
Покупка продуктов
Непредвиденные расходы (покупка одежды, обуви, приобретение или ремонт электроприборов ,если есть необходимость и т.д.)
В копилку
Задания: 1. Рассчитайте, какая сумма в рублях идет на каждую статью расхода, если Олина мама зарабатывает 20 000 рублей, а Олин папа 30 000 рублей в месяц. 2. Смогут ли Ивановы съездить через 5 месяцев по путевке на юг, потратив на это деньги из копилки, если зарплату папе и маме поднимут единовременно на 15% ? Цена путевки на трех человек, включая дорогу) - 56 000 рублей. |
Учащиеся получают карточки с домашним заданием. |
Самоанализ
Этапы урока | Уровень достижения планируемого результата | Возможные риски | Коррекционная работа |
Стадия Вызова | Регулятивные действия - Целеполагание как способность соотносить то, что уже известно и усвоено, и то, что еще неизвестно - Планирование как определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата Познавательные действия - Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели - Выделение наиболее важной информации - Построение логической цепочки вопросов Коммуникативные действия - Включаемость в коллективное обсуждение вопросов - Постановка вопросов Личностные действия - Развитие познавательных интересов, учебных мотивов Предметные действия - Воспроизведение (актуализация) знаний о процентах. - Воспроизведение основных видов задач на проценты - Определение основных направлений в изучении темы |
Ученики не могут назвать основные виды
задач на проценты Ученики не могут ответить на вопрос, где в жизни встречаются проценты. Ученики не могут сформулировать цель и задачи урока |
1. Учитель на примерах помогает
вспомнить, какие бывают задачи на проценты 2. Учитель приводит самый “яркий” пример: скидки в магазине - сталкивается каждый человек. 3. Помогает с помощью опорных слов: вспомнить, повторить... |
Стадия Содержания | Регулятивные действия - Оценка как выделение и осознание того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения - Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии Познавательные действия - Поиск и выделение необходимой информации - Выбор способа действия - Умение осознанно применять полученные знания на практике Коммуникативные действия - Умение слушать и вступать в диалог - Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации Личностные действия - Развитие познавательных интересов, учебных мотивов Предметные действия - Построение нового знания о процентах - Применение понятия процент при решении жизненных задач - Анализ информации по теме “Проценты” |
||
Стадия Рефлексии | Ученики затрудняются в определении
вида задач на проценты, соответственно возникают
трудности при решении Ученики не могут работать в паре, возникают трудности в общении Ученик отказывается работать в паре. Ученики не знают, как применять полученные знания на практике. |
1. Учитель может индивидуально подойти и
помочь тем, у кого возникли трудности 2. Учитель заранее подбирает пары или пересаживает учеников так, чтобы им было более удобно работать 3.Работа может протекать индивидуально, со стороны учителя активная поддержка и необходимая помощь. 4. Еще раз обсудить задание, вспомнить правила и разобрать один из примеров. |
|
Ученики не могут оценить свою работу. 2. Ученики не знают, где именно искать информацию по данной теме, если возникнут затруднения при выполнении домашней работы |
1. Учитель может еще раз разобрать
критерии оценивания как индивидуально так и на
весь класс 2. Дать возможность послушать остальных, либо сдать в письменной форме 3. Обратить внимание учеников на параграф №40, подсказать, что они могут подойти как к учителю, так и к родителям за помощью. |
Карточка самооценивания.
Ф. И. ________________________________
Система оценивания:
"+" - справился с задачей без затруднений,
- справился с задачей, но возникали сложности,
"-" - не справился с задачей.
№ задания | Задание | Оценка |
1 | Устный счет | |
2 | Учитель | |
3 | Завуч школы | |
4 | Продавец – покупатель. | |
5 | Бухгалтер – сотрудник фирмы. | |
6 | Врач-пациент | |
7 | Итого: ваша оценка за урок |
Если у вас:
- 6- 5,5 “+” - ставим оценку “5”;
- 5- 4,5 “+” - “4”;
- 4- 3,5 “+” - “3”.
Задачи для работы в классе
1. Завуч школы.
1) В пятых классах 105 учеников, 56 из них учатся на “4” и “5”. В шестых классах 48 учеников, 25 из них учится на “4” и “5”. В седьмых классах 72 ученика, 38 из них учится на “4” и “5”.
В какой параллели процент качества знаний выше?
2. Продавец - покупатель.
Ученики в парах вычисляют скидку на два, заранее определенных, товара, и стоимость покупки.
Товар | Cкидка на данный товар |
Компьютер - 36 500 рублей | 13 % |
Телефон – 7 800 рублей | 10% |
Куртка - 2 400 рублей | 7 % |
Спортивный костюм – 2 900 рублей | 11 % |
Кроссовки – 1 700 рублей. | 5 % |
3. Бухгалтер – сотрудник фирмы.
Ставка сотрудника – 14 200 рублей.
Доплата за вредные условия труда – 40 %
Доплата за выслугу лет - 20%
Какова заработная плата сотрудника?
Прибавить к ней 45% от начисленной суммы – премия. И вычесть 13% - налоги. Какую сумму получит сотрудник?
4. Врач-пациент
Средняя продолжительность жизни в России не курящего человека 62 года, а курящего 52,7 года. Определите на сколько процентов укорачивает свою жизнь курящий человек.?
Домашнее задание
Задача: В семье Ивановых, состоящей из мамы, папы и пятилетней Оли, семейный бюджет на месяц делится следующим образом:
Статья расхода | Процент от заработанной суммы |
Оплата расходов на содержание квартиры | 9% |
Плата за детский сад за 1 ребенка | 5% |
Покупка продуктов | 33% |
Непредвиденные расходы (покупка одежды, обуви, приобретение или ремонт электроприборов, если есть необходимость и т.д.) | 33% |
В копилку | 20% |
Задания:
1. Рассчитайте, какая сумма в рублях идет на каждую статью расхода, если Олина мама зарабатывает 20 000 рублей, а Олин папа 30 000 рублей в месяц.
2. Смогут ли Ивановы съездить через 5 месяцев по путевке на юг, потратив на это деньги из копилки, если зарплату папе и маме поднимут единовременно на 15% ? Цена путевки на трех человек, включая дорогу - 56 000 рублей.