Красота осени в произведениях литературы, живописи и музыки. 2-й класс

Разделы: Музыка, Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 2


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (66 МБ)


Класс: 2

Учебный предмет: литературное чтение + музыка (интегрированный).

Тип урока: Урок применения предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями (комплексный).

Форма урока: Урок-диалог.

Формы организации: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

Цель деятельности педагогов:

- создать условия для знакомства с произведениями А.С.Пушкина “Унылая пора...”, репродукциями картин В.Поленова “Осень в Абрамцеве”. А.Куинджи “Осень”; музыкальным произведением “Времена года” П. И. Чайковского;

- на примере художественных образов произведений поэзии, живописи и музыки пока-зать, что увидеть красоту природы и отобразить ее можно при помощи литературного язы-ка, живописных и музыкальных произведений;

- продолжить формирование первичных представлений о жанрах в изобразительном искусстве; охарактеризовать знакомые детям жанры изобразительного искусства и обога-тить этот список (пейзаж, портрет, натюрморт);

- раскрыть значимость природы в жизни человека: взаимоотношения человека и природы, влияния природы на настроение и самочувствие человека, влияние человека на природу (человек – часть природы, природа – его дом); красота родной природы как неиссякаемый источник вдохновения для поэтов, художников, музыкантов;

-  заложить основы понимания поэтики и своеобразия русского пейзажа (колорит, мотив, сюжет) на основе знакомства с произведениями живописи: В.Д. Поленов “Осень в Абрам-цеве”, А.Куинджи “Осень”;

- развивать дифференцированное зрение: умение видеть и замечать  красивое и необычное в природе и окружающей действительности; развитие художественного восприятия, рас-ширение опыта общения с произведениями искусства, совершенствование зрительной па-мяти, эмоционально-образной сферы;

- закрепить умение детей сопоставлять свои мысли, чувства по настроению с музыкой, поэзией, живописью;

- воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе, малой Родине через художественные, музыкальные и литературные произведения;

- применять оптимальный спектр познавательных, развивающих, воспитательных способов целостного развития личности ребёнка и формирования УУД.

Планируемые результаты:

Формирование личностных УУД:

  • Ученик научится (получит возможность научиться) при помощи системы заданий, обеспечивающих ценностную ориентацию детей, проявлять познавательную инициативу , соотносить свои поступки с этическими чувствами, отвечать на вопрос, какое значение и какой смысл имеют для него те или иные знания.

Формирование регулятивных УУД:

  • Ученик научится (получит возможность научиться) при помощи системы заданий, ориентирующей младшего школьника на целеполагание:
    • принимать учебную задачу на основании того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно;
    • планировать свою деятельность как способность самостоятельно определять последовательность выполнения действий;
    • контролировать свою деятельность как способность сличения способа действия и его результата с заданными эталонами;
    • умению саморегуляции как способности начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент;
    • навыкам коррекции как способности исправлять промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;
    • уровню самооценки как способности осознать то, что уже усвоено, и то, что ещё нужно усвоить, способности осознать уровень усвоения.  

Формирование коммуникативных УУД:

  • Ученик научится (получит возможность научиться)
    • сотрудничать с соседом по парте, с товарищем в группе;
    • планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (распределение ролей при парной, групповой или коллективной работе);
    • умению с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
    • умению разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать ответственность на себя.

Формирование познавательных УУД:

  • Ученик научится (получит возможность научиться):
    • формулировать ответы на основе поставленных учителем вопросов;
    • выделять существенные признаки прочитанных, увиденных и услышанных произведений;
    • выполнять задания с использованием материальных объектов, схем;
    • проводить сравнение, классификацию, выбирая наиболее эффективный способ для правильного ответа;
    • строить объяснение в устной форме по предложенному плану;
    • строить логическую цепь рассуждений.

Предметные УУД: ученики познакомятся со стихотворением А.С. Пушкина “Унылая пора...”, узнают новые литературные приёмы, позволяющие автору передать всю полноту чувств; увидят репродукции картин В.Поленова “Осень в Абрамцеве”, А.Куинджи “Осень”; познакомятся с циклом “Времена года” П. И. Чайковского и будут выявлять художественные особенности данных произведений на основе анализа и наблюдения.

Технологии обучения, воспитания, обоснованность их использования в рамках указанной темы урока: здоровьесберегающая, личностно-ориентированная.

Структура урока: самостоятельное целеполагание учащимися, разработка плана урока, изучение нового, анализ стихотворения, произведений живописи и музыки, рефлексия, самооценка, домашнее задание.

Межпредметные связи: интеграция с уроками изобразительного искусства, музыки.

Оборудование (создание информационной, подготовительной предметно-развивающей среды):

Учебник.

  • Литературное чтение. 2 класс. В 2 ч. Ч.2. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. М.: Просвещение,-2014 г.
  • Листочки с текстом стихотворения.
  • Мультимедийная приставка, ноутбук, экран.
  • Презентация к уроку.

Домашнее задание: выучить стихотворение А.С. Пушкина наизусть, прослушать самостоятельно музыкальное произведение П. И. Чайковского из цикла “Времена года” (Осень), нарисовать иллюстрацию по своим впечатлениям.

ХОД УРОКА

I  Мотивация к деятельности

Слайд 1. Музыкальное приветствие (Звучит музыка П.Чайковского. Сентиментальный вальс “Осеннее настроение”). Психологический настрой на урок. Беседа.

II Актуализация знаний

Слайд 2.

а) Создание проблемной ситуации: кто автор этих строк? (читают подготовленные дети)

б) Учитель предлагает сделать по слайдам видеоряда с репродукциями пейзажей, услышанных отрывков стихов и звучащей музыки предположение о целях урока.

- Какие знания мы должны получить на сегодняшнем уроке?

в) Построение проекта решения проблемы (целеполагание). Слайд 3.

III Реализация построенного проекта.

Подготовка к первичному восприятию текста стихотворения А. С. Пушкина.

- Как вы думаете, о чем будет это стихотворение?

Чтение стихотворения учителем на фоне звучания “Осенней песни” П.И. Чайковского.

Слайд 4.

Работа над текстом стихотворения.

- Повторное чтение стихотворения, беседа по содержанию.

- Есть ли в стихотворении сюжет или автор передает нам только настроение?

- Как называется произведение, в котором автор передаёт настроение, состояние души?

Слайд 5.

- Какова основная задача лирического произведения? Какие чувства передаёт автор?

- Дифференцированное творческое задание в паре:

а) Чтение стихотворения учащимися про себя с заданием ответить на вопрос: что именно автор больше всего любит в осени?

– Итак, что же поэт любит?

– Что вы понимаете под этими словами? Увяданье – само слово ассоциируется у нас с чем-то некрасивым, увядшим. Но, соединив это слово со словом пышное, автор получает совершенно другой образ.

– Что значит пышное?

– Автор, по сути, сам объясняет, что такое пышное увядание. Найдите и прочитайте эти строки.

(Ученик читает 4–8 строки)

– Можно ли назвать данное увядание пышным?

б) Словарная работа.

Встретилось ли вам незнакомое слово или слово, которое мы мало употребляем? (Багрец.)

- Как вы думаете, что оно обозначает? Где можно посмотреть его значение? Слайд 6.

– Какое из этих двух значений А.С.Пушкин берёт для своего стихотворения?

– А еще какое устаревшее слово встретили в стихотворении? (Очи.).

– А что придают устаревшие слова данному произведению?

– Давайте прочитаем первую строчку стихотворения выразительно, выбирая правильную интонацию. (Читают 2–3 ученика.)

в) Самостоятельная работа  Чтение текста с заданием выбрать словосочетания.

г) Первичное закрепление во внешней речи.

Почему А. С. Пушкин называет осень унылой порой?

– А почему же это все-таки и пора очей очарованье?

– Заметили ли вы, как быстро пожелтели листья на деревьях у нас за окном? Вот она - прощальная краса. Вот ещё одно словосочетание.

– Что интересного вы заметили? Эти словосочетания содержат в себе противоречие, но это не просто игра слов, это литературный приём под названием оксюморон, т. е. сочета-ние несочетаемого.

Слайд 7.

д) Работа над выразительностью чтения:

Выборочное чтение строк, в которых автор выражает свои чувства. Определение интонации, с которой они должны быть прочитаны.

е) Групповая дидактическая игра “Мастер художественного слова”.

Составление в группе “партитуры” стихотворения, выбор лучшего чтеца.Чтение учениками вслух на фоне музыки П.И. Чайковского “Времена года” (Осень. Сентябрь). Слайд 8.

Физкультминутка. Дети плавно танцуют, кружатся под музыку П. И. Чайковского “Времена года” (Осень. Октябрь), словно осенние листья.

Работа по картинам В.Поленова “Осень в Абрамцеве”, А.Куинджи “Осень”.

Беседа учителя о жанрах живописи.Просмотр мультфильма “Если видишь на картине...”

О каких жанрах  изобразительного искусства вы узнали? (Слайд 9).

- Как переводится слово “пейзаж”? Предлагаю вам совершить заочную экскурсию на выставку картин русских художников пейзажистов.

Выступления учеников с мини-проектами о творчестве В.Поленова и А.Куинджи на фоне видеоряда слайдов 10-14 и музыки П. И. Чайковского “Времена года”. (Осень. Ноябрь).

К какому жанру относятся эти произведения? Слайды 15, 16, 17.

- Можно ли заметить некоторые отблески лета, еще не поблекшие его краски?

- Что создает особо радостное и даже праздничное настроение?

- Как автор отображает противоположные настроения?

Слайды 18, 19. 20.

- Что это за золотые деревца на заднем плане?

- Какую осень застал художник? Почему вы так думаете?

- Слышите ли вы, глядя на эти картины, музыку поэтических строк? Слышал ли их художник?

- А можно ли путешествовать внутри картины?

- Предлагают ли нам это  сделать авторы?

- Кто из вас может нас провести по этому лесу?

- А есть ли в этом лесу какие-то запахи? Если есть, представьте эти осенние запахи.

- А что же делает картины такими нарядными, радостными?

Чем вас привлекают эти пейзажи?

- Какие звуки можно услышать в лесу этим ясным осенним днем?

- “Тихо” или “громко” звучит музыка?

- Мажорное или минорное настроение составляет её колорит – соединение красок?

- Какому пейзажу больше созвучна музыка Чайковского?

- Вызывает ли созерцание этих нарядных пейзажей желание петь?

Физкультминутка. Хоровое исполнение песни “Осень золотая” Сидоровой (Слайд 21).

Знакомство с произведением П.И. Чайковского “Времена года”.

Природа вдохновляла на творчество не только художников, поэтов, но и композиторов. Вы узнали автора музыкальных произведений, которые сегодня звучали на уроке?

Созвучны ли эти произведения с пейзажами и поэтическими строками, которые мы услышали?

- Можно ли сказать, что пьесы цикла – это русские пейзажи в разное время года?

На фоне фонограммы Концерта №1 для фортепьяно с оркестром (“Осенняя песня” из сборника “Детский альбом”) учитель рассказывает о творчестве Пётра Ильича Чайков-ского, о цикле произведений “Времена года”. Слайд 22.

Что выражает лирическая музыка?

- Чем она отличается?

- Является ли каждая пьеса цикла самостоятельной по характеру?

- Есть ли у музыки свои краски? Какие они?

VI Включение в систему знаний и повторение

Какие чувства пробудили у вас эти стихи, картины, музыка?

- Какими выразительными средствами композитор передает состояние природы и настроение человека?

- Какие общие черты вы заметили у музыкального, поэтического и живописного образа русской осени?

- Какими средствами выразительности пользуются композиторы?

- Какое существует понятие для обозначения противоположных по настроению произведений?

- Можем ли мы сказать, что музыка Чайковского дает возможность любоваться природой, делает нас благороднее, чище, возвышает и вдохновляет?

- Как вы думаете что вдохновляло поэтов, художников и композиторов на создание этих произведений?

- А при помощи чего передают настроение поэты, художники и композиторы?

- А что общего между их произведениями?

VII Контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Рефлексия.

Чем же мы занимались на уроке?

- Достигли ли мы поставленных в начале урока целей? Учитель читает стихотворение Елены Сокольской “Дарите музыку друг другу!”

Слайд 23. Звучит музыка П.Чайковского. Сентиментальный вальс “Осеннее настроение”.

VIII Cамооценка на основе критериев успешности.

Детям предлагается разместить магнитик на доске возле нужного смайлика.