Собственные и нарицательные имена существительные. Большая буква в именах, отчествах и фамилиях. 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  • систематизация знаний учащихся о правописании большой буквы в именах, отчествах, фамилиях;
  • знакомство с именами собственными, нарицательными;
  • учить отличать имена собственные от нарицательных; расширение словарного запаса детей;
  • развивать внимание, логическое мышление и интеллектуальное развитие учащихся.

Задачи:

Предметные:

  • познакомить с именами собственными и нарицательными;
  • учить применять правила правописания большой буквы в ФИО;
  • продолжить работу с толковым словарём;
  • создать условия для обогащения словарного запаса детей;
  • воспитание уважительного отношения к семье, к роду.

Метапредметные:

  • создавать условия для формирования интереса к новому учебному материалу;
  • развивать умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в свою работу;
  • развивать умение работать в паре, оценивать своего товарища;
  • развивать воображение , анализировать, сопоставлять, обобщать;
  • формировать коммуникативные навыки (построение монологического высказывания, владение диалогической формой коммуникации, учёт мнения и позиции другого).

Личностные: формировать положительное отношение к учёбе и своим знаниям, развивать творческое воображение.

Ход урока

1 слайд. Презентация.

1. Организационный момент.

Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.

2. Минутка чистописания.

2 слайд. На доске записано: фмл ффмл

- Определи порядок написания букв. Продолжи. (фффмл ффффмл)

- Дайте характеристику звуку [ф].

3. Словарная работа. Знакомство с новым словом.

3 слайд. - К нам на урок пришли 2 девочки. Давайте с ними познакомимся. Но для этого надо решить задачу.

Оля и Юля имеют разные фамилии Сапожникова и Кузнецова. Какую фамилию имеет каждая из них, если Оля и Кузнецова живут в соседних домах? (Оля Сапожникова и Юля Кузнецова).

- Но кто из них Оля, а кто Юля? Хотите узнать? (да)

- У девочки справа от вас в имени 4 звука. (Юля)

4 слайд. - Оля и Юля приготовили для вас задание.

5 слайд. Каждой букве соответствует знак. Составьте слово, которое зашифровано. (фамилия)

6 слайд

 - Что означает фамилия? (человек принадлежит семье)

- Каким образом человек получает фамилию? (переходит от родителей)

- Давайте посмотрим значение этого слова по словарю. Каким словарём нужно пользоваться? (толковым)

7 слайд. СЛОВАРЬ: Фамилия – 1. Наследственное семейное наименование, прибавление к личному имени. 2. Род. 3. Семья.

- Какое значение слова нам ближе, понятнее? (семья)

- Слово фамилия означает семья.

8 слайд. Запишем в тетрадь: ФАМИЛИЯ,

- Как произошли фамилии? (версии детей)

9 слайд. Работа с учебником стр. 56. Страничка для любознательных.

Стихотворение “Прапрадеды”, автор Г. Граубин.

Кем был твой прадед на Руси,
Свою фамилию спроси.
Есть в каждом классе Кузнецов.
Кто прадед Кузнецова?
Он был из рода кузнецов –
Отец отца отцова.
У Гончарова прадед знал
Гончарный круг и глину.
У Дегтярёва дёготь гнал.
В дегтярне горбил спину.
С пилою Пильщиков дружил,
Мял Кожемякин кожи.
В атаки воинов ходил,
Стрельцов сражался тоже.
Звучит как музыка, как стих,
Фамилии простые.
Взглядись – и ты увидишь в них
Историю России.

- Давайте вернёмся к нашим девочкам и подумаем, как образовались их фамилии? 10 слайд. –А знаете ли вы, что означает ваша фамилия? (версии детей)

- Кроме фамилии у человека есть отчество. Как образовано оно? (от имени отца)

11 слайд. Запишем в тетрадь: ОТЧЕСТВО, ИМЯ.

- В каком словаре проверим правильность написания слов? (орфографическом)

4. Введение в тему урока.

– Какая тема урока? Над чем мы сегодня будем работать? (...)

- Мы будем работать над правописанием большой буквы в ФИО. Узнаем какие существительные относятся к именам собственным и нарицательным.

12 слайд. “Тема урока”

5. Работа над новым материалом.

13 слайд. - Прочитайте. На какие две группы можно разделить слова?

Алёнушка. Сестрица. Петрович. Боря. Брат. Титов. Медведев. Отец. Сергеевич.

14 слайд. Ответы на задание.

- Запишите в тетрадь слова, которые всегда пишутся с заглавной буквы.

- Как вы думаете, эти слова называются имена собственные или нарицательные? (дети высказывают предположение)

15 слайд. Работа над правилом СТР. 52, 53 Имена собственные, нарицательные.

- Ваше предположение оказалось верным?

6. Закрепление нового материала.

Упр. 90. Какое слово лишнее? Почему? Спишите слова в алфавитном порядке.

- Какие ещё слова пишутся с заглавной буквы?

16 слайд.

Рассмотрите схему, объясните, какие существительные являются именами собственными?

 

17 слайд. Физкультминутка. Если вы услышите слово, которое надо писать с маленькой буквы, т. е имя нарицательное, то наклоняетесь вперёд и достаёте пол кончиками пальцев обеих рук. Услышав имя собственное, прогибаетесь назад, поднимаете руки вверх.

Юрий, космонавт, Андрей, пилот, Марина, ученица, солнце, Борисов, Семёнова, Таня, тетрадь, Оля.

Работа с текстом Упражнение 98.

Работа в паре. Ребусы. 18 слайд

Какие имена вы записали? Полные или краткие?

- Назовите полные имена. Какое имя лишнее.

Как называют людей, у которых одинаковые имена? (тёзка)

- А как называют людей, у которых одинаковые фамилии? (однофамильцы).

7. Подведение итогов.

- Что нового узнали?

- Что особенно запомнилось на уроке?

- Какие задания вызвали затруднения?

Домашнее задание: творческое: Узнать происхождение своей фамилии. Написать рассказ о своей семье.

8. Рефлексия. 19 слайд Оцените свою работу. На полях в тетради нарисуй и раскрась кружок .

  • Красный – В следующий раз всё получится.
  • Жёлтый – Старался, но не всё получилось.
  • Зелёный – Я старался и всё получилось.