Что это за листья? Урок по окружающему миру в 1-м классе

Разделы: Начальная школа


Целевые установки урока (планируемые достижения учащихся):

Предметные результаты:

  • наблюдать осенние изменения окраски листьев на деревьях;
  • узнавать листья в гербарии, на рисунках и фотографиях;
  • определять деревья по листьям.

Метапредметные результаты:

  • понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;
  • сравнивать и группировать листья по различным признакам;
  • описывать внешний вид листьев какого-либо дерева;
  • отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Личностные результаты:

  • осознавать красоту деревьев в осеннем наряде.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, гербарий из листьев, шаблоны листьев, изображения Муравья Вопросика и Мудрой Черепахи, смайлики, плакаты с деревьями.

Ход урока

Мотивация и целеполагание.

1. Отгадайте загадку:

Падают с ветки
Золотые монетки. (Осенние листья)

2. - На столах у вас листья. “Что это за листья?” — заинтересовался Муравьишка Вопросик.

На уроке поможем ему ответить на этот вопрос.

Будем учиться определять деревья по листьям.

Актуализация знаний и умений.

1. Учитель просит внимательно рассмотреть на своих столах листья, собранные на прогулке.

- Одинаковые эти листья или разные?

- Чем они отличаются друг от друга? (Размером, формой, цветом.)

2. Разложите листья на группы (работа в паре):

- большие, маленькие, средних размеров (по размеру)

- с сильно изрезанным краем, с мелкими вырезами по краям (по форме)

- жёлтые, красные, бурые, зелёные, пёстрые (по цвету)

Освоение нового содержания и его применение.

1. А теперь узнаем, от каких деревьев эти листья.

Показ деревьев и листьев (на слайдах). (Клён, берёза, дуб, осина, рябина).

Найдите такие листья на столе и покажите.

- Чем похожи эти листья? Чем отличаются?

Листья одной и той же породы деревьев одинаковы по форме, но могут быть разными по размеру и по окраске (осенью).

Назовите это дерево.

Физкультминутка.

2. На слайде (рисунок из учебника на с.28) различные листья. (Клён, берёза, дуб, осина, рябина). Или работа по учебнику, с.28.

Посчитать, сколько на рисунке листьев каждого дерева. Дети показывают количество листьев на пальцах.

Описать листья каждого дерева, собрав вместе их характерные признаки. Найти различия в осенней окраске листьев у каждого из деревьев.

- Посчитайте, сколько на рисунке листьев клёна?

- Как узнали, что это листья клёна?

Листья клена большие, с сильно изрезанным краем, могут быть желтыми, красными, пестрыми. И т.д.

- Как узнали листья одного и того же дерева? (Они одинаковые по форме.)

3. Практическая (самостоятельная) работа.

На партах – силуэты (шаблоны) листьев. Клён, берёза, дуб, осина.

У каждого ученика на парте прикреплён стикер определённого цвета. (Красный, жёлтый, зелёный, оранжевый).

Отвечают по очереди (в зависимости от цвета стикера).

Ответ: найти и показать лист того дерева, о котором идёт речь в загадке.

Муравьишка Вопросик прелагает отгадать загадки.

Отгадывать будем по очереди. Встаньте у кого красный стикер. Загадка для вас.

Учитель загадывает загадки.

Найдите и покажите отгадку. Садитесь. И т.д.

Русская красавица
Стоит на поляне,
В зелёной кофточке,
В белом сарафане. (Берёза)

Желто-красная одежка,
Каждый листик, как ладошка.
Осенью всех ярче он.
Догадались? Это... (клен) 

Деревца в лесу стоят,
Даже в тихий день дрожат.
Вдоль извилистой тропинки
Шелестят листвой... (осинки)

Он в лесу, как богатырь –

Весь огромный – ввысь и вширь!
Лист красивый, вырезной,
Зелен летом и весной.
Великан осенний рад
Бурый свой надеть наряд.
С веток, словно для затей,
Набросает желудей. (Дуб)

Найти силуэт такого же листа на парте и раскрасить шаблон.

Учащиеся раскрашивают листья. (Звучит музыка П.И.Чайковского. Времена года. Октябрь).

- Вам нравятся ваши листья? Подарите свой лист соседу по парте.

Выводы и обобщения.

- Что это за листья?

Дети отвечают, показывая листья и называя деревья, которым они принадлежат.

- Почему по листьям можно определять деревья?

Листья разных деревьев различаются размерами, формой, а осенью ещё и цветом. Поэтому по листьям можно определять деревья.

Контроль и оценка достижений.

На доске плакаты с нарисованными силуэтами деревьев. Карточки с названиями деревьев.

- Пока вы раскрашивали листья, Муравьишка Вопросик нарисовал деревья (клён, берёза, дуб, осина), хотел показать вам. Но узнать, где какое дерево не может. Как ему помочь? Как вы думаете?

- Чего не хватает на деревьях? Оденем эти деревья в осенний наряд.

К силуэтам деревьев прикрепляют названия. Ученики в зависимости от того, какой лист получили в подарок, прикрепляют свой лист к дереву.

- Проверьте все листья оказались на своём дереве?

- Посмотрите какие красивые осенние деревья у нас получились.

- Как вы думаете, Муравьишка Вопросик сможет теперь узнать, что это за листья? Где какое дерево?

- А вы, ребята, сможете узнать, что это за листья?

- Оцените себя. Если “да”, прикрепите свой стикер (напишите на нём своё имя) к весёлому “смайлику”, если “нет” - к грустному, если “сомневаетесь” - к обычному.