Цели урока:
- Образовательные: познакомить учащихся с основными частями классического герба, символическим значением цвета и формы в них. Сформировать представление о гербе как отличительном знаке любого человеческого сообщества, символизирующем отличие от других общностей.
- Развивающие: развивать ассоциативно-образное мышление, творческий интерес, фантазию, навыки работы с художественными материалами.
- Воспитывающие: воспитывать творческую и познавательную активность, нравственно-эстетическое отношение к миру искусства. Воспитывать интерес к истории, уважение к культуре и символике своей страны, своего города, края.
Оборудование:
- учебник “Декоративно-прикладное искусство в жизни человека” Н.А. Горяевой - 5 класс;
- плакаты с изображением государственной символики (герб, флаг), схемы-таблицы с изображением основных элементов классического герба, компьютер, презентация;
- карандаши, ластик, кисти №1, №2, №5, краски (гуашь), альбом, тряпочка, баночка с водой.
Ход урока
I. Организационный момент. Приветствие.
- Добрый день! Я рада приветствовать вас на занятии. Давайте настроимся все на урок, поприветствуем друг друга, улыбнемся. Надеюсь, настроение у вас отличное, и вы, несомненно, готовы к новым открытиям и творческим начинаниям.
II. Работа над новым материалом.
1. Вступительное слово учителя.
Слайд 1.
- Итак, тема нашего урока (прочитать)
Слайд 2.
- Кто может объяснить, что такое “герб”?
- Где вы встречали изображение герба?
Слайд 3. Перед нами символы нашего государства: флаг, гимн, герб. Можете ли вы рассказать о гербе нашей родины?
- Известно ли вам как возникли гербы?
Чтобы узнать, зачем людям понадобились отличительные знаки и что они обозначают, предлагаю совершить путешествие на машине времени и перенестись на 1000 лет назад, в 11 век.
2. Иллюстрированный рассказ учителя с элементами беседы.
Показ презентации.
Слайд 4. Вот так выглядела карта Средневековой Западной Европы.
Слайд 5. Перед нами средневековый город.
Слайд 6, 7. Прогуляемся по улицам города.
- Что мы видим на картинке? Кто здесь живет?
Здесь живут дворяне и простолюдины, принцессы и доблестные рыцари.
Слайд 8 (замок).
- Каким вы представляете себе рыцаря?
Рыцарь без страха и упрека должен быть смелым воином. Он должен постоянно заботиться о приумножении своей славы: совершать подвиги, о которых узнает весь мир.
Слайд 9.
- Прочитайте, кого называли рыцарями.
Рыцарь(нем. Ritter, первоначально всадник), в Западной и Центральной Европе в средние века феодал,тяжеловооружённый конный воин. Для рыцаря считались обязательными моральные нормы: смелость,верность долгу, благородство по отношению к женщине. Отсюда (в переносном смысле) рыцарь — самоотверженный, благородный человек.
Слайд 10, 11.
- Посмотрите, как были вооружены рыцари.
Слайд 12.
В обязанности рыцаря входило умение танцевать, сочинять стихи, играть на музыкальных инструментах, хранить верность избранной им даме сердца и, конечно же, участвовать в рыцарских турнирах (назначались королями и посвящались дамам).
- Как вы понимаете значение этого выражения?
На турнирах они появлялись в рыцарских доспехах и шлемах, скрывающих лицо.
Опознать рыцаря, закованного в броню целиком, было невозможно. И вот, чтобы зрители могли узнавать рыцарей, на щитах и знаменах (флагштоках), у них появились особые знаки. Такие знаки стали передаваться по наследству – от отца к сыну, потом внукам и правнукам. Это уже был знак не одного рыцаря, а целого рода. Он стал называться гербом, что в переводе на русский язык означает “наследник, наследство”.
Слайд 13.
На рыцарских турнирах присутствовали распорядители – герольды, в обязанность которых входило подавать сигналы к бою, распознавать рыцарей по их убранству. Со временем герольды стали устанавливать жесткие правила, указывающие, что означает каждый знак и рисунок, и кому их дозволено носить.
Слайд 14.
Так возникло искусство составления гербов – геральдика. Образовалась геральдическая азбука. Все в композиции герба имеет важное значение и несет информацию о владельце.
Слайд 15.
Композиция герба обычно симметрична. Самую важную информационную часть герба помещают в центр и называют щит.
По сторонам щит поддерживают фигуры-щитодержатели: люди, птицы, звери.
Герб украшает лента с девизом.
Слайд 16.
Девиз – это краткое выражение, отражающее жизненные принципы рыцаря. Например, “Усердие все превозмогает”, “За честь и достоинство”, “Честь превыше всего”.
Венчает герб корона.
Форма герба могла быть разнообразной, но в основном она вписывалась в треугольник, что повторяло форму щита древних рыцарей.
Остановимся поподробнее на элементах герба.
Слайд 17.
Щит – главная часть герба. Известно пять форм западноевропейских щитов. Первая форма была треугольная. Формы щитов: немецкие, английские, испанский, французский, итальянский, польский, ромбический (у дам), круглый, квадратный.
Слайд 18.
Поле щита может быть однотонное, простое, разделенное, сложное.
Щит бывает разделенным по вертикали-рассеченный, по горизонтали-пересеченный, по диагонали – скошенный.
За проступок в наказание отрезали угол щита.
При составлении герба использовались финифть (Финифть - название эмали. Финифть: вечная чистота и яркость), золото, серебро и меха.
Слайд 19.
Выбранный цвет имел символическое значение:
- Как вы думаете, что мог обозначать золотой, серебряный, красный цвета?
- Золото – знатность, могущество и богатство, а также христианские добродетели: веру, справедливость, милосердие и смирение.
- Серебро – благородство, откровенность, а также чистоту, невинность и правдивость.
- Червлень (красный) – храбрость, мужество, любовь, а также кровь, пролитую в борьбе.
- Лазурь (голубой) – великодушие, честность, верность и безупречность, или просто небо.
- Зелень – надежду, изобилие, свободу и радость, но может и просто означать луговую траву.
- Пурпур (фиолетовый) – благочестие, умеренность, щедрость и верховное господство.
- Чернь (черный) – осторожность, мудрость, печаль, траур.
Слайд 20, 21.
Композиция на поле герба составлялась из негеральдических фигур: изображения человека, животных, растений, кораблей, построек, предметов быта, оружия, а также фантастических животных (драконов, единорогов, грифов). Они тоже попадали на герб не случайно.
Каждое условное изображение имело свое значение:
- дуб, медведь означали силу;
- факел, раскрытая книга – знание;
- пчела – трудолюбие;
- лавр – славу;
- крылатый змей – зло, смуту;
- дракон – могущество;
- рука в перчатке – храбрость;
- лев – символ силы, мужества, великодушия;
- леопард – храбрость, отвага;
- ворон – долголетие;
- петух – символ боя.
Меха:
- Горностаевый - символ власти. Графически изображается в виде усеянных по серебряному полю черных уширенных к низу крестиков.
- Беличий. Графически изображается в виде чередующихся лазоревых и серебряных шлемиков.
Слайд 22, 23.
Вернемся к гербу нашей страны. Предлагаю рассказать, что символизируют элементы герба.
Гербы изображаются на знаменах, печатях, монетах, помещаются в качестве знака собственности на архитектурных сооружениях, домашней утвари, предметах вооружения, произведениях искусства, рукописях, книгах и т.п. Они подразделяются на следующие основные группы:
государственные, земельные (городов, областей, губерний, провинций и др. территорий, входящих в состав государства), корпоративные (средневековых цехов), родовые (дворянских и буржуазных родов).
Первым английским королём, имевшим личный герб, был Ричард I Львиное сердце (1157-1199). Его три золотых леопарда использовались с тех пор всеми королевскими династиями Англии.
У нашего поселка тоже есть герб. Что изображено на гербе района? Как вы думаете, что символизируют элементы герба?
Слайд 24.
В XIV веке в городах Западной Европы знатные синьоры носили так называемые “гербовые платья”. Сочетание цветов на них подбиралось по цвету поля фамильного герба, платье украшалось фигурами – символами, эмблемами. Такое платье позволяло легко отличить одного синьора от другого и в то же время несло информацию в знаках о самом человеке.
Слайд 25.
Гербы были и у ремесленников. Но это были не личные, фамильные гербы, а гербы ремесленных цехов, больших объединений ремесленников, занимающихся одним видом деятельности. Ткачи, кузнецы, оружейники, маляры, ювелиры, гончары, сапожники, пекари и множество других мастеров объединялись в цеха, издавали свой устав и присваивали себе герб. На нем изображались символы, по которым было легко узнать, чем занимаются ремесленники. В то время на мастерских и лавках не писались названия, а помещались гербы.
3. Практическая работа
- Сейчас вам предоставляется возможность пофантазировать и составить герб. Придумать из какой страны приехал рыцарь, чем славится, какой он человек. На столах у вас есть конверты с элементами гербов. Вы должны выбрать нужное и, вспомнив все правила, составить герб. В случае, если каких-то элементов, на ваш взгляд не хватает, дорисуйте их. Возможно, кто-то из вас придумает еще и девиз.
Не забудьте выбрать щит, в данном случае щит будет служить вам скорее как фон, основа. Подумайте о его цвете.
4. Выставка работ
- Обоснуйте свой выбор
5. Подведение итогов. Оценивание работ.
III. Задание на дом.
- Отгадать кроссворд (задание по группам).
- Приготовить рассказ о гербах Шаховской, Лотошино и Волоколамска.
Список литературы.
- Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учеб. Для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ Н.А. Горяева, О.В. Островская; Под ред. Б.М. Неменского.- 4-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 192 с.: ил.- ISBN 978-5-09-037890-1.
- Изобразительное искусство. 5 класс. Поурочные планы по программе Неменского Б.М. – Изд. 2-е, переработанное. Сост./ М.А. Порохневская. Волгоград: ИТД “Корифей”. - 112 с.
Интернет-ресурсы.