О чем рассказывают нам гербы и эмблемы

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (38 МБ)


Цели урока:

  • Образовательные: познакомить учащихся с основными частями классического герба, символическим значением цвета и формы в них. Сформировать представление о гербе как отличительном знаке любого человеческого сообщества, символизирующем отличие от других общностей.
  • Развивающие: развивать ассоциативно-образное мышление, творческий интерес, фантазию, навыки работы с художественными материалами.
  • Воспитывающие: воспитывать творческую и познавательную активность, нравственно-эстетическое отношение к миру искусства. Воспитывать интерес к истории, уважение к культуре и символике своей страны, своего города, края.

Оборудование:

  • учебник “Декоративно-прикладное искусство в жизни человека” Н.А. Горяевой - 5 класс;
  • плакаты с изображением государственной символики (герб, флаг), схемы-таблицы с изображением основных элементов классического герба, компьютер, презентация;
  • карандаши, ластик, кисти №1, №2, №5, краски (гуашь), альбом, тряпочка, баночка с водой.

Ход урока

I. Организационный момент. Приветствие.

- Добрый день! Я рада приветствовать вас на занятии. Давайте настроимся все на урок, поприветствуем друг друга, улыбнемся. Надеюсь, настроение у вас отличное, и вы, несомненно, готовы к новым открытиям и творческим начинаниям.

II. Работа над новым материалом.

1. Вступительное слово учителя.

Слайд 1.

- Итак, тема нашего урока (прочитать)

Слайд 2.

- Кто может объяснить, что такое “герб”?

- Где вы встречали изображение герба?

Слайд 3. Перед нами символы нашего государства: флаг, гимн, герб. Можете ли вы рассказать о гербе нашей родины?

- Известно ли вам как возникли гербы?

Чтобы узнать, зачем людям понадобились отличительные знаки и что они обозначают, предлагаю совершить путешествие на машине времени и перенестись на 1000 лет назад, в 11 век.

2. Иллюстрированный рассказ учителя с элементами беседы.

Показ презентации.

Слайд 4. Вот так выглядела карта Средневековой Западной Европы.

Слайд 5. Перед нами средневековый город.

Слайд 6, 7. Прогуляемся по улицам города.

- Что мы видим на картинке? Кто здесь живет?

Здесь живут дворяне и простолюдины, принцессы и доблестные рыцари.

Слайд 8 (замок).

- Каким вы представляете себе рыцаря?

Рыцарь без страха и упрека должен быть смелым воином. Он должен постоянно заботиться о приумножении своей славы: совершать подвиги, о которых узнает весь мир.

Слайд 9.

- Прочитайте, кого называли рыцарями.

Рыцарь(нем. Ritter, первоначально всадник), в Западной и Центральной Европе в средние века феодал,тяжеловооружённый конный воин. Для рыцаря считались обязательными моральные нормы: смелость,верность долгу, благородство по отношению к женщине. Отсюда (в переносном смысле) рыцарь — самоотверженный, благородный человек.

Слайд 10, 11.

- Посмотрите, как были вооружены рыцари.

Слайд 12.

В обязанности рыцаря входило умение танцевать, сочинять стихи, играть на музыкальных инструментах, хранить верность избранной им даме сердца и, конечно же, участвовать в рыцарских турнирах (назначались королями и посвящались дамам).

- Как вы понимаете значение этого выражения?

На турнирах они появлялись в рыцарских доспехах и шлемах, скрывающих лицо.

Опознать рыцаря, закованного в броню целиком, было невозможно. И вот, чтобы зрители могли узнавать рыцарей, на щитах и знаменах (флагштоках), у них появились особые знаки. Такие знаки стали передаваться по наследству – от отца к сыну, потом внукам и правнукам. Это уже был знак не одного рыцаря, а целого рода. Он стал называться гербом, что в переводе на русский язык означает “наследник, наследство”.

Слайд 13.

На рыцарских турнирах присутствовали распорядители – герольды, в обязанность которых входило подавать сигналы к бою, распознавать рыцарей по их убранству. Со временем герольды стали устанавливать жесткие правила, указывающие, что означает каждый знак и рисунок, и кому их дозволено носить.

Слайд 14.

Так возникло искусство составления гербов – геральдика. Образовалась геральдическая азбука. Все в композиции герба имеет важное значение и несет информацию о владельце.

Слайд 15.

Композиция герба обычно симметрична. Самую важную информационную часть герба помещают в центр и называют щит.

По сторонам щит поддерживают фигуры-щитодержатели: люди, птицы, звери.

Герб украшает лента с девизом.

Слайд 16.

Девиз – это краткое выражение, отражающее жизненные принципы рыцаря. Например, “Усердие все превозмогает”, “За честь и достоинство”, “Честь превыше всего”.

Венчает герб корона.

Форма герба могла быть разнообразной, но в основном она вписывалась в треугольник, что повторяло форму щита древних рыцарей.

Остановимся поподробнее на элементах герба.

Слайд 17.

Щит – главная часть герба. Известно пять форм западноевропейских щитов. Первая форма была треугольная. Формы щитов: немецкие, английские, испанский, французский, итальянский, польский, ромбический (у дам), круглый, квадратный.

Слайд 18.

Поле щита может быть однотонное, простое, разделенное, сложное.

Щит бывает разделенным по вертикали-рассеченный, по горизонтали-пересеченный, по диагонали – скошенный.

За проступок в наказание отрезали угол щита.

При составлении герба использовались финифть (Финифть - название эмали. Финифть: вечная чистота и яркость), золото, серебро и меха.

Слайд 19.

Выбранный цвет имел символическое значение:

- Как вы думаете, что мог обозначать золотой, серебряный, красный цвета?

  • Золото – знатность, могущество и богатство, а также христианские добродетели: веру, справедливость, милосердие и смирение.
  • Серебро – благородство, откровенность, а также чистоту, невинность и правдивость.
  • Червлень (красный) – храбрость, мужество, любовь, а также кровь, пролитую в борьбе.
  • Лазурь (голубой) – великодушие, честность, верность и безупречность, или просто небо.
  • Зелень – надежду, изобилие, свободу и радость, но может и просто означать луговую траву.
  • Пурпур (фиолетовый) – благочестие, умеренность, щедрость и верховное господство.
  • Чернь (черный) – осторожность, мудрость, печаль, траур.

Слайд 20, 21.

Композиция на поле герба составлялась из негеральдических фигур: изображения человека, животных, растений, кораблей, построек, предметов быта, оружия, а также фантастических животных (драконов, единорогов, грифов). Они тоже попадали на герб не случайно.

Каждое условное изображение имело свое значение:

  • дуб, медведь означали силу;
  • факел, раскрытая книга – знание;
  • пчела – трудолюбие;
  • лавр – славу;
  • крылатый змей – зло, смуту;
  • дракон – могущество;
  • рука в перчатке – храбрость;
  • лев – символ силы, мужества, великодушия;
  • леопард – храбрость, отвага;
  • ворон – долголетие;
  • петух – символ боя.

Меха:

  • Горностаевый - символ власти. Графически изображается в виде усеянных по серебряному полю черных уширенных к низу крестиков.
  • Беличий. Графически изображается в виде чередующихся лазоревых и серебряных шлемиков.

Слайд 22, 23.

Вернемся к гербу нашей страны. Предлагаю рассказать, что символизируют элементы герба.

Гербы изображаются на знаменах, печатях, монетах, помещаются в качестве знака собственности на архитектурных сооружениях, домашней утвари, предметах вооружения, произведениях искусства, рукописях, книгах и т.п. Они подразделяются на следующие основные группы:

государственные, земельные (городов, областей, губерний, провинций и др. территорий, входящих в состав государства), корпоративные (средневековых цехов), родовые (дворянских и буржуазных родов).

Первым английским королём, имевшим личный герб, был Ричард I Львиное сердце (1157-1199). Его три золотых леопарда использовались с тех пор всеми королевскими династиями Англии.

У нашего поселка тоже есть герб. Что изображено на гербе района? Как вы думаете, что символизируют элементы герба?

Слайд 24.

В XIV веке в городах Западной Европы знатные синьоры носили так называемые “гербовые платья”. Сочетание цветов на них подбиралось по цвету поля фамильного герба, платье украшалось фигурами – символами, эмблемами. Такое платье позволяло легко отличить одного синьора от другого и в то же время несло информацию в знаках о самом человеке.

Слайд 25.

Гербы были и у ремесленников. Но это были не личные, фамильные гербы, а гербы ремесленных цехов, больших объединений ремесленников, занимающихся одним видом деятельности. Ткачи, кузнецы, оружейники, маляры, ювелиры, гончары, сапожники, пекари и множество других мастеров объединялись в цеха, издавали свой устав и присваивали себе герб. На нем изображались символы, по которым было легко узнать, чем занимаются ремесленники. В то время на мастерских и лавках не писались названия, а помещались гербы.

3. Практическая работа

- Сейчас вам предоставляется возможность пофантазировать и составить герб. Придумать из какой страны приехал рыцарь, чем славится, какой он человек. На столах у вас есть конверты с элементами гербов. Вы должны выбрать нужное и, вспомнив все правила, составить герб. В случае, если каких-то элементов, на ваш взгляд не хватает, дорисуйте их. Возможно, кто-то из вас придумает еще и девиз.

Не забудьте выбрать щит, в данном случае щит будет служить вам скорее как фон, основа. Подумайте о его цвете.

4. Выставка работ

- Обоснуйте свой выбор

5. Подведение итогов. Оценивание работ.

III. Задание на дом.

  • Отгадать кроссворд (задание по группам).
  • Приготовить рассказ о гербах Шаховской, Лотошино и Волоколамска.

Список литературы.

  1. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учеб. Для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ Н.А. Горяева, О.В. Островская; Под ред. Б.М. Неменского.- 4-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 192 с.: ил.- ISBN 978-5-09-037890-1.
  2. Изобразительное искусство. 5 класс. Поурочные планы по программе Неменского Б.М. – Изд. 2-е, переработанное. Сост./ М.А. Порохневская. Волгоград: ИТД “Корифей”. - 112 с.

Интернет-ресурсы.

  1. https://yandex.ru/images/search?p=1&text=кроссворд
  2. http://biofile.ru/his/27747.html
  3. http://geraldika.ru/symbols/16335
  4. http://journal-shkolniku.ru/geraldika.html
  5. http://letopisi.org/index.php
  6. https://ru.wikipedia.org/wiki/Шаховской_район