Цели:
- воспитание любви и уважения к лицею, родным местам, людям, живущим в городе и работающим в лицее;
- развитие творческих способностей учащихся.
Оформление:
- яркий, красочный плакат «С Днем Рождения!»
- шары
- презентация (Приложение 1)
Ученик 1. (Приложение 1, слайд 1)
Нам не сдержать волненья и радости!
Слушайте все нас! Вся школа, Земля!
Наше приветствие: «Здравствуйте!
Здравствуйте, и дети, и гости, и учителя!»
Ученик 2.
Хороша сегодня школа,
Зал горит огнем
Мы на праздник наш веселый
Всех друзей зовем.
Ученик 3. (слайд 2)
Красным цветом не отмечен
Этот день в календаре,
И флажками не расцвечен
Возле школы во дворе.
Ученик 4.
По одной простой примете
Узнаём мы этот день –
Это день рожденья школы!
Его празднует Лицей!
Ученик 5. (слайд 3)
Плавно листья рыжие летают,
В голубых квадратах школьных рам.
Лицей свой праздник отмечает –
Не к лицу грустить сегодня нам!
Ученик 6.
Этот праздник в осеннем сиянии
К нам идёт по коврам расписным,
Кладовые с богатствами знаний
Открываем ключом золотым.
Учитель: (слайд 4) Сегодня мы празднуем 21 День рождения нашего лицея, но история появления лицея в России уходит в 19-е столетие.
Ученик: (слайд 5)
А как все начиналось?
Вспоминаю:
С лицейским временем
Я встретиться желаю.
Выходит ученик в костюме государственного служащего, зачитывает указ
Ученик: (слайд 6) Императорский указ!
Императорский указ!
«Я, Александр I, царь всея Руси, повелеваю 19
октября 1811 года открыть в Царском селе, близ
города Санкт – Петербург, Императорский лицей с
целью образования юношества предназначенного к
важным частям службы государственной».
Учитель: (слайд 7) Так 19 октября 1811 года по повелению императора Александра I недалеко от Санкт-Петербурга был открыт Царскосельский лицей для мальчиков 10-12 лет из знатных дворянских семей России. В это учебное заведение был зачислен и двенадцатилетний отрок Александр Пушкин. Давайте посмотрим, как он оказался в лицее…
Сценка (слайд 8)
Действующие лица:
Надежда Осиповна – мать Пушкина
Сергей Львович – отец Пушкина
Василий Львович – дядя Пушкина
Арина Родионовна – няня
Александр Пушкин
Комната в доме Пушкиных.
Пушкин просыпается. Вскакивает рыком. Грызет
ногти. Быстро одевается. Бежит. По дороге теряет
носовой платок.
Мать: (наблюдает все это): Бог ты
мой. Тяжел, неповоротлив. Платки вечно теряет.
Надо связывать ему руки поясом.
(Пытается это сделать. Пушкин вырывается. На
всех смотрит дичком).
В кого такой? В нем нет никакой любезности.
(В этот момент Пушкин, садясь за стол, нечаянно
бьет стакан. Мать бьет его по плечу).
Отец: Этот стакан денег стоит! 15 копеек!
Вечно у тебя все из рук валится!
(Мать и отец склоняются над осколками. Пушкин
смеется.)
Мать: Что ты смеешься? Что зубы скалишь?
Отец: Сашка, поди вон
(Пушкин уходит с достоинством.)
Мать: Ишь, гордый какой! Голову задрал!
Честь его оскорбили.
(Пушкин проходит.
Арина тайком сует ему пряник.
Прижимает к себе. Идет вместе с ним. Потом
отстает.)
Пушкин: (подходит к книжным полкам.
Достает какую-то толстую, начинает читать, потом
прячет эту книгу).
Арина (видит это):
Не бери ты, Сашенька, книги оттуда. Это тайный
шкаф! Батюшка будет недоволен.
Пушкин: В неделю тайный шкаф был
прочтен. Много интересного. Вот о любви! А это о
чести и достоинстве.
Отец: Книги у меня таскает. Читает
недозволенное. Надо воспитать в нем изящный вкус
– это образует человека.
Василий Львович: А почему вы не отдали
его в Университетский пансион?
Отец: Сашка вырос. Все его сверстники
определены. Один он слоняется недорослем. Ну, бог
с ним, с этим пансионом. Он предпочитает…
Петербург.
Василий Львович: Под Петербург… В
Царское Село… В Лицей… Я сам повезу его туда. Это
совершенно новое учебное заведение… Такого в
России еще не было…
(слайд 9)…Публика гуляет в Царском Селе.
1 – Что-то новое… слыхали?
2 – Да! Лицеем обозвали.
3 – Что же значит сей Лицей?
1 – Надо выяснить скорей!
2 – Аристотель так учил.
Он тогда в Афинах жил.
И, гуляя по аллеям,
Размышлял он о Ликее.
3 – А на русский лад – Лицей.
И хватает здесь аллей.
1 – Говорят, не будут бить.
Как без этого учить?
2 – Вы дикарка! Вам не стыдно?! За Россию мне обидно!
3 – Обучение – 6 лет.
Так решил их педсовет.
Учитель: (слайды 10-15) Лицей разместился в новом четырехэтажном флигеле Екатерининского дворца. У лицея был свой герб. Лицеисты были изолированы от окружающей жизни, их крайне неохотно выпускали за стены заведения, а посещения родственниками разрешались только по праздникам. Прогуливались воспитанники во дворе, в саду, который впоследствии стал называться Лицейским. У каждого лицеиста была своя комната для проживания. В распорядке дня отсутствовало время для праздности. В 6 утра был подъем, в 10 вечера отбой, а все, что между этим, расписано по часам. Ежедневно семь часов отводилось на занятия, которые шли, чередуясь с отдыхом, приемами пищи, прогулками и повторениями уроков.В лицее, в отличие от других учебных заведений того времени, не пороли, а в качестве наказания лишали обеда.Великолепные преподаватели, постоянные соревнования лицеистов за звание «лучшего в учебе», регулярные пробы поэтического пера – все это послужило появлению дружного коллектива лицеистов, которые мечтали служить во благо России. Из стен лицея вышло много выдающихся личностей и государственных деятелей.
Ученик: (слайд 16)
Их 30 человек. Вот класс.
Бакунин, Броглио, Вольховский,
Саврасов, Дельвиг, Корф, Данзас,
Тырков, Корнилов, Малиновский.
Здесь Кюхля, Маслов, Есаков,
Комовский, Гурьев. Илличевский,
Костенский, Стевен, Горчаков,
Мартынов, Мясоедов, Ржевский.
Вот Гревенец и Ломоносов,
Вот Яковлев и Корсаков
Но где еще кого-то носит?
Откликнитесь на трубный зов!
Мы их, конечно, не забудем:
Матюшкин, Пущин, Пушкин, Юдин.
Учитель: (слайды 17-18)
Александр Сергеевич Пушкин прославил
Царскосельский лицей на весь мир. Удивительные
сказки писал Пушкин: добрые, веселые. А сколько
стихов, поэм и повестей им создано и все
наполнены красотой и вдохновением. Ребята,
давайте проверим, насколько хорошо вы знаете
сказки А.С. Пушкина.
- Каким фруктом отравилась царевна в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях?» (яблоком)
- Как звали царя в «Сказке о золотом петушке?» (Дадон)
- Сколько лет жили в ветхой землянке старик со старухой в «Сказке о рыбаке и рыбке?» (30 лет и 3 года)
- За какую плату нанялся Балда на работу к попу в «Сказке о попе и его работнике Балде?» (В год за 3 щелчка по лбу)
- В кого превращала Лебедь царя Гвидона в «Сказке о царе Салтане?» (в комара, муху, шмеля)
- Чем ловил старик рыбу в «Сказке о рыбаке и рыбке?» (неводом)
- Что спрашивала у старика рыбка, являясь на зов, и как он ей отвечал? («Чего тебе надобно, старче?" – "Смилуйся, государыня рыбка!..,")
И скажем Пушкину спасибо.
От имени всего народа
Ведь сказки мы его читаем
Как он писал без перевода.
Учитель: (слайды 19-22)
Царскосельский лицей...Что сделало этот лицей
столь легендарным. Может, все дело в том, что в нём
воспитывался Пушкин. Это так и не так. Основное
качество, которое отличало этот лицей,
называется лицейским духом. Расставаясь,
лицеисты самого первого выпуска решили
встречаться каждый год 19 октября – в день открытия
Лицея. Так они и делали много лет подряд:
встречаясь, ставили на стол 30 свечей и зажигали
по количеству живых лицеистов. И никогда потом
Пушкин не забывал отметить этот день до самой
своей гибели. Последним из лицеистов в
одиночестве отмечал этот день канцлер России –
Горчаков.
Вернемся к нашим дням и к нашему лицею.
- МАОУ «Лицей № 1» начал свое существование с 1967 года как средняя (полная) общеобразовательная школа №27. В 1994 году на базе школы № 27 был создан лицей №1, который добился стабильных результатов, обеспечив высокое качество обучения и воспитания.
- Наши ученики прославляют свой лицей!
- Ежегодно лицеисты занимают призовые места на
городских и республиканских олимпиадах,
являются призерами и дипломантами
научно-практических конференций.
Лицей вошел в топ-20 лучших школ Башкортостана по информатизации образовательного процесса, стал победителем II Республиканского форума «Цифровая школа» - По итогам рейтинга среди общеобразовательных учреждений г.Стерлитамак Лицей стал Победителем в номинации по результатам альтернативных олимпиад, по итогам олимпиады на кубок им. Ю.А.Гагарина занял II место.
Таких замечательных результатов, Лицей смог
добиться благодаря совместной работы педагогов
и учеников, благодаря лицейскому духу, который
смог всех нас сплотить.
3 года назад, вас ребята, приняли в лицеисты. Вы
произносили клятву и я надеюсь, вы, оправдываете
это гордое звание. Носить звание лицеиста очень
почетно и ответственно! Ребята, вы не должны
забывать эту клятву, я предлагаю вспомнить эти
важные слова, прошу всех встать.
КЛЯТВА ЛИЦЕИСТА
- Верить в Россию, помогать России (КЛЯНЁМСЯ)
- Быть свободным гражданином свободной страны (КЛЯНЁМСЯ)
- Учиться знанию, учиться памяти, учиться совести (КЛЯНЁМСЯ)
- Стремиться действовать, добиваться успехов, но только за счёт собственного ума и труда (КЛЯНЁМСЯ)
- Не ждать от других ничего, но самому давать всё (КЛЯНЁМСЯ)
- Быть весёлым и никогда не падать духом(КЛЯНЁМСЯ)
Ученик 1. (слайд 23)
Среди седых шиханов
Стоит прекрасный город
И в нём есть наш лицей
Он распахнул все двери
Для малых и больших детей.
Ученик 2.
Там всё красиво и тепло,
От солнца яркого светло
Учителя там все добры,
Доброжелательны, мудры.
Работа их – учить детей –
Воспитывать из нас людей.
Ученик 3.
Он первый в городе у нас
И лучше нет его сейчас.
Здесь лучшие учителя —
В нем с гордостью учусь и я.
Ученик 4.
Да здравствует лицей – основа нашей жизни!
Пусть в нём всегда горит познанья яркий свет.
Мы все здесь лицеисты, и любим мы отчизну,
И любим мы лицей, его роднее нет.
Ученик 5.
И каждый здесь из нас для дел великих создан,
Идём всегда вперёд и совестью чисты.
И верим, что найдём мы все дорогу к звёздам.
И претворим мы в жизнь надежды и мечты!
Учитель: У нашего лицея есть свои символы: герб и гимн. Ребята, давайте исполним гимн лицея.
ГИМН ЛИЦЕЯ (слайд 24)
Учитель: (слайд 25) Вы учитесь в лицее и
носите гордое имя лицеистов. Сейчас ребята
расшифруют по буквам слово лицеист, а мы
посмотрим, как это им удалось.
Л – это любовь! Любовь к жизни, к
знаниям, к наукам!
И – это интерес ко всему новому,
интеллект, интеллигентность.
Ц — это настоящее царство. Царство
бывает сказочное, темное, сонное. А у нас —
царство целеустремленных ребят.
Е – это единственный и горячо любимый
физико-математический лицей.
И – это история. У лицея славная
история: замечательные выпускники, золотые и
серебряные медалисты, победители олимпиад,
спортсмены и их достижения и конечно, коллектив
учителей, которые заслужили благодарность за
свой нелегкий благородный труд.
С – это стремление быть первым, быть
старательным.
Т – это талант, трудолюбие.
Учитель: (слайд 26) Ребята, в лицее мы изучаем много интересных предметов. А какой из них на ваш взгляд самый важный, мы и выясним.
Загадки-шутки:
- Каким гребнем не расчесать голову? (Петушиным)
- Почему шляпу носят? (Она не умеет ходить)
- Что случилось 31 февраля? (Ничего)
- Какой самый короткий месяц? (Май)
- Самое глубокое озеро? (Байкал)
- Родина фарфора? (Китай)
- Из какой посуды нельзя ничего поесть? (из пустой)
- На что похожа половина яблока? (на его вторую половину)
- Может ли страус назвать себя птицей? (нет, он не умеет говорить)
- Можно ли в решете принести воды?(да, когда она замерзнет)
- Чем кончаются как день, так и ночь? (ь)
- Что можно видеть с закрытыми глазами? (сон)
- Что тяжелее: килограмм ваты или килограмм железа? (одинаково).
- Летели 3 страуса. 1 убил охотник. Сколько страусов осталось? (страусы не летают)
Учитель: Молодцы, ребята, не зря вы зовётесь лицеистами. Показали хорошие знания и сообразительность. Поэтому назвать какой-либо предмет самым важным, наверное, нельзя. Все школьные предметы важны и нужны. В день рождения принято поздравлять именинников. Наши лицеисты тоже спешат поздравить друг друга своим творчеством.
- (слайд 27) Примите поздравления от Сергеевой Лады. (игра на флейте)
- (слайд 28) Ещё одно музыкальное поздравление от Бражкина Егора (игра на аккордеоне)
Ученик 1. (слайд 29)
Лицеист наш, дорогой,
Сегодня день всемирный твой.
Тобою можем мы гордиться,
Ведь не боишься ты трудиться!
Ученик 2.
Учись, наш друг, люби науки,
И в жизни пусть не будет скуки,
Дерзай, и пламенно мечтай,
Вершин карьерных достигай!
Ученик 3.
Учитесь, мальчики, мечтать,
Чтобы душе просторно было,
Чтоб сердце рано не остыло,
Ведь вам придется рисковать.
Ученик 4.
Учитесь, девочки, мечтать!
Чтоб жизнь напоминала сказку,
Чтоб жить умом, не по подсказке,
Чтобы сердца всем покорять!
Ученик 5.
Ребята учатся мечтать,
Они сидят за партой в школе,
Хотя душа их рвется к воле
Ничем ребят не запугать.
Ребята учатся мечтать.
Песня «Школа» (слайды 30-31)
(слайды 32-33)
Ученик 1.
Изучайте, ребята, науки
Только с радостью и без скуки,
Это скоро вам все пригодится,
Вот и нужно прилежно учиться.
Ученик 2.
Мы желаем большого вам счастья,
И друзей в вашей жизни участья,
Так сияет пусть солнце лучисто
В праздник ваш, в этот день лицеиста!
Учитель: В конце нашего праздника,
примите необычное поздравление. (Приложение
2)
Наш праздник подошёл к концу, всем большое
спасибо. (слайд 34)