(Приложение 1, слайд №1).
Методическая цель: формирование у учащихся способностей схематизации.
Цель: вывести определение «паронимы» и показать практическую значимость этого понятия (слайд №2).
Задача: установить сходство и различие в паре слов «абонент» и «абонемент».
Параллельная задача: отработка навыка словообразовательного анализа, навыка работы со словарями.
Тип метапредметных развивающих заданий: установление сходства или различия языковых явлений.
Метапредмет – знак: формирование способности схематизации – по графическому изображению учиться мыслительно видеть содержание.
Подготовительная работа: деление класса на 2 группы (мальчики и девочки).
Оборудование: компьютер, проектор, словари, фломастеры, карточки, 2 телефона, абонемент.
Ход урока:
1. Вступительное слово учителя
– Здравствуйте, ребята! Древний философ
Конфуций сказал: «Скажи мне, и я забуду. Покажи
мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я
научусь» (эпиграф записан на доске.)
Сегодня на уроке мы будем делать, действовать,
применяя на практике свои знания. А поможет
нам в этом умное дерево. На его листьях должны
появиться плоды ваших знаний и умений. На ваших
столах лежат необходимые принадлежности:
словари, фломастеры, пустые (пока) листья для
дерева. Начать занятие я хочу необычно: позвоните
мне! На уроках запрещено пользоваться телефоном,
но сегодня он нам поможет.
(Дети звонят мне – мой телефон выключен. В трубке на громкой связи звучит «абонент недоступен»).
– Кто такой абонент? Знакомая вам фраза? Теперь
посмотрите на этот документ-пропуск.
(Показываю абонемент в бассейн).
– Зачем он нужен? Как называется?
Правильно ли мы понимаем и применяем данные
слова? Сегодня мы должны в этом разобраться.
Выяснить сходства и различия слов
«абонент» и «абонемент», прийти к их общему
определению «паронимы». Кстати, повторим
словообразовательный разбор и
орфографический. Я разделила вас на 2 группы:
мальчики и девочки. Мальчики, возможно, будут
заниматься в тренажёрном зале фитнес клуба,
поэтому им даю слово «абонемент», а девочки любят
звонить по телефону, поэтому для них слово
«абонент».
Ствол нашего дерева – это сходства слов, то
общее, что их объединяет, кверху он
сужается – сходств будет меньше. Ветви
– это его различия. Итак, мы приступаем.
2. Работа со словарями
– Любое дерево растёт из земли, имеет корни, значит, и наши слова произошли от чего-то. Открыли словообразовательные словари и ищем «абонент» и «абонемент». Какое слово их объединяет? Правильно, «абонировать». Как делится на части? Какие орфограммы там?
Абон / ирова / ть (Эту табличку прикрепляю на дерево сама).
– Как делятся на части слова «абонемент» и «абонент»? Что у всех трёх общее? Значит, изначально эти слова были однокоренные, схожие по форме. Первое сходство мы установили на основе словообразования.
Словообразование (Прикрепляю на ствол табличку).
– На листах яруса №1, лежащих на столах, пишем свои слова, разделяя их строго по словарю, и прикрепляем на ветви нижнего яруса.
Абон/ ент Абон / емент
3. Нахождение сходства
– Следующее сходство – морфологический признак.
Морфологический признак (Прикрепляю табличку на ствол)
– Эти слова какой части речи? Правильно, существительное. Слова разные, а часть речи одна. Пишем на листах №2 каждая группа своё слово, выделяем орфограммы, пишем часть речи, прикрепляем на 2-ой ярус.
Абонент
Абонемент
Сущ.
Сущ.
4. Составление словосочетаний
– Следующий ярус нашего умного дерева – сочетаемость с другими словами. Составляем с ними словосочетания или предложения.
Сочетаемость (Прикрепляю табличку на ствол)
Учащиеся пишут на листах №3 словосочетания и
предложения и
прикрепляют на 3-ий ярус дерева. Выделяем и
объясняем орфограммы.
– Делаем вывод о различной сочетаемости слов.
Абонент вне зоны
действия
Абонемент в
фитнес клуб
Абонент не
доступен
Абонемент
просрочен
5. Значения слов
– Вот наконец добрались мы до последней ступеньки, где выясним значения слов «абонент» и «абонемент».
Лексическое значение (Прикрепляю табличку на ствол)
– Открыли толковые словари и ищем их. Каковы лексические значения ваших слов? Записываем их на листах №4 и прикрепляем на дерево. Делаем вывод о разном лексическом значении.
Абонент – тот, кто пользуется абонементом,
лицо или учреждение, имеющее телефон.
Абонемент – документ, предоставляющий право
на обслуживание, пользование чем-нибудь, а
также само право на это. (Слайд №3 и №4)
6. Вывод из работы
– Давайте вернёмся к слову «абонировать», замкнём круг. Посмотрите в словаре, что оно обозначает. Учащиеся зачитывают.
Получить, приобрести (Прикрепляю табличку на корни дерева)
– Это слово имеет отношение к «абоненту», который что-то приобретает, и к «абонементу», который получает кто-то. Согласитесь, «абонент» и «абонемент» близки по звучанию. Однако они имеют разные значения. Такие слова называются паронимы.
Паронимы. (Прикрепляю табличку на верхушку дерева)
– Давайте внимательно посмотрим на слово «паронимы». «Оним» означает «имя», а пара – 2. Значит, это 2 слова с разным «именем». Такое наблюдение мы сделали сами, а теперь посмотрим точно по словарю лингвистических терминов.
Учащиеся ищут значения и зачитывают.
Паронимы – однокоренные слова, близкие по звучанию, но разные по значению или частично совпадающие в своём значении. (Прикрепляю табличку на верхушку дерева).
– Итак, ребята, посмотрите, какое дерево у нас получилось! С вашей помощью – знаниями – оно действительно стало умным. Путём установления сходства и различия слов «абонент» и «абонемент» мы вывели определение понятия «паронимы». Кроме теоретических сведений, наше занятие имеет практическую значимость: из-за внешнего сходства паронимы часто смешиваются в речи, что приводит к лексическим ошибкам. Чтобы их избежать, нужно чётко разграничивать значения слов.
7. Практические упражнения: нахождение ошибок в речи
Исправьте лексические ошибки, объясните: (слайд №5).
Оружие труда, человечный мозг, огнестрельное
орудие, человеческий поступок. (Слайд №5)
Ответ: орудие труда, человечный поступок,
человеческий мозг, огнестрельное оружие. (Слайд
№6)
8. Практическая работа: составление словосочетаний и предложений с паронимами
Невежа – невежда.
Героический – геройский (составить предложение
про 70-летие Победы).
Синтаксический разбор предложений,
орфографический разбор.
9. Общий вывод
Это дерево как некий схематический знак можно использовать при морфемном разборе, нахождении однокоренных слов и т.д. Какое ещё умное растение мы рисовали на занятиях? Правильно, ромашку. В центре у нас был корень, от которого на лепестках мы записывали однокоренные слова, и у некоторых ромашки получались большие, т.к. находили много слов. (Слайд №7).
10. Рефлексия: что понравилось, что узнали новое, что не поняли
11. Выставление оценок
12. Домашнее задание: составить предложения с паронимами: глиняный – глинистый, надеть – одеть, поступок – проступок (6 предложений).
13. Оргмомент
– Ребята, вы молодцы! Урок окончен. До свидания.