Цель: знакомство с алгоритмом разбора глагола по составу.
Задачи:
- Научить разбирать глаголы по составу с опорой на алгоритм; показать отличие порядка разбора по составу глагола от других частей речи.
- Развитие умения выполнять разные виды разборов.
- Воспитывать внимательное отношение к языку.
Оборудование: учебник, тетрадь, памятка о суффиксах глагола, алгоритм порядка разбора глагола по составу, для рефлексии рисунки цветов яблони розового и белого цвета для каждого ученика, рисунок веточки яблони.
Ход урока
1. Организационный момент (2, 3 слайды)
Показ слайдов с изображением картин весны в сопровождении музыки.
Загадка: “Дева красная пришла, цветов много” (Весна)
2. Языковая разминка (4 – 6 слайды)
На слайде: “ (К) нам в.сна ш.га.т быстрыми шагами и сугробы та.т под её н.гами.” (И. Токмакова)
- Прочитайте, объясните написание слов с пропущенными буквами, постановку знаков препинания. Запишите предложение в тетрадь.
- Выполните синтаксический разбор этого предложения: выделите грамматическую основу, дайте характеристику предложения, составьте схему предложения.
- Сделайте звукобуквенный разбор слова тают и разбор слова шагает как часть речи (два человека работают у доски, остальные в тетради).
- Проверим.
3. Чистописание (7 слайд)
- Назовите личные окончания глаголов I спряжения (-ем,-ешь, -ете,-ет,-ут)
- Проверьте на экране. Запишите на первой строчке.
- Назовите личные окончания глаголов II спряжения (-им, -ишь, -ите, -ит, -ат). Проверьте на экране. Запишите на второй строчке.
- Назовите суффиксы глаголов неопределённой формы ( -ть, -ти), как определить глагол прошедшего времени (-л-).
Проверьте на экране. Запишите на третьей строчке.
- Назовите суффиксы глагола I спряжения, II спряжения, возвратных глаголов
(-а-, -о-, -е-, -у-, -и-, -ся, -сь)
Проверьте на экране. Запишите на четвёртой строчке.
4. Формулирование темы и цели урока (8 слайд)
- Посмотрите на экран и определите по схемам к каким частям речи относятся слова. Слов какой части речи больше? (глаголов)
- Озвучьте эти схемы, т. е. приведите примеры слов на тему “Весна”. (Подснежник, весенний, пришла, тает)
- Разбор слов какой части речи вызовет затруднение. (Глаголов) Какова же цель нашего урока? (Научиться разбирать глаголы по составу)
(На экране тема “Разбор глагола по составу” и открывается запись её на доске)
5. Работа с памяткой и алгоритмом (открытие новых знаний)
(9, 10 слайд)
– Чтобы разобрать глагол по составу, надо знать некоторые правила и порядок разбора глагола. Для этого откроем учебник на стр. 97. Прочитайте правило. Назовите суффиксы, которые не входят в основу. Эти суффиксы записаны на 1, 2, 3 строчках в чистописании. Назовите суффиксы, которые входят в основу. Они записаны на 4-й строчке чистописания. Проверим. (На экране – памятка. На доску она вывешивается под темой урока). Выделите зелёной ручкой эту памятку в чистописании.
– Давайте познакомимся с алгоритмом порядка разбора глагола по составу. Учебник стр. 98 (Дети читают по шагам, которые появляются на экране схематически. Потом алгоритм целиком вывешивается на доске)
- Чем порядок разбора глагола по составу отличается от порядка разбора других частей речи? (Определяем сначала форму глагола)
6. Упражнения в определении формы глаголов и в разборе глаголов по составу (11, 12 слайд)
1) – Выполним упражнение 293 на стр. 98. Прочитайте задание. Чтобы легче было озвучить схемы, Весна вам поможет подсказкой. (Обратить внимание на экран. Дети выполняют задание в тетрадях. По одному называют слово, определяют форму глагола, проверяют по образцу на экране).
2) – Выполним упражнение 295. Разберите глаголы по составу: разучилась, держать, вынес, подскажешь, уколоться.
(Дети самостоятельно работают, 5 человек работают на индивидуальных листах. Затем проводится проверка)
7. Рефлексия. Итог урока (13, 14 слайд)
- Что надо знать, чтобы разобрать глагол по составу (Ещё раз обратиться к памятке и алгоритму на доске.)
- Весна хочет узнать всё ли вам понятно, или возникли какие–либо трудности. Скоро на деревьях распустятся цветы. Давайте и мы украсим нашу веточку яблони цветами. Если вам было на уроке всё понятно, возьмите в руку белый цветок. А если было что–то непонятно, возникали трудности, то розовый. Приклеим ваши цветочки на веточку.
(В заключение открывается последний слайд)
- Спасибо за хорошую работу.