Цель: сформировать у уч-ся представление о толерантности.
Задачи:
- формировать у детей понятие о толерантности;
- развивать представления о других людях на основе сопоставления себя с ними, выделения сходства и различий;
- воспитывать чувство уважения друг к другу;
- способствовать предупреждению детской агрессивности и жестокости в решении конфликтных ситуаций.
Оборудование и наглядность:
- карта полушарий;
- диаграмма народов в России;
- карточки- листья со словами ( толерантный, толерантность, доброта, добрый, добренький, добрейший);
- листочки в клеточку;
- иллюстрации с людьми;
- музыкальные фонограммы.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Дети входят под песню “Улыбка”, держась за руки.
II. Актуализация знаний.
1. - Под какую песню вошли в класс? (“Улыбка”).
- Что такое улыбка? (Выражение на лице, мимика).
- А когда человек улыбается? (когда хорошее настроение, ему весело, когда человек добрый...)
- Верно, улыбка всегда располагает к общению, к уважению, к вниманию, к доброте. А если человек обладает всеми этими качествами, то говорят, что человек толерантный.
- Необычное слово? А вам интересно узнать больше об этом слове? (Да).
- Очень часто при чтении журналов, газет можно встретиться со словами, вошедшими в русский язык из других языков мира. Издавна люди общались с соседними народами. Налаживали с ними торговые и культурные связи. При общении в речь проникали иноязычные слова. Толерантность – латинское происхождение и означает терпение, терпимость.
2. Мы все разные.
- Ребята, на какой планете мы живем? (Земля).
- Сколько материков на Земле? (6).
- Как называется наша страна? (Россия).
- А какой народ живет в России? (Русские, ..........).
- А какие народы живут у нас, в Астраханской области?
- Ребята, посмотрите на иллюстрации. Кто изображен? (Люди).
- Похожи ли они между собой? (Нет, есть молодые, пожилые, русские и нет, с разным цветом кожи, есть дети...).
- Совершенно верно, все люди разные, живут в разных уголках нашей планеты.
- А как же появились люди на Земле? Человечество всегда пыталось выяснить свое происхождение и свое различие. Когда не было научных знаний, люди складывали легенды.
Легенда североамериканских индейцев. Боги лепили фигурки людей. Для прочности ставили в печь на обжиг. Те фигурки, которые достали из печи после обжига имели кирпично-красный цвет, это индейцы. В следующий раз боги забыли вынуть фигурки из печи, достали угольки – это негры. В третий раз боялись пережечь, вынули фигурки очень рано – бледно-розовые – европейцы. Все расселились по всему земному шару, так образовалось 15-20 тысяч разных народов. Посмотрите на диаграмму.
- Чем отличается каждый народ? (язык, культура, религия, традиции). Давайте послушаем песню о разных языках.
3. Физминутка. Проводятся упражнения под песню “ Если добрый ты” (упражнения со взаимодействием рук).
4. Составление древа (работа со словами)
- Какое слово повторялось в песне? ( добрый).
- Подберите родственные слова к слову добрый (добренький, добрейший, доброта). Доброта – хорошее чувство. А что значит хорошее чувство? ( Внимание, терпение...)
- Если человек обладает всеми этими качествами, относится к окружающим именно так, то говорят, что он толерантный. (На доске нарисованное на ватмане дерево без листьев, ребята прикрепляют таблички-листья со словами).
III. Рефлексия.
У детей листочки, карандаши красного и зеленого цветов. Детям предлагаются ситуации с 2-мя вариантами ответов. Если ребенок согласен с 1 вариантом, рисует красный кружок, если согласен со 2 вариантом – рисует синий кружок.
Ситуации (на карточках).
1) Младший брат сломал игрушку:
- ты его постараешься успокоить
- ты ударишь его
2) Ты поссорился со своей сестрой:
- находишь выход
- обижаешься и мстишь
3) Ты недоволен собой:
- людей без недостатков не бывает
- ты все сваливаешь на других
4) Тебе не хочется идти на прогулку со своими близкими:
- идешь гулять
- устраиваешь истерику
5) Саша плохо одет:
- это неважно
- я подсмеиваюсь над ним
- Ребятки, встаньте у кого из вас получилось больше красных кружков. Это значит, что вы толерантны. Какими качествами обладаете?
Подведение итогов. Чтение и обсуждение высказываний великих людей.
- “Кто полон милосердия, непременно обладает мужеством”. (Конфуций)
- “Чтобы поверить в добро, надо начать его делать”. (Л.Н. Толстой)
- Так что значит быть толерантным? (Это значит бережно относиться ко всем, понимать друг друга.)
- Спасибо за работу.