Урок истории "Русские князья Игорь и Святослав. Княгиня Ольга". 7-й класс

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку», Коррекционная педагогика

Класс: 7


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)


Цель

  • Показать на примере деятельности первых русских князей основные направления внутренней и внешней политики Руси.

Задачи

  • Образовательные: познакомить учащихся с деятельностью первых русских князей Олега, Игоря, Святослава, княгини Ольги; проследить начало династии Рюриковичей, проследить территорию государства в X в., с какими племенами Русь вела торговлю, по каким морям плавали русичи, с какими трудностями это было сопряжено, какая опасность угрожала Киевской Руси.
  • Коррекционно-развивающие: продолжать учить составлять полные и развернутые ответы, развивать умение работать коллективно (устно) и индивидуально (письменно) с дополнительным материалом (грамзаписи, адаптированные тексты, текст для дополнительного чтения в учебнике).
  • Воспитательные: воспитывать у учащихся прилежание, интерес к знаниям об истории своего Отечества.

Основные знания

  • Первые русские князья: Олег, Игорь, Святослав, княгиня Ольга; династия Рюриковичей.
  • Основные термины и понятия
  • Мирный договор, династия.

Оборудование и материалы

  • Карта “Древнерусское государство Киевская Русь в IX— начале XII в.”, задания на карточках.

Тип урока

  • Комбинированный.
Этап урока Психолого-педагогическое обоснование деятельности учителя Номер слайда Ожидаемый результат со стороны учеников
I. Организация начала урока.

Цель: настроить обучающихся на работу на уроке.

1.Сверить количество обучающихся по списку.

2.Проверить готовность обучающихся к уроку.

№1  
II. Повторение пройденного материала.

Цель: закрепление знаний по пройденной теме.

Устный опрос

Какую тему изучали на прошлом уроке? О чем шла речь на уроке.

Когда образовалось государство Киевская Русь?

(по гиперссылке учитель уходит на слайд с Лентой времени. После выполнения задания возвращается на слайд с вопросами.)

 

№2

 

№3

Вспоминают тему и содержание предыдущей темы.

Дают ответ.

Один ученик при помощи манипулятора мышь отмечает даты на Ленте времени, другие ученики выполняют это задание на карточках.

Какой город стал столицей Древнерусского государства? (по гиперссылке учитель уходит на слайд с контурной картой и предлагает выполнить задание. Учитель показывает видеоролик – образец выполнения задания)

Как звали первого древнерусского князя, объединившего племена восточных славян?

Кто стал управлять государством после смерти Рюрика?

№4 Дают полный ответ. Один ученик показывает на карте.

Выполняют задание на бумажной контурной карте

Дают ответ. Один ученик показывает на карте.

Расскажите предание об Олеге.

(учитель предлагает рассмотреть иллюстрации В.М. Васнецова, восстановить хронологическую их последовательность)

№5 Монологический рассказ. В случае затруднений пользуются наводящими вопросами.
III. Актуализация знаний, объявление новой темы.

Цель: активизировать деятельность обучающихся на уроке.

Вводное слово учителя.

Вводное слово учителя.

Власть киевских князей передавалась по наследству, а поскольку род свой они вели от Рюрика, их стали называть по его имени. Так на Руси появилась династия Рюриковичей.

Сообщение темы урока: “Русские князья Игорь и Святослав. Княгиня Ольга”

 

 

 

 

№6

Записывают тему урока в тетрадь
IV. Изучение нового материала

Цель: организовать познавательную деятельность обучающихся, познакомить их ...рассказать о ...

Рассказ учителя

Учитель объясняет понятие династия. Словарная работа.

Учитель рассказывает о княжении Игоря, потом Ольги.

Указывает даты начала их правления. С помощью иллюстраций составляет т на доске генеалогическое древо династии Рюриковичей (первых князей).

Учитель дополняет материал учебника чтением отрывка о мести Ольги древлянам из книги “Рассказы русских летописей”.

Каким образом Ольга отомстила за мужа?

 

 

 

 

№7

 

№8

 

Династия – ряд последовательно правящих князей из одного и того же рода.

Записывают в словарь.

Слушают учителя.

 

Дают ответ

Работа с текстом учебника

Задание. Найдите в тексте сведения о правлении Святослава. Прочитайте.

Беседа по прочитанному:

- Какую весть посылал Святослав противнику, когда собирался идти в бой?

- Что обозначает словосочетание “мирный договор”? Словарная работа: мирный договор.

- С кем Святослав заключил мирный договор?

- Как погиб Святослав?

№9 Три ученика читают указанные учителем абзацы, остальные следят.

Дают ответ

Находят объяснение слов в учебнике.

Дают ответ.

 

 

 

 

 

Записывают в тетрадь порядок правления князей.

V. Физкультминутка.

Цель: соблюдение охранительного режима.

Гимнастика для глаз

Гимнастика для тела

   
VI. Первичное закрепление материала

Цель: закрепление знаний по новой теме; формирование пространственно-временных представлений.

Беседа по вопросам.

Какую тему мы изучали на уроке?

Что нового вы сегодня узнали на уроке?

Почему древляне убили Игоря?

Каким образом Ольга отомстила за мужа?

Как погиб князь Святослав?

  Дают ответы, дополняют ответы своих одноклассников.
Работа с Лентой времени

Назвать события, даты которых обозначены на Ленте времени.

№10 Дают ответы, сверяются с ответами на слайде.
Словарная работа

Как называется ряд последовательно правящих князей из одного и того де рода?

Как называется соглашение о мире между государствами?

№11 Дают ответы, сверяются с ответами на слайде.
Задание: Биографическая задача. Кто это?

Задание: Восстановите родословное древо династии Рюриковичей.

№12

№13

Дают ответы, сверяются со слайдом.

Выполняют задание на бумаге. Вклеивают изображения князей на древо. Потом сверяют выполненное задание со слайдом.

VII. Подведение итогов

Цель: Привитие обучающимся навыки самоконтроля.

Комментарии, объявление оценок за работу   Слушают подведение итогов за урок
VIII. Домашнее задание Сообщение домашнего задания.

Подготовить монологический рассказ об Олеге, Игоре, прочитать рассказ для дополнительного чтения “Встреча князя Святослава с Византийским императором”

  Записывают домашнее задание
IX. Индивидуальное задание Сообщение индивидуального задания.

Прочитать указанные учителем абзацы текста учебника

   

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3