Цель
- Показать на примере деятельности первых русских князей основные направления внутренней и внешней политики Руси.
Задачи
- Образовательные: познакомить учащихся с деятельностью первых русских князей Олега, Игоря, Святослава, княгини Ольги; проследить начало династии Рюриковичей, проследить территорию государства в X в., с какими племенами Русь вела торговлю, по каким морям плавали русичи, с какими трудностями это было сопряжено, какая опасность угрожала Киевской Руси.
- Коррекционно-развивающие: продолжать учить составлять полные и развернутые ответы, развивать умение работать коллективно (устно) и индивидуально (письменно) с дополнительным материалом (грамзаписи, адаптированные тексты, текст для дополнительного чтения в учебнике).
- Воспитательные: воспитывать у учащихся прилежание, интерес к знаниям об истории своего Отечества.
Основные знания
- Первые русские князья: Олег, Игорь, Святослав, княгиня Ольга; династия Рюриковичей.
- Основные термины и понятия
- Мирный договор, династия.
Оборудование и материалы
- Карта “Древнерусское государство Киевская Русь в IX— начале XII в.”, задания на карточках.
Тип урока
- Комбинированный.
Этап урока | Психолого-педагогическое обоснование деятельности учителя | Номер слайда | Ожидаемый результат со стороны учеников |
I. Организация начала урока. Цель: настроить обучающихся на работу на уроке. |
1.Сверить количество обучающихся по
списку. 2.Проверить готовность обучающихся к уроку. |
№1 | |
II. Повторение
пройденного материала. Цель: закрепление знаний по пройденной теме. |
Устный опрос Какую тему изучали на прошлом уроке? О чем шла речь на уроке. Когда образовалось государство Киевская Русь? (по гиперссылке учитель уходит на слайд с Лентой времени. После выполнения задания возвращается на слайд с вопросами.) |
№2
№3 |
Вспоминают тему и содержание
предыдущей темы. Дают ответ. Один ученик при помощи манипулятора мышь отмечает даты на Ленте времени, другие ученики выполняют это задание на карточках. |
Какой город стал столицей
Древнерусского государства? (по гиперссылке
учитель уходит на слайд с контурной картой и
предлагает выполнить задание. Учитель
показывает видеоролик – образец выполнения
задания) Как звали первого древнерусского князя, объединившего племена восточных славян? Кто стал управлять государством после смерти Рюрика? |
№4 | Дают полный ответ. Один ученик
показывает на карте. Выполняют задание на бумажной контурной карте Дают ответ. Один ученик показывает на карте. |
|
Расскажите предание об Олеге. (учитель предлагает рассмотреть иллюстрации В.М. Васнецова, восстановить хронологическую их последовательность) |
№5 | Монологический рассказ. В случае затруднений пользуются наводящими вопросами. | |
III. Актуализация знаний,
объявление новой темы. Цель: активизировать деятельность обучающихся на уроке. |
Вводное слово учителя. Вводное слово учителя. Власть киевских князей передавалась по наследству, а поскольку род свой они вели от Рюрика, их стали называть по его имени. Так на Руси появилась династия Рюриковичей. Сообщение темы урока: “Русские князья Игорь и Святослав. Княгиня Ольга” |
№6 |
Записывают тему урока в тетрадь |
IV. Изучение нового
материала Цель: организовать познавательную деятельность обучающихся, познакомить их ...рассказать о ... |
Рассказ учителя Учитель объясняет понятие династия. Словарная работа. Учитель рассказывает о княжении Игоря, потом Ольги. Указывает даты начала их правления. С помощью иллюстраций составляет т на доске генеалогическое древо династии Рюриковичей (первых князей). Учитель дополняет материал учебника чтением отрывка о мести Ольги древлянам из книги “Рассказы русских летописей”. Каким образом Ольга отомстила за мужа? |
№7
№8 |
Династия – ряд последовательно правящих князей из одного и того же рода. Записывают в словарь. Слушают учителя.
Дают ответ |
Работа с текстом учебника Задание. Найдите в тексте сведения о правлении Святослава. Прочитайте. Беседа по прочитанному: - Какую весть посылал Святослав противнику, когда собирался идти в бой? - Что обозначает словосочетание “мирный договор”? Словарная работа: мирный договор. - С кем Святослав заключил мирный договор? - Как погиб Святослав? |
№9 | Три ученика читают указанные
учителем абзацы, остальные следят. Дают ответ Находят объяснение слов в учебнике. Дают ответ.
Записывают в тетрадь порядок правления князей. |
|
V. Физкультминутка. Цель: соблюдение охранительного режима. |
Гимнастика для глаз Гимнастика для тела |
||
VI. Первичное закрепление
материала Цель: закрепление знаний по новой теме; формирование пространственно-временных представлений. |
Беседа по вопросам. Какую тему мы изучали на уроке? Что нового вы сегодня узнали на уроке? Почему древляне убили Игоря? Каким образом Ольга отомстила за мужа? Как погиб князь Святослав? |
Дают ответы, дополняют ответы своих одноклассников. | |
Работа с Лентой времени Назвать события, даты которых обозначены на Ленте времени. |
№10 | Дают ответы, сверяются с ответами на слайде. | |
Словарная работа Как называется ряд последовательно правящих князей из одного и того де рода? Как называется соглашение о мире между государствами? |
№11 | Дают ответы, сверяются с ответами на слайде. | |
Задание: Биографическая
задача. Кто это? Задание: Восстановите родословное древо династии Рюриковичей. |
№12 №13 |
Дают ответы, сверяются со слайдом. Выполняют задание на бумаге. Вклеивают изображения князей на древо. Потом сверяют выполненное задание со слайдом. |
|
VII. Подведение итогов Цель: Привитие обучающимся навыки самоконтроля. |
Комментарии, объявление оценок за работу | Слушают подведение итогов за урок | |
VIII. Домашнее задание | Сообщение домашнего задания. Подготовить монологический рассказ об Олеге, Игоре, прочитать рассказ для дополнительного чтения “Встреча князя Святослава с Византийским императором” |
Записывают домашнее задание | |
IX. Индивидуальное задание | Сообщение индивидуального задания. Прочитать указанные учителем абзацы текста учебника |